Технология формирования эколого-валеологических представлений у дошкольников в процессе наблюдения
Технология формирования эколого-валеологических представлений у дошкольников в процессе наблюдения
Technology of formation of ecological-valeological representations at preschool children in the course of supervision
Автор: Усольцева Надежда Владимировна
БМАДОУ «Детский сад № 18», п. Монетный, Свердловская область, Россия.
e-mail: usoltsev_1989@mail.ru
Usoltseva Nadezhda Vladimirovna
Kindergarten № 18, p. Monetnyy, Sverdlovsk oblast, Russia.
e-mail: usoltsev_1989@mail.ru
Аннотация: В статье предложена технология формирования эколого-валеологических представлений у детей дошкольного возраста в процессе наблюдения.
Abstract: the article proposes a technology for the formation of ecological-valeological representations in preschool children in the process of observation.
Ключевые слова: эколого-валеологические представления, педагогическая технология.
Key words: ecological-valeological representations, pedagogical technology.
Тематическая рубрика: дошкольное образование.
В современных условиях неблагополучия окружающей среды актуальными являются вопросы сохранения здоровья подрастающего поколения. Однако рассматривать проблему формирования здоровья без учёта особенностей взаимодействия человека с окружающей средой невозможно, поэтому, на мой взгляд, одним из эффективных путей решения главной задачи современности – воспитания здоровой гармонически развитой личности, является осуществление эколого-валеологического образования дошкольников.
Эколого-валеологическое образование направлено на формирование гармоничных взаимоотношений подрастающего поколения с окружающей средой и активного отношения к своему здоровью.
В результате эколого-валеологического образования у дошкольников должны быть сформированы эколого-валеологические представления.
Для формирования эколого-валеологических представлений у детей целесообразно использовать различные виды наблюдения. Наблюдение может осуществляться в процессе проведения опытно-экспериментальной деятельности, во время экскурсий.
Предложенная технология включает различные формы работы по следующим разделам: «Природа и мы», «Организм человека», «Здоровый образ жизни».
Раздел «Природа и мы» включает следующие формы работы:
1. Наблюдение в процессе экскурсии «Осень в лесу». Цель - Сформировать преставления об экологической системе природы и влиянии человека на окружающую среду
2. Образовательная деятельность «Что такое природа. Живая и неживая природа». Цель - дать представление о живой и неживой природе, формировать представление о неразрывной связи природы с человеком.
3. Наблюдение «Солнце». Цель - закрепить представление детей о солнце и о его роли для живых организмов.
4. Наблюдение «Вода». Цель - дать представления о воде, о ее значении в жизни человека, воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.
5. Наблюдение «Деревья и кусты». Цель - формировать представления о сезонных изменениях у деревьев в зимний и весенний период.
6. Наблюдение «Насекомые. Птицы». Цель - формировать представления об изменениях в жизни птиц и насекомых в зимний и весенний период. Воспитывать бережное отношение к птицам, насекомым, желание заботиться о них.
7. Наблюдение «Животные зимой». Цель - формировать представления о жизни животных в зимний и весенний период.
8. Наблюдение «Цветы». Цель - наблюдать за изменениями цветов весной, осенью.
9. Цикл наблюдений «Рост лука». Цель - определить условия, при которых будет расти лук, сформировать представление о пользе лука для организма человека.
10. Наблюдение «Комнатные растения». Цель - обобщить знания детей о растениях, способах ухода за ними, формировать трудовые навыки по уходу за растениями.
11. Наблюдение «Лекарственные растения вокруг нас». Цель - познакомить детей с лекарственными растениями, растущими на территории детского сада, формировать представления о пользе лекарственных растений.
12. Наблюдение в ходе экскурсии «В гости к хозяйке леса «Цель - учить видеть, как природа готовится к осени, наблюдать взаимосвязь природных явлений, воспитывать правильное отношение к природе.
13. Образовательная деятельность «Сохраним наш поселок в чистоте». Цель - дать представление об экологических проблемах нашего поселка, формировать представление об участии человека в сохранении природы.
Раздел «организм человека»
1. Самонаблюдение «Мой организм». Цель - формировать представления о строении тела. Расширять знания о своем организме.
2. Наблюдение в ходе познавательно-исследовательской деятельности «Органы чувств». Цель - формировать представления об органах чувств человека.
3. Наблюдение в ходе познавательно-исследовательской деятельности «Глаза – орган зрения». Цель - дать представления о том, что глаза один из основных органов чувств. Формировать преставления о роли зрения в жизни человека.
4. Образовательная деятельность «Органы дыхания». Цель - формировать представления об органах дыхания человека, функциях, которые они выполняют.
5. Самонаблюдение «Наша кожа». Цель - формировать представление о коже, ее функциях и значении для человека.
6. Образовательная деятельность «Правильная осанка». Цель - формировать знания детей о правильной осанке.
Раздел «Здоровый образ жизни»
1. Образовательная деятельность «Здоровье наш самый лучший друг». Цель - формировать знания о здоровье, способах его укрепления. Познакомить с основными ценностями здорового образа жизни.
2. Образовательная деятельность «Микробы». Цель - формировать представления о микробах, привычку к здоровому образу жизни.
3. Образовательная деятельность «Витамины». Цель - формировать представления о пользе витаминов, учить различать витаминосодержащие продукты, воспитывать желание заботиться о своем здоровье.
4. Образовательная деятельность «Полезные и вредные привычки». Цель - учить отличать полезные и вредные привычки, формировать отрицательное отношение к вредным привычкам, воспитывать интерес к здоровому образу жизни, желание заботиться о своем здоровье.
Предложенная технология поможет сформировать у детей дошкольного возраста эколого-валеологические представления. Дети научатся наблюдать за живой и неживой природой, за сезонными изменениями, бережному отношению к природе, а также у них будут сформированы представления о своем организме, о основах здорового образа жизни и способах укрепления своего здоровья.
Литература:
1. Зебзеева В.А. Теория и технология дошкольного образования: экологическое образование детей [Текст] / В.А. Зебзеева. – Оренбург: Издательство ОГПУ, 2008. – 223 с.
2. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду: Методическое пособие [Текст] А.И. Иванова. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 56 с.
3. Карепова Т.Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников: планирование, система работы [Текст] / Т.Г. Карепова. – Волгоград: Учитель, 2010. – 156 с.
4. Касьянова Л.Г Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста [Текст]: учеб. -метод. Пособие / Л.Г. Касьянова; Шадр. гос. пед. ин-т. – Шадринск: Изд-во ОГУП «Шадринский дом печати», 2010. – 202 с.
5. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: учеб пособие [Текст] / С.Н. Николаева. 6-е изд., стер. – М.: Академия, 2012. – 272 с.