Особенности формирования словаря в процессе ознакомления со свойствами и качествами предметов
Особенности формирования словаря в процессе ознакомления со свойствами и качествами предметов в старшем дошкольном возрасте
Features of formation of the dictionary in the process of acquaintance with properties and qualities of subjects in the senior preschool age
Автор: Усольцева Надежда Владимировна
БМАДОУ «Детский сад № 18», п. Монетный, Свердловская область, Россия.
e-mail: usoltsev_1989@mail.ru
Usoltseva Nadezhda Vladimirovna
Kindergarten № 18, p. Monetnyy, Sverdlovsk oblast, Russia.
e-mail: usoltsev_1989@mail.ru
Аннотация: В статье рассмотрены вопросы формирования словаря детей в процессе ознакомления со свойствами и качествами предметов.
Abstract: the article deals with the formation of children's vocabulary in the process of familiarization with the properties and qualities of objects.
Ключевые слова: развитие речи, словарная работа, свойства и качества предметов.
Key words: speech development, vocabulary work, properties and qualities of subjects.
Тематическая рубрика: дошкольное образование.
Важным приобретением в дошкольном возрасте является овладение родным языком и развитие речи. Данный процесс рассматривается в дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.
В дошкольном возрасте наступает качественно новый этап освоения речи. Растущие потребности дошкольника узнать, рассказать, воздействовать на себя и другого человека являются мотивом активного владения языком. Особенность словарной работы в том, что она связана со всей воспитательно-образовательной работой с детьми. Обогащение словарного запаса происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах детской деятельности, повседневной жизни, общении. Работа над словом уточняет представления ребенка, углубляет его чувства, социальный опыт. Все это имеет особое значение. Ребенок должен овладеть таким словарем, который бы позволил ему общаться с взрослыми и сверстниками, успешно обучаться в школе, понимать литературу.
Своевременное развитие словаря один из важных факторов в подготовке к дошкольному обучению. Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении. Поэтому, дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важных задач развития речи.
Проблемой обогащения словаря занимались видные отечественные психологи, педагоги, методисты: Е.В. Водовозова, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Н.Г. Морозов, К.Д. Ушинский.
В современной методике формирование словаря рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное усвоение словарного состава родного языка.
Для ознакомления с предметным миром проводятся занятия по формированию понятий в процессе ознакомления со свойствами и качествами предметов.
В.И. Логинова выделяет следующие три группы занятий для ознакомления с предметным миром:
1) первичное ознакомление с предметами и введение в словарь новых названий предметов и действий;
2) занятия по ознакомлению с качествами и свойствами предметов, в том числе сравнение предметов;
3) занятия по формированию понятий в процессе обобщения.
Занятия по ознакомлению дошкольников с качествами и свойствам предметов необходимо запланировать наряду с занятиями по ознакомлению с предметами и целостными явлениями.
Особенности предмета, которые воспринимаются органами чувств без нарушения целостности предмета (например – твердый, мягкий, горячий, голодный, гладкий, шершавый) называются качествами.
Свойства – это те особенности предмета, которые вычленяются вследствие его нарушения: рвется, бьется, размокает, хрупкий, прочный.
В старшем дошкольном возрасте продолжается работа по расширению словаря. Главное внимание в данной возрастной группе уделяют введению в активный словарь слов, обозначающих дифференцированные по степени выраженности качества и свойства (светло – красный, кисловатый, горько – соленый, прочнее, тяжелее, плотнее и т.п.).
В словарь дети вводят слова, обозначающие материалы (металл, пластмасса, стекло, фарфор). Старших дошкольников учат также вычленять по тем или иным признакам из состава подгруппы (ткани шерстяные и шелковые, посуда металлическая и стеклянная).
При проведении занятий по формированию словаря детей в процессе ознакомления со свойствами и качествами предметов необходимо выполнять ряд требований:
1. Необходимо организовать тщательное сенсорное обследование предметов, т.к. словарная работа на занятиях по ознакомлению со свойствами и качествами предметов опирается непосредственно на вычленение качеств и свойств предметов. Навыки обследования формируются у детей в процессе этих же занятий.
2. Воспитателю необходимо давать точные указания к использованию обследовательского действия, характерного вычленяемому качеству (например, погладь – для определения гладкости и шероховатости предмета, надави – для определения твердости).
3. В условиях деятельностного подхода, наглядный материал для обследовательских действий должен быть предоставлен каждому ребенку, для того, чтобы обеспечить лучшее усвоение слов, обозначающих свойства и качества предмета на основе их выделения и восприятия.
4. Наибольший эффект при вычленении каждого качества и свойства достигается в результате сравнения его с противоположным. Например, такое качество как твердый, дается в сопоставлении с мягким, тяжелый – с легким, прозрачный с непрозрачным и т.п.
5. Для лучшего освоения и осознания качеств и свойств предметов необходимо сделать их значимыми и включить в результативную, содержательную деятельность успех которой зависит от учета данного качества. Это требует от ребенка вычленения искомого качества или свойства и учета его для достижения результатов.
6. Успех решения задач словарной работы на таких занятиях непосредственно зависит от подбора наглядного материала, поэтому необходимо подбирать такие предметы, в которых свойства и качества представлены ярко выражено, а отвлекающих качеств, таких как яркая раскраска, двигающиеся детали, игровая занимательность не присутствовало.
Занятия по формированию словаря в процессе ознакомления со свойствами и качествами предметов имеют определенную структуру.
В первой части занятия обычно выделяется время для вычленения качества предмета в ситуации той или иной деятельности.
Обучение детей обследовательским действиям, вычленению нужного качества каждым ребенком – является целью второй части. На этой основе вводится новое слово, обозначающее данное качество. В третье части занятия организуются упражнения детей в выделении качества в разнообразных предметах и в использовании новых слов.
Представления, полученные дошкольниками, закрепляются на последующих занятиях, в самостоятельной игровой, познавательно-исследовательской деятельности и в повседневной жизни.
Усложнить занятия данного вида можно путем увеличения набора выделяемых качеств и свойств. Наиболее разнообразный набор имеет место при ознакомлении детей с различными материалами. Методические требования к занятиям такого содержания остаются теми же самыми, но сложность их состоит в том, что качества рассматриваются как признаки тех или иных свойств.
Занятия по сравнению предметов являются завершающими в системе занятий, посвященных формированию словаря детей на основе углубленных знаний о предметах, их качествах и свойствах.
Так как они опираются на сформированные умения видеть части, детали, выделять качества и свойства предметов, то проводятся главным образом в старшей и подготовительной группах.
Целью таких занятий в плане решения задач словарной работы является формирование умения наиболее точно подбирать слова для характеристики выделяемых особенностей предметов. Эффективность и успех таких занятий зависят от следующих факторов:
1. Предметы для сравнения должны иметь достаточное количество сравниваемых признаков: как признаков различия, так и общности (цвет, форма, величина, части, детали, назначение, материал и т. п.);
2. Плановости сравнения. Взрослый направляет, последовательно ведет детей от сравнения предметов в целом (по назначению, цвету, форме, величине) к вычленению и сравнению частей, деталей, сначала в плане различия, а затем сходства. Заканчивается сравнение обобщением, где выделяются отличительные признаки каждого предмета;
3. Отбора приемов обучения. Основными приемами обучения на таких занятиях являются вопросы и указания воспитателя, помогающего детям:
· последовательно строить сравнение;
· увидеть те особенности, которые дети сами не замечают;
· Наиболее точно сформулировать ответ и подобрать нужное слово;
4. Соотношение речевой активности воспитателя и детей. Максимум речевой активности здесь должны проявлять дети. Воспитатель скупыми, немногословными, точными вопросами, указаниями возбуждает и направляет их умственную и речевую активность.
Таким образом, занятия по ознакомлению с качествами и свойствами предметов и материалов позволяют вводить в речь детей достаточно широкий и разнообразный запас слов, включающий различные части речи: существительные (название предметов и их частей), глаголы (название действий с предметами, обследовательских действий), прилагательные (названия качеств).
Литература:
1. Алексеева, М.М., Яшина, В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] / М.М. Алексеева, В.И. Яшина, – М., 2000. – 400с.
2. Гаврилова, Е.В. Обогащение словаря дошкольника в условиях детского сада [Текст] / Е. В. Гаврилова // Психология образования: проблемы и перспективы развития : материалы Восьмой Всерос. науч.-практ. конф., 29 нояб. 2013 г. / сост. и ред. С.В. Истомина. – Шадринск: Шадринский Дом Печати, 2014. –С. 200-207. –ISBN 978-5-7142-1609-1
3. Развитие речи детей 5-7 лет. – 3-е изд., дополн. [Текст] / Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 272 с.
4. Скоробогатова А.Н. Методика развития речи [Текст]: учеб. пособие. – Казань.: Познание, 2014. – 119 с.
5. Ушакова О.С. Методика развития речи дошкольника [Текст]: учеб. -метод. пособие / О.С.Ушакова. – М.: Сфера, 2008. – 169 с.
6. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста; учебно-методическое пособие для воспитателя [Текст] / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. – М.: Владос, 2008. – 287 с.