Метод "квест", как инновационная форма обучения детей дошкольного возраста

Дата публикации: 2019-09-18 09:33:42
Статью разместил(а):
Исмагилова Гузель Римовна

Метод "квест", как инновационная форма обучения детей дошкольного возраста

The quest method as an innovative edutainment technique

 

Автор: Исмагилова Гузель Римовна

МАДОУ «Детский сад № 401», г. Казань, Республика Татарстан, Россия.

e-mail: imhojoke@mail.ru

Ismagilova Guzel Rimovna

Kindergarten № 401, Kazan, The Republic of  Tatarstan.

e-mail: imhojoke@mail.ru

 

Аннотация: Метод "квест" является инновационным приемом среди игровых методов обучения. Данный метод успешен в раннем обучении. Выполнение заданий способствуют развитию навыков аудирования и чтения, поиск решений проблемных ситуаций активизирует логическое и творческое мышления дошкольника, способствуя его всестороннему развитию.

Abstract:The quest method is innovative edutainment technique. This method is successful in early training. It facilitates the development of listening and reading skills, logical and creative thinking, all-round development.

Ключевые слова: метод, квест, инновация, коммуникация.

Keywords: method, quest, innovation, communication.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.


В современном образовании существует множество игровых методов, позволяющих сделать процесс изучения  языка увлекательным и интересным для дошкольников. В арсенале педагогических средств различные игровые учебно-методические пособия, интерактивная поддержка в виде аудио- визуальных средств, карточек с картинками, а также компьютерных игр, способствующих обучению детей, а также развитию – логического мышления, самостоятельности, скорости реакции. Но в наш чрезмерно компьютерный век, нам необходимо вернуться к тому, чему не может обучить ни один компьютер – живому общению, формированию коммуникативной компетенции и готовности к построению коммуникации с представителями других языков и культур.

Одним из инновационных форм обучения дошкольников является квест. Термин «квест» становится известным с 70-х годов прошлого века, когда  он заимствуется разработчиками компьютерных игр из литературы в жанре фэнтези. Квест – «quest» с английского языка переводится как «поиск, предмет поиска, поиск приключений». Изначально под квестом понималось приключение с множеством испытаний и трудностей, которые необходимо преодолеть для достижения цели, одним из ярких примеров является миф о 12 подвигах Геракла. Таким образом, в квесте должны присутствовать главные герои, цель поиска или приключения, дополнительные персонажи, помогающие или мешающие героям, задания, в которых нужно проявить не только физическую силу, но и логическое мышление.

Квест позволяет наполнить игру множеством интересных и познавательных заданий, позволяющих участникам игры не только выполнять задания, но и укрепить командный дух в детском коллективе, создать ситуацию успеха, и сгладить соревновательные моменты между детьми.

В рамках нашего исследования метод квест как метод обучения татарскому языку использовался в группе дошкольников 6–7 лет. В данном возрасте од- на из наиболее интересных тем – это пиратские приключения c поиском сокровищ.

Завязка:

Детям рассказывается легенда, в которой существуют 2 пирата – хороший и плохой. По легенде один из пиратов спрятал сокровища от ребят и зашифровал карту, и только те, кто сможет разгадать все загадки пирата, вернет сокровища. Образ второго, злого пирата является абстрактным, лично дети с ним не встречаются.

Реквизит игры: карта сокровищ с зашифрованными подсказками.

Команда движется в соответствии с заданиями в записках, в которых зашифровано то место, в котором их ждут задания. Команду сопровождает пират, принимающий на себя обязанности консультанта-игротехника, готового дать подсказку или повести ситуацию в игре в нужном направлении. Квест объединен единой темой, в рамках которой изучаются лексические единицы.

Рассмотрим пример использования метода квест с целью изучения лексических единиц по теме «Еда».

Первый этап: В помещении обязательно должен быть телевизор, проектор или другой экран для демонстрации видео. На видном месте находится пульт. На первом этапе детям выдаются картинки с различными предметами еды (по программе УМК).

Пират спрашивает детей, что это и выясняет, в наборе есть лишняя карточка – карточка с пультом, наводит детей на мысль о пульте. Дети используют пульт и запускают видео с песней/ видео словарем по теме еда. Смотрят два раза, после чего Пират- игротехник проводит игру на распознавание и повторение слов.

Второй этап: Дети движутся соответственно по карте к следующему этапу. На данном этапе предлагается собрать паззл из трех частей, содержащих в себе картинку и слово. В комнате расположены «плакаты » со словами с одной пропущенной буквой и недостающей картинкой, задачей команды является добавить букву (буквы прилагаются) и добавить (приклеить) картинку к слову. Дети читают слова, при необходимости прибегая к помощи инструктора Пирата.

Третий этап: Ребята смотрят видео, в котором Пират, спрятавший клад, рассказывает о своей любимой еде и предлагает детям приготовить для него что-нибудь. В реквизите имеются заготовки из цветной бумаги, из которых можно составить (склеить, собрать) элементы еды, изученные на занятии, и сделать аппликацию на заготовке тарелки, имеющейся у каждого ребенка. В конце рассказать об этом своим товарищам по команде и Пирату, если ребята справились с заданием (а они должны справиться при помощи хорошего Пирата). Включается видео со вторым «злым» пират, который хвалит детские «блюда» и дает последнее задание – расставить карточки с картинками и словами в алфавитном порядке и назвать их. Когда задание выполнено, дети получают подсказку, где можно найти ключ от сундука, внутри которого находятся дипломы, сладкие подарки и словарь с картинками с изученными словами.

Кроме того, метод квест использовался при изучении следующих тем: «Дом», «Животные», «Семья», «Игрушки».

Применение данного метода в процессе обучения татарскому языку детей дошкольного возраста позволяет нам сделать вывод о том, что квест является инновационным приемом среди игровых методов обучения, который еще не получил широкого развития в дошкольных образовательных программах, несмотря на факторы, определяющие данный метод, как успешный в раннем обучении: сюжетная игра с определенной целью, для достижения которой необходимо принять правила игры, и выстраивать иноязычную коммуникацию. Выполнение заданий способствуют развитию навыков аудирования и чтения на татарском языке, поиск решений проблемных ситуаций активизирует логическое и творческое мышления дошкольника, способствуя его всестороннему развитию.

 

Список литературы:

1. Развитие детской лингвистической одаренности в дошкольном возрасте. - Образование личности, 2014г.

2. Квест-экскурсия как инновационная форма экскурсионной деятельности. - Вектор науки ТГУ. Серия: педагогика, психология,2015г.

3. Новые образовательные тренды в обучении языкам. - Вестник Центра международного образования Московского государственного университета. Филология. Культурология. Педагогика. Методика, 2014г.

4. Рублёва Е.В. Новые образовательные тренды в обучении языкам // Вестник Центра международного образования Московского государственного университета. Филология. Культурология. Педагогика. Методика. 2014. № 1. С. 124–130.

5. Размыслова Л.И. Квест-ориентирование как эффективная форма воспитания при обучении английскому языку // Психология и педагогика XXI века: теория, практика и перспективы материалы III Международной научно-практической конференции. 2015. С. 132–139.