Организация предметно-развивающей среды в поликультурном воспитании
Организация предметно-развивающей среды в поликультурном воспитании
Organization of the subject-developing environment in multicultural education
Автор: Львова Лариса Петровна
МАДОУ «Детский сад № 19», г. Стерлитамак, республика Башкортостан, Россия.
e-mail: larisa.lvova1970@mail.ru
Lvov Larisa Petrovna
Kindergarten No. 19, Sterlitamak, Republic of Bashkortostan, Russia.
e-mail: larisa.lvova1970@mail.ru
Аннотация: Правильно организованная образовательная среда дошкольного учреждения способна решить ряд задач поликультурного образования детей.
Abstract: A properly organized educational environment of a preschool institution is able to solve a number of problems of multicultural education of children.
Ключевые слова: поликультурная, воспитание, дети.
Keywords: multicultural, education, children.
Тематическая рубрика: Дошкольное образование.
Организованная образовательная деятельность образовательной среды, в учете преобладающих способов восприятия окружающих каждым ребенком и акцент на толерантное, диалогическое общение. Интересна в этом отношении модель организации этнокультурного образовательного пространства, предлагаемая В.В. Аммосовой, Д.Г. Ефимовой.
Авторы отмечают, что дошкольное учреждение с этнокультурной направленностью переживает процесс интенсивного реформирования, где необходимым условием повышения качества дошкольного образования является создание этнокультурного образовательного пространства.
В свою очередь задачи поликультурного образования могут решаться следующими средствами организации образовательного пространства ДОУ:
- Организация предметно-развивающей среды дошкольного учреждения, где поликультурный, этнокультурный подходы являются основными в оформлении интерьера и экстерьера. Это выбор естественных материалов, цвета, орнаментальных мотивов каждого народа в сочетании с современными тенденциями дизайна детских учреждений. Предметно-развивающая среда наполняется материалами этнического содержания: народные игры, предметы и игровые материалы, учебно-методические пособия, учебно-игровое оборудование.
В целях поликультурного образования дошкольников можно оформлять различные тематические уголки: уголки «Люби и знай, родной свой край», «Россия - Родина моя», «Башкортостан - мой родной край», а также уголки по ознакомлению детей с бытом, культурой (в том числе языковой), обычаями.
- Наполнение образовательного пространства игрушками, куклами этнокультурного и поликультурного содержания. Для обогащения образовательного пространства народными игрушками в дошкольном учреждении целесообразно проводить различные выставки, смотры, конкурсы рукотворных игр и игрушек.
Наиболее активному распространению игровых народных кукол для детей дошкольного возраста может способствовать создание коллекции кукольных народных костюмов, костюмов (или кукол) персонажей различных народных произведений.
- Организация специфичного взаимодействия взрослых и детей в условиях поликультурного образования дошкольников. Здесь рассматриваются такие основные положения организации совместной партнерской деятельности взрослого с ребенком, как:
- речевая направленность совместной деятельности;
- смена видов деятельности детей;
- отбор сказок полиэтнического содержания.
Так, подбор сказок лучше осуществлять в соответствии народному календарю, и с учетом возрастных особенностей детей. Коммуникативное изучение сказки носит поликультурный характер: каждая национальная сказка изучается по одному общему алгоритму, пронизывается одними и теми же интеграционными связями, анализируется и сравнивается с содержанием других национальных сказок, а затем рассматривается в диаде со сказкой другого народа, построенной на схожем сюжете. Для эмоционального восприятия к каждой сказке в соответствии с сюжетом подбираются музыкальные произведения.
Закладывать у детей основы поликультурного образования позволяют дидактические игры. Например: «Из какой сказки герой», «Одень куклу в национальный костюм», «Народные промыслы», «Национальные жилища», «Путешествие по сказкам» и др.; народные игры; игры-драматизации по произведениям народных писателей, позволяют глубже окунуться в обычаи народов и закрепить содержание ранее прочитанных художественных произведений. Формой погружения в культуру народа, этноса является организация тематических недель, таких как «Народы Урала (Зауралья)», «Мы путешественники», «Народы Башкортостана». Они дают возможность знакомства с народами, традициями, местных народов, трудом, бытом, архитектурой, местными писателями, предметами искусства, старины. Во время проведения тематической недели «Моя семья» можно знакомить детей с семейными традициями, праздниками, а также правами и обязанности по отношению к другим членам семьи, в условиях проживания в данной местности.
На каждом возрастном этапе решаются разные задачи развития. В одних случаях целесообразно взрослому включаться в образовательные ситуации, например, при проведении коммуникативной деятельности (бесед, ситуативных разговоров по прочитанным сказкам разных народов, обрядовым праздникам, играм), рассматривание картин народных художников, отгадывание и составление загадок по теме и пр.
В других случаях создается специальная среда и ситуации для познавательной активности ребенка, организуется его познавательно-исследовательскую деятельность. Так, через проведение совместной деятельности при решении проблемной ситуации («Что будет, если... поменять народные костюмы» т.д.), экспериментирования («Почему в меховой одежде зимой тепло?»), создание коллекций (открыток, посуды, кукол, книг и пр.), в процессе организации проектной деятельности (реконструкция истории народа).
Важным моментом в освоении детьми поликультурного пространства является ознакомление с художественной литературой. Знакомство с литературным богатством края позволяет привить детям любовь к малой Родине, уважение к своей истории народам, сформировать первичные ценностные ориентации.
Таким образом, интенсивное развитие современного поликультурного общества как новой формы и стадии развития человечества, в котором культурная составляющая жизни человека приобретает все больший удельный вес, обуславливает необходимость становления современной поликультурной образовательной среды как пространственно-временной организации объективного мира, внешней по отношению к субъекту, но оказывающей влияние на его состояние и развитие, а также обеспечивающей разнообразные возможности для всестороннего личностного совершенствования. Правильно организованная образовательная среда дошкольного учреждения способна решить ряд задач поликультурного образования детей.
Литература:
Аммосова, В. В., Игра и игрушки в этнокультурном образовательном пространстве дошкольных учреждений / В.В. Аммосова, Д. Г. Ефимова // Социосфера.