Семейный театр – развитие творческого начала в ребенке

Дата публикации: 2019-12-12 18:55:59
Статью разместил(а):
Великоречина Дарья Александровна

Семейный театр – развитие творческого начала в ребенке

Family theater- the development of creativity in the child

 

Автор: Великоречина Дарья Александровна

МАОД «Детский сад № 200», г. Тольятти, Россия.

e-mail: velikorechina89@mail.ru

Velikorechina Daria Aleksandrovna

Kindergarten № 200, Togliatti, Russia.

e-mail: velikorechina89@mail.ru

 

Аннотация: в статье описаны формы взаимодействия с родителями дошкольников по организации семейного театра, как одного из важнейших способов становления личности.

Abstract: the article describes the forms of interaction with parents of preschoolers on the organization of family theater as one of the most important ways of personality formation.

Ключевые слова: семейный театр, детский сад, взаимоотношение родителей и педагогов.

Keywords: family theater, kindergarten, relationship between parents and teachers.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

От того, как прошло детство, кто вел

ребенка за руку в детские годы,

что вошло в его разум и сердце

из окружающего мира – от этого

в решающей степени зависит,

каким человеком станет сегодняшний малыш.

В.А. Сухомлинский

 

В последние годы одной из наиболее важных проблем является снижение воспитательного потенциала семьи в процессе первичной социализации детей. Важным условием изменения сложившейся ситуации является развитие взаимодействия детского сада и семьи. Для достижения данного условия возникает необходимость в разнообразной совместной деятельности в системе «педагоги – родители - дети», в котором возникает удовлетворение потребностей ребенка, имеющих ведущее значение для его развития. Одним из видов такой деятельности является «семейный театр» в детском саду.

Семейный театр в детском саду – особая конструктивная форма взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей, объединяющая семьи с детьми дошкольного возраста в целях развития воспитательного потенциала семьи при поддержке педагогов, способствующая взаимодействию детского сада с семьей. Данная форма приобщает взрослых и детей к театральному искусству, имеет большую воспитательную и образовательную ценность в семейных взаимоотношениях, а также способствует познанию истории и культуры Родины.

Театрализованное представление доступно и понятно, как детям, так и взрослым, потому что в его основе лежит прежде всего игра. В ней ребенок учится жить в этом мире, строить взаимоотношения с окружающими, что в свою очередь требует творческой активности личности, умения держать себя в обществе. Освоению этих возможностей поможет театральное представление.

Также семейный театр в детском саду ориентирован на тесное взаимодействие детского сада с семьей дошкольника, что позволяет открывать новые возможности для совместного творчества, повышать уровень эстетического развития детей и взрослых, приобщать к театральному искусству, содействовать формированию основ семейной театральной культуры, создавать предпосылки к творческому развитию домашнего театра в современных условиях, помогать родителям в осмыслении воспитательного потенциала театральной культуры.

Важнейшим условием в развитии взаимодействия семьи и детского сада в контексте театрального творчества является социокультурная предметно-развивающая среда, в которой непосредственно и развивается семейная театральная деятельность.

При организации семейного театра мы используем формы работы с родителями:

- информационно-аналитические: (анкетирование родителей «Театр и ваш ребенок», диагностика творческих способностей детей, изучение семьи ребенка, отношений «родитель-ребенок», определение исходного уровня развития воспитательного потенциала семьи с использованием комплексной диагностики, «почтовый ящик»);

- наглядно- информационные («Театральная библиотека», передвижные выставки детских работ, фотоматериалов о прошедших постановках, семейных театральных стенгазет);

- познавательные ( творческая мастерская, где родители и дети могут подбирать и создавать оформление, необходимое для постановок, театральные уголки с коллекциями разных видов театров;  театральная комната «Комната сказок», необходима для осуществления постановок и проведения игр-тренингов для формирования актерского мастерства «Подарок», «Настроение», «Покажи как ходит…», «Мальчик потерялся», проведения театральных этюдов; мини-музей «Театральный», в котором собраны театральные куклы, фотографии спектаклей прошлых лет, маски; экскурсии). Также при осуществлении непосредственно игровой деятельности атрибуты, гримм, сюжеты и т.д. могут носить национальный характер, благодаря чему в непосредственной обстановке дети знакомятся с различными национальностями, их предметами обихода, языком, что в свою очередь очень благотворно влияет на развитие личности дошкольника.

- досуговые (тематические праздники, совместное посещение детьми с родителями и педагогами спектаклей театров кукол в городе, акции, участие родителей в конкурсах и выставках).

В заключении хотелось бы подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. Опыт работы с родителями показал, что в результате применения современных форм взаимодействия с родителями стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребенка. Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями.

 

Список литературы:

  1. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Программа «От рождения до школы» М. «Просвещение», 2003 г. -298 с.
  2. Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте». Москва: «Просвещение», 1991г.-
  3. Додокина Н. В, Евдокимова Е. С. Семейный театр в детском саду. М.: Мозаика-Синтез 2007.- 167 с.
  4. Совместная деятельность педагогов, родителей и детей. Для работы с детьми 3-7 лет. – М.: Мозаика–Синтез, 2008. - 107 с.
  5. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками. СПб.: Речь, 2008.-240 с.
  6. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие – М.: Генезис, 2003. – 208с.
  7. Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. - СПб.: Дельта,1997. -256с.
  8. Маниченко А.А. Сборник персонализированных сказок ("Доброта") - Челябинск: Изд-во "Умница", 2012.- 245 с.
  9. Маниченко А.А. Сборник персонализированных сказок ("Воля") - Челябинск: Изд-во "Умница",2012.- 240 с.
  10. Маниченко А.А. Сборник персонализированных сказок ("Мышление") - Челябинск: Изд-во "Умница", 2012 – 265 с.
  11. Микляева Н.В., Толстикова С.Н, Целикина Н.П. Сказкотерапия в ДОУ  и семье. – М.: ТЦ Сфера, 2010 – 128с.