Взаимодействие инструктора по ФИЗО с педагогами ДОО в условиях ФГОС

Дата публикации: 2019-09-18 13:24:09
Статью разместил(а):
Шулакова Елена Анатольевна

Взаимодействие инструктора по ФИЗО с педагогами ДОО в условиях ФГОС

The interaction of the fitness-instructor with teachers in the Kindergarten  

 

Автор: Шулакова Елена Анатольевна

МКДОУ  Детский Сад "Солнышко", с. Загарье, Юрьянский район, Кировская область, Россия 

Shulakova Elena Anatolyevna

Kindergarten "Solnyshko", s. Zagarye ,Yuryansky district, Kirov oblast, Russia.

 

Аннотация: Обеспечить воспитание физически здорового и развитого ребенка можно только при условии тесного взаимодействия всего педагогического коллектива ДОУ, медицинского персонала и родителей.

Abstract: It is possible to provide education of a physically healthy and developed child only if the entire teaching staff of the DWU, medical staff and parents are closely connected.

Ключевые слова: взаимодействие, инструктор по физической подготовке, детский сад.

Keywords: interaction, physical training instructor, kindergarten.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

Я не боюсь ещё и ещё раз повторять: забота о здоровье – это  важнейший труд педагога. От жизнерадостности, бодрости  детей зависит их одухотворённость, жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.

В.А. Сухомлинский

 

Профессиональное самосовершенствование значимо в любой сфере человеческой деятельности. Но трудно отыскать профессию, где бы оно играло такую важную роль, было бы таким естественно необходимым, как педагогическая. По своему содержанию самообразование педагога детской дошкольной организации многогранно  и многопланово, поскольку чрезвычайно разнообразна его деятельность. Это самообразование в различных направлениях: в области  педагогических проблем, связанных с воспитанием здорового ребёнка. 

Цель специалистов нашего детского сада – не только сохранить и укрепить здоровье детей, развивать их физические и умственные качества, но и сформировать основы ЗОЖ, привить дошкольникам любовь к физкультуре, стремление к познанию

Приступая к работе инструктора по физической культуре, для себя я определила несколько первоочередных задач:

- сохранять и укреплять здоровье детей на основе комплексного и системного использования доступных для детского сада средств физического воспитания;

- обеспечивать активную позицию дошкольников в процессе получения знаний о здоровом образе жизни;

- содействовать конструктивному партнёрству семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья, развитии творческого потенциала.

Внимательно изучив цели и задачи образовательных областей «Физическая культура» и «Здоровье», я проанализировала  условия необходимые для решения поставленных задач. Провела ревизию оснащения физкультурного зала и физкультурной площадки на улице. Составила заявку на приобретение дополнительного физкультурного оборудования и пособий.

Так  физкультурный зал пополнился массажными дорожками, мячами, обручами, гимнастическими палками, скакалками, балансирами для развития равновесия, тоннелем для лазания, баскетбольная стойка. С помощью родителей и педагогов сшили платочки, ленточки, изготовили маски для подвижных игр, смастерили пальчиковый театр.

В группах создали развивающую предметно-пространственную среду «центры физкультуры». Предусмотрели площадь, свободную от мебели и игрушек. Дети были обеспечены инвентарём, побуждающим к двигательной игровой деятельности (мячи, обручи, скакалки, массажные дорожки, ракетки для игры в бадбинтон, массажные мячи, кольцебросы), создали все благоприятные условия для физического развития детей, укрепления здоровья и совершенствования двигательных умений и навыков.

Вся работа по физическому воспитанию детей строится с учетом их физической подготовленности и имеющихся отклонений в состоянии здоровья, что выявляем с помощью диагностики и медосмотра.

В этой связи определено участие каждого специалиста на разных этапах сопровождения: в период адаптации (старшая медицинская сестра, методист, воспитатели групп), при проведении диагностики (методист, воспитатели групп, инструктор физ. культуре), разработка рекомендаций (старшая мед. сестра, методист)

В современных условиях полноценное воспитание и развитие здорового ребенка возможно только при интеграции образовательной и лечебно-оздоровительной деятельности дошкольного учреждения и, следовательно, тесного взаимодействия педагогов и медицинского работника.

Так, в начале года, после оценки физического развития и здоровья детей, мы совместно с медицинской сестрой заполняем листы здоровья, физического и двигательного развития детей. Получаем дополнительную информацию о детях от родителей, через анкетирование, индивидуальные беседы.

Вместе разрабатываем рекомендации к построению педагогического процесса с детьми, имеющими отклонения в развитии, выде­ляем дифференцированные группы детей, требующие коррекционной работы. Поэтому, кроме индивидуальной работы с такими детьми, в занятия я обязательно включаю упражнения на профилактику осанки и плоскостопия, такие как «Шляпа» (ходьба с мешком на голове), «Ель, ёлка, ёлочка», «Художники» (рисунок ногой), «Брёвнышки  или Рулетики» и др. дыхательные игры и упражнения, такие как: «Чем пахнет Весна?», «Надуваем шарик», «Музыкант», «Сдуй шарик с руки», и др.

Обязательно ведем совместный контроль над организацией щадящего режима занятий или мет.отвода, для детей перенесших заболевания.

Проводя работу по формированию у детей начальных представлений о ЗОЖ, в игровой форме совместно с мед.сестрой побывали  « В Стране весёлых человечков», где дети смогли узнать, как ухаживать за зубками. На уроках доктора Неболейкина, учимся пользоваться предметами личной гигиены, разгадываем кроссворды, составляем витаминное меню.  В информационном уголке для родителей и педагогов вывешиваем «Советы Доктора Айболита», «Здоровые выходные»,

- «Что носит ваш ребёнок»,

- « Если вы заболели»,

- «Для чего нужна спортивная форма» и др.

Научиться работать не рядом, а вместе - главная задача нашей деятельности. И результаты работы видны. Количество детей, имеющих высокий уровень физического развития, повысилось на 3 % (2014-2015г.- 22%; 2015-2016г.- 25 %); имеющих высокий уровень представлений о здоровом образе жизни, увеличилось на 4% (2014-2015г.- 15%; 2015-2016г.- 19 %). Уровень заболеваемости ежегодно ниже областного показателя. 

Моя работа не была бы так результативна, если бы не тесное сотрудничество с воспитателями групп. За успешное выполнение всех задач образовательной программы отвечает воспитатель, а инструктор по физической культуре должен оказывать помощь воспитателю по различным вопросам физического развития детей.

Так я, как инструктор:

· планирую и организую образовательную деятельность по физическому воспитанию и физкультурно-оздоровительной работе

· оказываю методическую помощь по вопросам физического воспитания педагогам ДОУ в форме консультаций: «Поиграй-ка на прогулке», «Активный отдых дошкольника», «Двигательные предпочтения мальчиков и девочек» и др.  

На педагогическом совете провела для педагогов мастер- класс: «Здоровье сберегающие технологии в ДОУ», деловую игру «Что мы знаем о физкультуре», «Здоровый образ жизни- залог долголетия» семинар – практикум «Где прячется здоровье»  и т.д.).

Вопросы воспитания здорового ребёнка решаются в тесном контакте с родителями, так как основы здоровья закладываются именно в семье. Для этого информируем родителей о динамике роста физического развития и состояния здоровья их детей. 

С помощью папок – передвижек даю рекомендации, советы родителям, по вопросам физического воспитания. Провожу индивидуальные беседы.

«Для чего нужна зарядка», «Удобная обувь», «Для чего мне нужен мяч» и др.

Совместно с воспитателями 2 раза в год (вначале и в конце года) проводим обследование уровня двигательной активности и физической подготовленности детей. Это дает мне возможность спрогнозировать возможные положительные изменения этих показателей на конец учебного года. Чтобы физкультурные занятия были действительно развивающими, интересными, увлекательными и познавательными я использую разные формы: традиционные, тренировочные, контрольно-проверочные, игровые, тематические, сюжетные и интегрированные. Так не только для оздоровления и развития физических качеств, но и познавательного характера, прошли интегрированные занятия на тему: «В мире полезных вещей», «Есть на свете цветок», «Физкульт- ассорти», «Путешествие в Цифроград», где дети могли проводить эксперименты с водой, узнали какие мячи дольше служат и как  можно поиграть с шарфиком.

 Согласно календарно-тематическому планированию успешно проходят праздники и развлечения  совместно с родителями, такие как: «Праздник Валенка», «Отцы молодцы, деды удальцы», «Мамины старты», «Игралочки с мамочкой» и др. Сегодня для улучшения качества своей работы  ищу новые пути и формы их проведения, использую информационные технологии на утренней гимнастике, во время занятий, на различных мероприятиях. Детям это доставляет громадное удовольствие.

Руководящую роль во время образовательной деятельности по «Физическому развитию» занимает инструктор по физической культуре. Но воспитатель, зная методику проведения физкультурных занятий, следит за качеством выполнения общеразвивающих упражнений и основных видов движений, помогает в регулировании физической нагрузки на каждого ребенка. Для удобства знакомства детей с подвижными играми составила перспективный план на каждую возрастную группу. Продумала обучение, закрепление, усложнение и использование игры в самостоятельной деятельности детьми. Кроме этого разработаны и внедрены в работу картотеки подвижных и хороводных игр, корригирующих и дыхательных игр и упражнений, зарядки после сна.

Интересно проходят встречи «В Сказочной Гостиной». С помощью музыки, имитационных и танцевальных движений, создаются сказки. Так наши маленькие артисты с помощью педагогов и родителей, подготовили и показали сказки: «Колобок», «12 месяцев», «Кошкин дом». В ходе встреч устанавливаются взаимоотношения детей со взрослыми и сверстниками наиболее естественными для ребёнка способами: через игру и сказку.

Объединение усилий родителей и сотрудников ДОО, благополучный микроклимат в дошкольном учреждении - всё это обеспечивает  ребёнку защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду.

Модель взаимодействия инструктора по физической культуре:

· С заведующим, и методистом – создаем условия для физкультурно-оздоровительной работы, координируем работу педагогов.

· С медицинской сестрой – участвуем в проведении лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий, проводим санитарно-просветительскую работу среди педагогов и родителей.

· С педагогами – способствуем обеспечению гибкого оздоровительного режима, формированию привычки здорового образа жизни, развитию двигательной культуры, профилактики заболеваний.

· С младшим воспитателем – способствуем соблюдению санитарно-гигиенических требований.

В заключение можно сказать, что положительные результаты в процессе реализации задач образовательной области «Физическое развитие» возможны при условии тесной взаимосвязи и преемственности в работе инструктора по физической культуре и всего педагогического коллектива, при единстве требований, предъявляемых к детям.

И в завершение мне хочется обратить внимание на гусеницу. Гусеница – насекомое неторопливое, но она хоть и медленно, но верно ползёт к своей цели, и, в конце концов, становится прекрасной бабочкой. Так и мы, педагоги, не всегда быстро, но верно идём к поставленным целям, преодолевая сомнения, трудности и проблемы на своём пути, чтоб наши мысли и дела, наши старания превратились в прекрасный результат. Чтоб в душе каждого ребёнка раскрылась и взлетела эта бабочка радости, интереса и желания расти и становиться лучше.