Технология формирования эколого-валеологических представлений у дошкольников в процессе наблюдения

Дата публикации: 2019-09-15 14:24:10
Статью разместил(а):
Усольцева Надежда Владимировна

Технология формирования эколого-валеологических представлений у дошкольников в процессе наблюдения

Technology of formation of ecological-valeological representations at preschool children in the course of supervision

 

Автор: Усольцева Надежда Владимировна

БМАДОУ «Детский сад № 18», п. Монетный, Свердловская область, Россия.

e-mail: usoltsev_1989@mail.ru

Usoltseva Nadezhda Vladimirovna

Kindergarten № 18, p. Monetnyy, Sverdlovsk oblast, Russia.

e-mail: usoltsev_1989@mail.ru

 

Аннотация: В статье предложена технология формирования эколого-валеологических представлений у детей дошкольного возраста в процессе наблюдения.

Abstract: the article proposes a technology for the formation of ecological-valeological representations in preschool children in the process of observation.

Ключевые слова: эколого-валеологические представления, педагогическая технология.

Key words: ecological-valeological representations, pedagogical technology.

Тематическая рубрика: дошкольное образование.

 

В современных условиях неблагополучия окружающей среды актуальными являются вопросы сохранения здоровья подрастающего поколения. Однако рассматривать проблему формирования здоровья без учёта особенностей взаимодействия человека с окружающей средой невозможно, поэтому, на мой взгляд, одним из эффективных путей решения главной задачи современности – воспитания здоровой гармонически развитой личности, является осуществление эколого-валеологического образования дошкольников.

Эколого-валеологическое образование направлено на формирование гармоничных взаимоотношений подрастающего поколения с окружающей средой и активного отношения к своему здоровью.

В результате эколого-валеологического образования у дошкольников должны быть сформированы эколого-валеологические представления. 

Для формирования эколого-валеологических представлений у детей целесообразно использовать различные виды наблюдения. Наблюдение может осуществляться в процессе проведения опытно-экспериментальной деятельности, во время экскурсий.

Предложенная технология включает различные формы работы по следующим разделам: «Природа и мы», «Организм человека», «Здоровый образ жизни».

Раздел «Природа и мы» включает следующие формы работы:

1.                  Наблюдение в процессе экскурсии «Осень в лесу». Цель - Сформировать преставления об экологической системе природы и влиянии человека на окружающую среду

2. Образовательная деятельность «Что такое природа. Живая и неживая природа». Цель - дать представление о живой и неживой природе, формировать представление о неразрывной связи природы с человеком.

3. Наблюдение «Солнце».  Цель - закрепить представление детей о солнце и о его роли для живых организмов.

4. Наблюдение «Вода». Цель - дать представления о воде, о ее значении в жизни человека, воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.

5. Наблюдение «Деревья и кусты». Цель - формировать представления о сезонных изменениях у деревьев в зимний и весенний период.

6. Наблюдение «Насекомые. Птицы». Цель - формировать представления об изменениях в жизни птиц и насекомых в зимний и весенний период. Воспитывать бережное отношение к птицам, насекомым, желание заботиться о них.

7. Наблюдение «Животные зимой». Цель - формировать представления о жизни животных в зимний и весенний период.

8. Наблюдение «Цветы». Цель - наблюдать за изменениями цветов весной, осенью.

9. Цикл наблюдений «Рост лука». Цель - определить условия, при которых будет расти лук, сформировать представление о пользе лука для организма человека.

10. Наблюдение «Комнатные растения». Цель - обобщить знания детей о растениях, способах ухода за ними, формировать трудовые навыки по уходу за растениями.

11. Наблюдение «Лекарственные растения вокруг нас». Цель - познакомить детей с лекарственными растениями, растущими на территории детского сада, формировать представления о пользе лекарственных растений.

12. Наблюдение в ходе экскурсии «В гости к хозяйке леса «Цель - учить видеть, как природа готовится к осени, наблюдать взаимосвязь природных явлений, воспитывать правильное отношение к природе.

13. Образовательная деятельность «Сохраним наш поселок в чистоте». Цель - дать представление об экологических проблемах нашего поселка, формировать представление об участии человека в сохранении природы.

Раздел «организм человека»

1.                  Самонаблюдение «Мой организм». Цель - формировать представления о строении тела. Расширять знания о своем организме.

2. Наблюдение в ходе познавательно-исследовательской деятельности «Органы чувств». Цель - формировать представления об органах чувств человека.

3. Наблюдение в ходе познавательно-исследовательской деятельности «Глаза – орган зрения». Цель - дать представления о том, что глаза один из основных органов чувств. Формировать преставления о роли зрения в жизни человека.

4. Образовательная деятельность «Органы дыхания». Цель - формировать представления об органах дыхания человека, функциях, которые они выполняют.

5. Самонаблюдение «Наша кожа». Цель - формировать представление о коже, ее функциях и значении для человека.

6. Образовательная деятельность «Правильная осанка». Цель - формировать знания детей о правильной осанке.

Раздел «Здоровый образ жизни»

1. Образовательная деятельность «Здоровье наш самый лучший друг». Цель - формировать знания о здоровье, способах его укрепления. Познакомить с основными ценностями здорового образа жизни.

2. Образовательная деятельность «Микробы». Цель - формировать представления о микробах, привычку к здоровому образу жизни.

3. Образовательная деятельность «Витамины». Цель - формировать представления о пользе витаминов, учить различать витаминосодержащие продукты, воспитывать желание заботиться о своем здоровье.

4. Образовательная деятельность «Полезные и вредные привычки». Цель - учить отличать полезные и вредные привычки, формировать отрицательное отношение к вредным привычкам, воспитывать интерес к здоровому образу жизни, желание заботиться о своем здоровье.

Предложенная технология поможет сформировать у детей дошкольного возраста эколого-валеологические представления. Дети научатся наблюдать за живой и неживой природой, за сезонными изменениями, бережному отношению к природе, а также у них будут сформированы представления о своем организме, о основах здорового образа жизни и способах укрепления своего здоровья.

 

Литература:

1. Зебзеева В.А. Теория и технология дошкольного образования: экологическое образование детей [Текст] / В.А. Зебзеева. – Оренбург: Издательство ОГПУ, 2008. – 223 с.

2. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду: Методическое пособие [Текст] А.И. Иванова. – М.: ТЦ Сфера, 2009. –     56 с.

3. Карепова Т.Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников: планирование, система работы [Текст] / Т.Г. Карепова. – Волгоград: Учитель, 2010. – 156 с.

4. Касьянова Л.Г Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста [Текст]: учеб. -метод. Пособие / Л.Г. Касьянова; Шадр. гос. пед. ин-т. – Шадринск: Изд-во ОГУП «Шадринский дом печати», 2010. – 202 с.

5. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: учеб пособие [Текст] / С.Н. Николаева. 6-е изд., стер. – М.: Академия, 2012. –  272 с.