Развитие внимания, памяти, мышления и восприятия у дошкольников с ОВЗ
Развитие внимания, памяти, мышления и восприятия у дошкольников с ОВЗ
Development of attention, memory, thinking and perception in preschool children with disabilities
Автор: Зинина Анастасия Юрьевна
МАУДО ДЮЦ «Сказка», г. Хабаровск, Россия.
e-mail: anastasija.zinina2017@yandex.ru
Zinina Anastasya Yrievna
Kindergarten «Skazka», Khabarovsk, Russia.
e-mail: anastasija.zinina2017@yandex.ru
Аннотация: В статье рассматривается проблема психического развития у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Abstract: The article deals with the problem of mental development in children with disabilities.
Ключевые слова: дошкольный возраст, внимание, память, мышления, восприятие, ребенок ОВЗ.
Keywords: preschool age, attention, memory, thinking, perception.
Тематическая рубрика: дошкольное образование.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа дошкольников с ограниченными возможностями здоровья чрезвычайно неоднородна. Это определяется прежде всего тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушение слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития.
Одним из направлений деятельности педагога-психолога в учреждении дополнительного образования является работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья, у которых имеются нарушения опорно-двигательного аппарата, а также нарушения речи.
В творческих объединениях МАУДО ДЮЦ «Сказка» на 01.09.2019 года занимаются более 10 человек, имеющих справку «ребенок-инвалид». Психолого-педагогическая работа ведется по запросу педагогов дополнительного образования, а также с обязательного согласия родителей (законных представителей). Приоритетом в моей работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка. При организации занятий исхожу из возможностей ребенка, предусматривая задания различной степени трудности.
Занятия с педагогом-психологом в учреждении дополнительного образования для каждого ребенка дошкольного возраста проходят 2 раза в неделю, продолжительность каждого занятия 20-30 минут, занятия проходят в сопровождении родителей (законных представителей).
Цель: психолого-педагогическое сопровождение индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ.
Задачи:
1. Выявить запрос от педагогов дополнительного образования и родителей по сопровождению образовательного процесса с детьми дошкольного возраста;
2. Выявить уровень внимания, памяти, мышления и восприятия у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья;
3. Разработать индивидуальный комплекс мероприятий по развитию воображения, наглядно-образного мышления, памяти, внимания для каждого ребенка с ОВЗ;
4. Координировать реализацию индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ.
В ходе работы было проведено диагностическое исследование, включающее в себя три этапа: подбор методик, проведение исследования, анализ и интерпретация полученных данных.
Используемые методики:
- на внимание: Методика «Чего не хватает?»; Методика «Найди отличия»;
- на восприятие: Методика "Доски Сегена", Методика «Почтовый ящик», Методика «Найди парные картинки и картинки в таблице»;
- на мышление: Методика «Кубики Кооса», Методика «Времена года» (временные представления), Методика «Счет» (количественные представления), Методика «Времена года»;
- на память: Методика «10 картинок» (зрительная), Методика «10 слов» (слуховая память).
В своей профессиональной деятельности используются следующие методические приемы в работе с детьми дошкольного возраста:
- поэтапное разъяснение заданий;
- последовательное выполнение заданий;
- повторение учащимся инструкции к выполнению задания;
- перемена видов деятельности;
- предоставление дополнительного времени для завершения задания.
Всего в исследовании приняло участие 8 детей, из них 1 ребенок студии развития дошкольников «Родничок» –Ярослав О., студия народного творчества «Елань» 2- Дарья П, Александра Б, студия ИЗО и ДПИ «Мотылёк» 1- Кира К, студия ИЗО и ДПИ «Цветы», 2-Анна М, Полина Т., ДО «Компьютерный дизайн», 1- Камилла А., ДО «Робототехника», 1- Максим Б.
В ходе диагностического обследования было выявлено следующее:
Высокий уровень - не выявлен;
Внимание: средний уровень – 2 мальчика (100%), 2 девочки (33%);
Память: средний уровень - 2 мальчика (100%) , 4 девочки (66%);
Мышление средний уровень - 2 мальчика (100%), 2 девочки (33%);
Восприятие: средний уровень - 2 мальчика – 100%.
Низкий уровень:
- внимание - 4 девочки (66%);
- память - 2 девочки (33%);
- мышление - 3 девочки (50%);
- восприятие - 6 девочек (100%)
После диагностического обследования с каждым ребёнком проводилась игра с элементами тренинга «Если бы я был звездой», цель которой было развить воображение, осознание детьми своих реальных и потенциальных возможностей.
Ребёнку зачитывалась фраза, а ему необходимо было её закончить.
- если бы я был (а) звездой, то я………
- если бы я был (а) ветром, то я………
- если бы я оказался (ась) на луне, то я………
- если бы я жил (а) в прекрасном замке, то я………
- если бы я был (а) невидимкой, то я………
- если бы я был (а) самым (ой) добрым (ой), то я………
- если бы я был (а) воспитателем, то я………
- если бы я был (а) спасателем, то я………
- если бы я был (а) врачом, то я………
Работа с детьми ОВЗ ведется в сотрудничестве с педагогами студии развития дошкольников «Родничок», студия народного творчества «Елань», студия ИЗО и ДПИ «Мотылёк», студия ИЗО и ДПИ «Цветы» и ДО «Компьютерный дизайн», «Робототехника». Также разработаны индивидуальные образовательные маршруты на каждого ребёнка.
Таким образом, дети с ограниченными возможностями, завершая учебный год в студии, переходят на следующий этап обучения. Им также как, и их ровесникам, необходимо обучаться, играть и развиваться несмотря на болезни и ограничения. К обучению таких детей в МАУДО ДЮЦ «Сказка» подхожу особенно ответственно и комплексно при взаимодействии с родителями и педагогами дополнительного образования - руководителями творческих детских объединений. МАУДО ДЮЦ «Сказка» является востребованным учреждением в городе Хабаровске.
Список литературы:
1. Бардиер, Г., Ромазан, И., Чередникова, Т. «Я хочу!» Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей - СПб.: Издательство «ДОРВАЛЬ», 2013г.
2. Голиков, Н.А. «Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с особыми образовательными нуждами в условиях массовой школы: дети-инвалиды в общеобразовательной школе» - СПб.: Издательство «Педагогическая техника», 2016г.
3. Демьянчук, Р.В. «Педагогическая психология инклюзивного образования» Всероссийская научно- практическая конференция: материалы и доклады -СПб.: Издательство «ПОУ Охтинский колледж», 2015г.
4. Жигорева, М.В., Левченко, И.Ю. «Дети с комплексными нарушениями развития: Диагностика и сопровождение» СПб.: Издательство «Национальный книжный центр», 2016г.