Образовательный проект для дошкольников «Юные звёздочки»

Дата публикации: 2019-12-01 11:00:47
Статью разместил(а):
Машукова Ольга Викторовна

Образовательный проект для дошкольников «Юные звёздочки»

Educational project for preschoolers "Young Stars"

 

Автор: Машукова Ольга Викторовна

МБДОУ № 3, Чита, Забайкальский край, Россия.

e-mail: mashukova_1976@mail.ru

Mashukova Olga Viktorovna 

Kindergarten № 3, Chita, Zabaikalsky Krai, Russia.

e-mail: mashukova_1976@mail.ru

 

Аннотация: Проект реализуется в образовательном процессе, в рамках углубленной работы с художественно одаренными детьми. Проект направлен на поддержку детской инициативы и развитие творческой активности детей через нетрадиционные формы художественного творчества.

Abstract: The project is implemented in the educational process, in the framework of in-depth work with artistically gifted children. The project is aimed at supporting children's initiative and development of creative activity of children through non-traditional forms of artistic creativity.

Ключевые слова: детская художественная одарённость, творческая активность, нетрадиционные формы художественного творчества.

Keywords: children's artistic talent, creative activity, non-traditional forms of artistic creativity.

Тематическая рубрика: дошкольное образование.

 

Дошкольное учреждение является стартовой площадкой для распознавания такого феномена, как детская одаренность. Очень важно понимать: чем раньше мы выявим у ребёнка те или иные незаурядные способности, тем больше возможностей для их реализации до и после периода поступления ребёнка в школу. Поэтому проявление детской одаренности, являющейся предметом исследования в научном мире, не теряет своей актуальности на протяжении длительного времени.

Основные концептуальные подходы в работе с одарёнными детьми:

«Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов» (утверждена Президентом РФ 03.04.2012 N Пр-827).  Она определяет базовые принципы построения и основные задачи общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, а также основные направления её функционирования.

В распоряжении Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года» основным направлением выделено совершенствование условий для выявления и поддержки одарённых детей.

«Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва) выделяет поддержку индивидуальности и инициативы детей.

Целевая аудитория проекта: Дети дошкольного возраста 5-7 лет, родители (законные представители), педагоги ДОУ.

Проект рассчитан сроком на три года.

Поэтапный план реализации проекта:

1. Подготовительный этап включает в себя мониторинг и выработку стратегии действий. В связи с тем, что проект долгосрочный, этап реализуется ежегодно. Дети меняются, диагностика проводится ежегодно. По её итогам в реализацию проекта вносятся коррективы. В качестве диагностического инструментария использовались:

·         карта наблюдения «Определение уровня художественно - творческой активности дошкольников в группе»;

·         изучение продуктов детского творчества;

·         оценка творческих способностей детей старшего дошкольного возраста (адаптированная методика Торренса);

·         беседы с воспитанниками, родителями и педагогами ДОУ;

·         анкетирование родителей с целью определения их компетенции по развитию творческого потенциала своего ребёнка в области художественного творчества.

2. Практический этап включает в себя несколько направлений реализации для решения основных задач. Работа с детьми осуществлялась через проведение следующих мероприятий:

- Индивидуальная работа с одаренными детьми;  

- Творческие мастерские и мастер – классы с детьми;     

- Оформление персональных, групповых, общесадовских  выставок различной тематики; 

- Организация участия детей в конкурсах и художественных выставках разного уровня.

Международный конкурс детского творчества «Даурия – журавлиная родина»; всероссийские конкурсы детского творчества «Пусть живут на свете удивительные звери!», «Сытая птица зимы не боится!», «Пёрышки, шерстинки, листики, травинки» и др. Городские конкурсы детского творчества «Где бывал, что видал – на бумаге рисовал!», «Необыкновенный мир животных».

На 2018-2019 учебный год мы пересмотрели план НОД по художественному творчеству и разнообразили его нетрадиционными техниками рисования.

Создавали ситуации для детей с использованием в различных сочетаниях нетрадиционных приёмов рисования: рисование пальцами и ладошками, тычок жёсткой полусухой кистью, оттиск печатками, поролоном, ватными палочками и диском, мятой бумагой, сухими листьями, воздушными шарами; восковые мелки и акварель, рисунок сухой пастелью, рисование сыпучими материалами (песок, крупа, соль); рисование мыльными пузырями, монотипия пейзажная, монотипия предметная, кляксография обычная, чеканка, пластилинография, зентангл, мозаичный колор креп бумагой, различные виды батика, эбру, шерстяная акварель, конструирование образов из ткани и продуктов питания.

Известно, что нетрадиционные приемы способствуют активизации творческого воображения у детей, развитию гибкости мышления при создании образов, усвоению детьми способов передачи свойств изображаемых предметов, совершенствованию качества своей работы, формированию изобразительного опыта.

Кроме этого мы использовали следующие формы работы с детьми: 

- Социально-значимые, природоохранные акции с творческим продуктом «Тёплый праздник», «Покормите птиц зимой!»;

- Культурные практики (эстетические беседы, открытие выставок, экскурсии по выставке, тематические виртуальные экскурсии);

- Авторские выставки педагога и творчески одарённых выпускников ДОУ.

- Кратковременные образовательные практики «Пластилиновые картины», «Чудеса из шерсти».

Задача развития родительских компетенций по вопросам сопровождения одарённых детей решалась через совместную творческую деятельность в семейных тренингах и мастер-классах, семейных творческих выставках и конкурсах. 

Нами широко использовались информационно-аналитические формы работы с родителями: информационные буклеты для родителей по теме детской творческой одарённости и детского творчества; консультации, стенд-обзор детских успехов, анкетирование.

Для повышения компетентности педагогов по развитию художественного творчества у детей нами использовались активные методы работы, позволяющие педагогам пропустить моменты творчества через себя, актуализировать свои знания и умения в области применения на практике нетрадиционных техник рисования в ходе непосредственного общения друг с другом. 

Для педагогов ДОУ нами были проведены:

- Мастер-классы «Соль в художественно-творческой деятельности дошкольников».

- «Батик в художественно-творческой деятельности дошкольников».

- Творческий практикум «Рисуем человека в нетрадиционной технике».

- Консультации «Как развивать творческие способности детей?», «Дети с предпосылками художественной одарённости».

- Мировое кафе «Нетрадиционные техники рисования».

В том числе было дано мероприятие на городском методическом объединении для педагогов подготовительных групп. Где мы также поделились опытом работы и представили в помощь педагогам кейсы, картотеки НТР, авторские сборники операционных карт последовательности выполнения рисунка в нетрадиционных техниках для детей. 

3. Заключительный этап предполагает: обобщение и оценку результатов реализации проекта, обозначение перспектив дальнейшей деятельности по работе с детьми, имеющими предпосылки художественной одарённости и художественно одарёнными детьми старшего дошкольного возраста.

Ожидаемые результаты:

· Детям старшего дошкольного возраста  предоставлена возможность для обогащения художественного опыта на занятиях и в различных ситуациях творческого сотрудничества с помощью нетрадиционных техник рисования и развития детской инициативы в свободе выбора сюжета, материалов и путей реализации замысла;

· Повысился уровень индивидуальных достижений детей в творческой деятельности;

· В ДОУ прошли персональные выставки одарённых детей;

· Прослеживается положительная динамика количества участников и призеров конкурсов различного уровня;

· Проведение персональных, групповых, общесадовских выставок и конкурсов повысило социальное значение продуктов творческой деятельности детей. Это создает ситуацию успеха, при которой возникает качественный скачок уровня творческой активности детей. В картах наблюдения отсутствуют показатели низкого уровня творческой активности;

· Повысилась компетентность родителей воспитанников по вопросам сопровождения художественно одаренных детей через активное совместное участие в творческих мероприятиях. Родители увидели результаты творчества своих детей на всевозможных выставках и награждениях;

· Повысился профессиональный уровень и педагогическая компетентность педагогов ДОУ по формированию художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности и выявлению у детей признаков художественной одарённости. Воспитатели стали чаще проводить творческие мастерские в группах, активнее применять НТР с детьми. Результат работы виден наглядно в сезонных и тематических групповых вернисажах.

 

Риски проекта и пути их решения.

У ребёнка не получается работа в определённой технике, или на каком-либо этапе, не устраивает результат. Используем совместный поиск новых вариантов и подходов исходя из индивидуальных особенностей развития ребёнка.

Педагоги ДОУ не проявляют желание приготовить с детьми своих групп творческие выставки, поучаствовать в конкурсах. Создаём возможность пережить и пропустить моменты творчества через себя в режиме мастер-классов и творческих практикумов.

Отсутствие интереса у родителей участвовать в творческих мероприятиях: выставках, конкурсах, тренингах, мастер-классах. Используем технологию «К родителям, через детей».

Отсутствие некоторых материалов для внедрения нетрадиционных техник. Проблему решаем с помощью участия в конкурсах, грантах, подключения родительского совета ДОУ.

 

Литература:

1. Котова Е.В., Кузнецова С.В., Романова Т.А. Развитие творческих способностей дошкольников: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128с. – (Библиотека воспитателя).

2. Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования.  Интегрированные занятия в ДОУ – М.: ТЦ Сфера, 2011, - 128с. – (Библиотека воспитателя).

3. Шаляпина И.А. Нетрадиционное рисование с дошкольниками. – М.: ТЦ Сфера, 2019, - 64с. – (Библиотека современного детского сада).