Актуальность народных игр и их влияние на речь детей на современном этапе развития дошкольного образ
Актуальность народных игр и их влияние на речь детей на современном этапе развития дошкольного образования
The relevance of folk games and their impact on children's speech at the present stage of development of preschool education
Авторы:
Зоценко Оксана Петровна
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 144», г. Воронеж, Россия.
e-mail: hop4.192@gmail.com
Zotsenko Oksana Petrovna
Kindergarten №144, Voronezh, Russia
e-mail: hop4.192@gmail.com
Соколова Ирина Николаевна
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 144», г. Воронеж, Россия.
e-mail: irina_sokolova1969@mail.ru
Sokolova Irina Nikolaevna
Kindergarten №144, Voronezh, Russia
e-mail: irina_sokolova1969@mail.ru
Аннотация: Статья посвящена проблеме актуальности использования народных игр в некоторых видах детской деятельности и их влияние на речь детей в современном мире. Раскрывается значение и особенности данной проблемы, даются методические рекомендации по применению народных игр.
Abstract: The article is devoted to the problem of the relevance of the use of folk games in some types of children's activities and their impact on children's speech in the modern world. The significance and features of this problem are disclosed, methodological recommendations on the use of folk games are given.
Ключевые слова: народная игра, речевая активность, национальные традиции, фольклор, словарный запас, нравственные ценности, устное народное творчество, национальная память.
Key words: folk game, speech activity, national traditions, folklore, vocabulary, moral values, oral folk art, national memory.
Тематическая рубрика: Дошкольное образование.
Всё течёт, всё меняется. Меняется и наша жизнь. В настоящее время мы живём в век цифровых технологий. Это обстоятельство накладывает свой отпечаток на развитие дошкольного образования, которое сейчас находится на новом этапе развития, так как пересматривается его содержание.
Одним из приоритетных направлений становится работа по активизации речевой деятельности детей.
Язык – это важнейшее средство человеческого общения. Непременным условием для всестороннего развития ребёнка является общение его с взрослыми и сверстниками. К сожалению, в последнее время, дети и взрослые стали меньше общаться дуг с другом. Зачастую папы, мамы и дети проводят время за игрой в компьютер и просмотром телевизора. Мозг ребёнка не развивается, он лишь, подобно процессору, учится обрабатывать сухую информацию, которая не окрашена живым, эмоциональным общением. В результате речь детей плохо развита. Они не умеют вести диалог, составлять рассказы, плохо пересказывают.
Неоценимую роль в решении этой задачи оказывает игровая технология, позволяющая через игру положительно влиять на формирование речевой активности детей. Как утверждают учёные, игры снимают психологические барьеры, вселяют уверенность в собственных силах, улучшают общение детей со сверстниками и взрослыми. К тому же игры являются средством умственного развития ребенка, формирования его речи, воображения, суждений, умозаключений. Устанавливаются определённые связи в мозгу, которые помогают при решении задач, а развиваются они через игру и используются позднее в обучении. Вопросы, споры, возникающие между детьми в процессе игры, способствуют расширению кругозора, углублению интереса к познанию окружающего мира.
Богатейшим материалом для развития коммуникативных навыков и речи во всех её аспектах, является русский народный фольклор, с которым дети знакомятся с самого раннего возраста. Это песенки, потешки, прибаутки, дразнилки, весёлые игры, короткие сказочки без начала и конца. Когда они возникли? Кто придумал эти игры? На этот вопрос только один ответ: они созданы народом.
Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.
Некоторые, особенно молодые педагоги, могут недооценивать важность использования народных игр утверждая, что есть современные игры, которые ближе и понятнее детям. Кроме того, давно забыты и не употребляются в разговорной речи старославянские слова и изречения, почти не используются песенки, потешки, поговорки, пословицы, которыми так богат русский язык. В современной жизни практически отсутствуют предметы народного быта, упоминаемые в фольклорных произведениях. Поэтому многие педагоги, опрометчиво считая, что некоторые слова и выражения фольклорных произведений недоступны детям, или сами не понимая и не умея их объяснить, упускали в них очень важные смысловые оттенки или пересказывали их на современном языке.
Уважаемые педагоги, искренне хотим предостеречь Вас не повторять таких ошибок. Каждый раз удивляешься чуду, когда звучит русская народная музыка и малыши инстинктивно пускаются в пляс, у них меняется настроение, они с удовольствием подпевают и очень быстро запоминают слова народной песенки. Эта информация заложена на генетическом уровне русского человека, и задача каждого педагога помочь ребёнку, донести до него истинный смысл и мудрость наших предков.
Народные игры – словесные, подвижные, музыкальные - являются неотъемлемой частью русского фольклора. Они влияют на развитие ума, способствуют развитию речи детей, расширяют словарный запас, помогают в общении, раскрывают смысловое значение старинных слов и выражений, а также приобщают детей к общечеловеческим нравственным ценностям. Таким как честность, выдержка, дисциплина, товарищество, воспитание воли, настойчивости, преодолению трудностей.
Кроме того, народные игры вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков — их быте, труде, мировоззрении. Именно игровая форма (а никакая другая) способствует успешному усвоению фольклорного языка. В игре ребёнок входит в образ, у него обостряются чувства, он воображает, искренне переживает изображаемые действия, верит в их правду. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников. Поэтому можно с уверенностью сказать, что народные игры способствуют формированию нравственности, воспитывают любовь к Отечеству, уважение к предкам, интерес к самобытной русской культуре.
В дошкольном возрасте использовать народные игры целесообразно во всех видах детской деятельности. Рассмотрим некоторые из них.
Применение народных подвижных игр на прогулке – это источник радости и положительных эмоций, которые дают хорошее настроение, обладают высокой воспитательной силой. Но как вызвать здоровый интерес к игре? Конечно же с помощью заклички, так полюбившейся детьми. Весело, эмоционально, ритмично двое детей зазывают остальных в игру и, глядишь, а к ним уже присоединился целый хор детских голосов.
Тай, тай, налетай
В интересную игру
А в какую – не скажу!
Отгадайте сами чертики с усами!
И сразу старинные слова приобретают современный смысл, не вызывая недоумения и смеха. Как же дальше организовать игроков, никого не обидеть, честно выбрать водящего? И здесь нам на помощь приходят народные считалки, жеребьевки. И сразу даже самые молчаливые и стеснительные дети лихо выговаривают сложные слова, соотносят каждое произнесенное слово с конкретным ребенком, т. е. игра еще не началась, но дети так увлеченно включились в речевую деятельность, что трудно было бы добиться такой активности даже на занятии. И все это благодаря народной мудрости, собранной по крупицам и донесенной до наших дней.
Итак, регулярно проводя народные игры на прогулке в комплексе с другими средствами познавательной активности, мы вкладываем в детей гармонию духовного богатства, моральную чистоту, нравственные ценности и физическое здоровье каждого ребенка. Педагоги должны помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент для развития нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно-полезной и творческой деятельности.
Педагог творческий, увлеченный, небезразличный к детям будет искать самые неожиданные моменты для внедрения народных игр. Так очень оригинально может быть построена утренняя гимнастика в форме народных игр, где дети могут выступать в роли соведущих воспитателя или физкультурного руководителя. Народные игры помогут успокоить гиперактивных и активизировать пассивных детей, хорошо заполнить любой момент в режиме дня, помогут сплотить детский коллектив.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору. Всё чаще в дошкольных учреждениях проводятся такие праздники как «Покров», «Рождество», «Масленица», «Пасха». На этих праздниках будет уместно проведение русской народной игры, которая несомненно украсит сам праздник, добавит радости детям, пополнит их словарный запас и познакомит с некоторыми особенностями народного быта.
Можно с уверенностью сказать, что игры вообще, а в частности народные игры – это своеобразная школа для ребёнка. В них развивается речь детей, удовлетворяется жажда действия, предоставляется обильная пища для работы ума и воображения, воспитывается умение преодолевать неудачи, переживать неуспех, постоять за себя и за справедливость.
В играх — залог полноценной душевной жизни ребенка в будущем.
Список литературы:
1. Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор - М., 1957.
2. Ершова А, Букатов В. Возвращение к таланту - Красноярск, АКМЭ, 1999г.
3. Мельников М. Н. Русский детский фольклор: - М.: Просвещение, 1987г.
4. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам национальной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПб,: Детство – Пресс, 2004г.
5. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Знакомство детей с русским народным искусством, ремёслами, бытом в детском саду. – СПб.: «Детство – Пресс», 2004г.