Формирование основ нравственного воспитания у старших дошкольников
Формирование основ нравственного воспитания у старших дошкольников средствами приобщения к ценностям родной культуры
Formation of the foundations of moral education among older preschoolers by means of incorporating to the values of native culture
Авторы:
Горбачева Ирина Сергеевна
МБДОУ № 27, г. Белово, Кемеровская область, Россия.
E-mail: gorbacheva20082015@mail.ru
Gorbacheva Irina Sergeevna
Kindergarten № 27, Belovo, Kemerovo region, Russia
E-mail: gorbacheva20082015@mail.ru
Прокудина Галина Леонидовна
МБДОУ № 27, г. Белово, Кемеровская область, Россия
E-mail: galina.prokudina.70@mail.ru
Prokudina Galina Leonidovna
Kindergarten № 27, Belovo, Kemerovo region, Russia
E-mail: galina.prokudina.70@mail.ru
Аннотация: Описание работы ориентировано на выявление противоречие между потребностью в приобщении дошкольников к ценностям родной культуры с одной стороны, и недостаточной разработанностью теоретического обоснования и опытно-экспериментальной проверки педагогических условий формирования основ нравственного воспитания у детей старшего дошкольного возраста средствами приобщения к ценностям родной культуры в условиях дошкольного образовательного учреждения - с другой.
Abstract: the Description of the work is focused on identifying the contradiction between the need to introduce preschoolers to the values of native culture on the one hand, and the lack of development of theoretical justification and experimental verification of pedagogical conditions for the formation of the foundations of moral education in children of older preschool age by means of introduction to the values of native culture in a preschool educational institution on the other.
Ключевые слова: Детский сад, нравственное воспитание, дошкольное образование.
Keywords: Kindergarten, moral education, preschool education.
Тематическая рубрика: Дошкольное образование.
Нравственное воспитание – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.
Актуальность проблемы нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально-экономического и культурного развития, диктует необходимость нравственного воспитания.
Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национально-региональных факторов в воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Необходимость внедрения регионального компонента предусмотрена Законом РФ (Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ» (ред. от 29.07.2017).
Признание приоритетного значения приобщения детей к ценностям родной культуры отражено в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
Актуальность данной темы исследования заключается в том, что выявлено противоречие между потребностью в приобщении дошкольников к ценностям родной культуры с одной стороны, и недостаточной разработанностью теоретического обоснования и опытно-экспериментальной проверки педагогических условий формирования основ нравственного воспитания у детей старшего дошкольного возраста средствами приобщения к ценностям родной культуры в условиях дошкольного образовательного учреждения - с другой.
Для того, чтобы родная культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев, активную педагогическую деятельность среди подрастающего поколения с позиций возрождения национальных устоев, то есть, прежде всего, в сфере культуры своей малой родины. Базовый этап формирования у детей любви к Родине – накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.
Педагоги образовательной организации № 27 «Искорка» уделяют внимание формированию нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Все это позволяет нам работу по формированию нравственного воспитания детей дошкольного возраста как важное успешной педагогической нашей ДОО на современном модернизации образования. В связи с этим есть вопрос поиска и нравственного воспитания через средства приобщения к ценностям родной культуры является основой задачей нашей ДОО.
Педагогами нашего МБДОУ № 27 «Искорка» разработана система работы по формированию нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
В ней приняли участие 20 в возрасте 5-6 лет, посещающие МБДОУ №27 «Искорка», их родители, сотрудники общественных организаций.
На первом была апробирована нами методика по выявлению уровня сформированности знаний о родном городе. Полученные данные привели к выводу, что у большинства дошкольников недостаточно развиты представление о родном городе, о традициях и обычаях своего народа, о народных промыслах и праздниках.
Таким образом, на основе полученных выводов, мы пришли к тому, что необходима разработка системы работы по нравственному воспитанию детей. Формировать основы нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста, решили посредством приобщения к ценностям родной культуры, на основе чего был создан мини-музей «Наш родной город Белово», разработан проект «Наш родной город Белово».
Цель проекта - систематизация знаний детей о родном городе и его истории через различные виды деятельности, воспитание патриотических чувств.
Ожидаемый результат от проекта:
Для детей:
- развитие патриотического воспитания;
- развитие знаний о месте проживания: город, область; некоторые предприятия родного города и их значимость; символику города, достопримечательности; флору и фауну города Полысаево;
- формирование патриотических чувств, любви к родному краю, городу, чувство гордости за «малую Родину»;
- углубление знаний детей об истории родного города Полысаево;
- усвоение названий улиц, памятников, достопримечательности своего города.
Для педагогов:
- повышение педагогической компетентности в вопросах патриотического воспитания;
- обучение навыкам и умению ставить конкретные задачи в работе по патриотическому воспитанию (с учетом возраста детей и индивидуальных особенностей) и выбору адекватных методов и форм.
Для родителей:
- повышение педагогической компетентности в вопросах патриотического воспитания;
- возбуждение интереса родителей к себе как к педагогам-воспитателям;
- обогащение опыта психологическими, педагогическими и валеологическими знаниями в области патриотического воспитания;
- повысить интерес родителей дошкольников к воспитанию патриотических чувств в семье;
- подготовка ребенка к социальным отношениям.
Проект осуществляется в следующих направлениях:
- Работа с детьми.
- Работа с педагогами ДОУ.
- Работа с родителями.
Проект состоит из 6 блоков:
- Создание мини-музея города Белово.
- Традиции, труд и быт горожан.
- Известные люди города Белово.
- Экология (животный и растительный мир, полезные ископаемые, водные ресурсы).
- Здания и достопримечательности города Белово.
- Шахты, разрезы.
Данный проект составлен на основе ООП ДО и программы «От рождения до школы» под редакцией М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой, Н.Е. Вераксы.
Реализуется как региональный компонент дошкольного образования. Составлен перспективный и тематический план НОД по ознакомлению детей с родным городом, с его традициями, историей, достопримечательностями, природными ресурсами, животным миром, известными людьми, шахтами. Разработанное тематическое планирование способствовало эффективному усвоению детьми знаний о родном крае, помогло установить взаимосвязь между событиями и явлениями, происходящими в нём.
Все темы были связаны между собой логически и вместе представляли целостную картину сведений о родном городе. Данную работу начали вести систематически, планомерно, в разных видах деятельности и по разным направлениям. Большая роль в реализации опыта отводилась совместной деятельности воспитателя с детьми, так как воспитания чувств - процесс, который нельзя уложить в жёсткие рамки расписания занятий. Это ежедневное, постоянное общение взрослого с ребёнком, в результате которого формируется такое сложное образование, как чувство любви к родному городу.
Была также организована самостоятельная деятельность воспитанников:
- Организация самостоятельной творческой деятельности детей в течение пребывания ребенка в детском саду (рисование, лепка, поделки и др.).
- Совместная деятельность с музыкальным руководителем (пение народных песен, индивидуальные занятия с детьми на музыкальных инструментах, показ кукольного настольного театра; рассказывание историй, сказок о звуках, музыке, мелодиях).
- Организация игровой деятельности детей в течение дня (народные игры, инсценировки сказок, отгадывание загадок).
- Традиционные развлекательные мероприятия вне занятий (различные виды досугов: танцевальные, обрядовые, православные («Рождественские встречи»).
- Организация выставок детского творчества на тематику родного города.
- Конкурсы по выявлению творческих способностей на тематику родного города.
Чтобы привлечь внимание детей, пополнить и расширить знания о русском быте, совместно с родителями воспитанников:
- Создали мини-музей народного творчества;
- Оформили в русском стиле «горницу» для наших кукол, нарядив их в национальные костюмы;
- Подобрали иллюстрации о традиционной русской семье;
- Собрали альбомы «Русское декоративно-прикладное искусство», где отражены такие виды художественной росписи как гжель, хохлома, палех и прочие, «Русский народный костюм», «Русская изба»;
- Оформили папки-передвижки с иллюстрациями «Природа родного края»; «Животные нашего края», гербарий «Растения нашего города», символику города – герб, фото – альбом «Улицы нашего города» и т.д.;
- Организовали выставку с архивными фотографиями и историей города Белово.
Дошкольники узнали о том, как жил и развивался город Белово в прошлом с момента его рождения, о важных событиях, которые проходили в городе. Были организованы и такие экскурсии: «Знакомство с памятниками известных людей города», «Здравствуй музей» и т.д. Познакомили детей с символикой города – гербом. Рассказали, что такое герб, когда и где впервые возникли гербы, обратила внимание ребят что у каждого города свой герб.
Также традицией в нашем детском саду стало славить Осень, встречать Новый Год и Рождество, провожать зиму на Масленицу, закликать Весну, украшать березку в Троицу. Рассказываем детям о празднике Покрова, знакомим с приметами этого дня. Разучиваем приметы, загадки, пословицы об осени. Беседуем о праздновании Нового Года на Руси, Рождества проведении Святок. Рассказываем о Деде Морозе, Снегурочке. Читаем и обсуждаем русские народные сказки про них. Разучиваем колядки. Рассказываем о празднике Масленицы, о том, как он празднуется на Руси, масленичные приговоры, игры, знакомим с приметами приближения весны. Радостно готовимся к встрече Светлой Пасхи: раскрашиваем пасхальные яйца в подарок родителям и друзьям, знакомимся с обрядами и традициями. Проводились беседы о празднике Победы: о родственниках, погибших в годы Отечественной войны, о детях-героях.
На прогулках играем в забытые детские игры. Знакомим детей с разными видами жеребьевки (выбором водящего игры), разучиваем считалки, слова к играм. Сколько радости, веселья доставляют детям такие игры, как «Дрема», «Ручеёк», «Горелки», «У медведя во бору», «Заинька, выходи» и т.д.
Таким образом, проведенная нами педагогическая работа по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста средствами приобщения к ценностям родной культуры положительно повлияла на детей. Наблюдая за детьми, прислушиваясь к их разговорам, мы убедились, что у них сложились определенные представления о нашем городе, о людях, которые в них трудятся, о традициях и праздниках, т.е. сформировались знания о ценностях родной культуры.
Сравнительный мониторинг на предмет определенной эффективности работы показал, что в группе дошкольников произошли заметные изменения по всем изучаемым уровням, что связанно с эффективностью педагогической работы по формированию нравственного воспитания посредством приобщения к ценностям родной культуры через создание мини-музея «Наш родной город Белово» и разработанного проекта «Наш родной город Белово».
Сформировались патриотические чувства, любовь к родному краю, городу, чувство гордости за «малую Родину». Дети знают название города, края, свой адрес; называет и узнает достопримечательности, зеленые зоны родного города, 4-5 улиц, площади; знают и узнают флаг, герб города, могут объяснить символику герба; называет народные праздники, предметы быта; называет природные богатства родного края, передают настроение.
Результатами систематической работы по приобщению детей к истокам родной культуры также являются:
- Использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок.
- Умение играть в народные подвижные игры, используя считалки.
- Осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи).
- Знание истории русского народного костюма, головных уборов.
- Использование атрибутов русской народной культуры в самостоятельной деятельности.
Таким образом, по результатам проведенного контрольного исследования, можно сделать вывод, что в группе дошкольников произошли заметные изменения по всем изучаемым уровням, что связанно с эффективностью педагогической работы по формированию нравственного воспитания средствами приобщения к ценностям родной культуры.
Литература:
1. Бодалев А.А. Психолого-педагогические аспекты нравственного воспитания [Текст] // Вопросы психологии, 2015. - № 5. – С. 42 – 44.
2. Кадырова Р. М. Нравственное воспитание детей в условиях детского сада: его составляющие, принципы, направления, средства и методы [Текст] // Молодой ученый. — 2015. — №7. — С. 762-766.
3. Головина Б. Методические подсказки по ФГОС ДО: книга для воспитателей [Текст] / под ред. Б. Головина. — М.: «Издательские решения», 2015. – 255 с.
4. Князева О.Л., Маханева, М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры [Электронный ресурс]: Программа. – СПб.: Детство- Пресс, 2014. – 239 с.
6. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) [Текст] / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.
7. Токарев А. А. Нравственное воспитание детей 5-6 лет в детском саду [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2012. — С. 71-72.