Семейный театр – развитие творческого начала в ребенке
Семейный театр – развитие творческого начала в ребенке
Family theater- the development of creativity in the child
Автор: Великоречина Дарья Александровна
МАОД «Детский сад № 200», г. Тольятти, Россия.
e-mail: velikorechina89@mail.ru
Velikorechina Daria Aleksandrovna
Kindergarten № 200, Togliatti, Russia.
e-mail: velikorechina89@mail.ru
Аннотация: в статье описаны формы взаимодействия с родителями дошкольников по организации семейного театра, как одного из важнейших способов становления личности.
Abstract: the article describes the forms of interaction with parents of preschoolers on the organization of family theater as one of the most important ways of personality formation.
Ключевые слова: семейный театр, детский сад, взаимоотношение родителей и педагогов.
Keywords: family theater, kindergarten, relationship between parents and teachers.
Тематическая рубрика: Дошкольное образование.
От того, как прошло детство, кто вел
ребенка за руку в детские годы,
что вошло в его разум и сердце
из окружающего мира – от этого
в решающей степени зависит,
каким человеком станет сегодняшний малыш.
В.А. Сухомлинский
В последние годы одной из наиболее важных проблем является снижение воспитательного потенциала семьи в процессе первичной социализации детей. Важным условием изменения сложившейся ситуации является развитие взаимодействия детского сада и семьи. Для достижения данного условия возникает необходимость в разнообразной совместной деятельности в системе «педагоги – родители - дети», в котором возникает удовлетворение потребностей ребенка, имеющих ведущее значение для его развития. Одним из видов такой деятельности является «семейный театр» в детском саду.
Семейный театр в детском саду – особая конструктивная форма взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей, объединяющая семьи с детьми дошкольного возраста в целях развития воспитательного потенциала семьи при поддержке педагогов, способствующая взаимодействию детского сада с семьей. Данная форма приобщает взрослых и детей к театральному искусству, имеет большую воспитательную и образовательную ценность в семейных взаимоотношениях, а также способствует познанию истории и культуры Родины.
Театрализованное представление доступно и понятно, как детям, так и взрослым, потому что в его основе лежит прежде всего игра. В ней ребенок учится жить в этом мире, строить взаимоотношения с окружающими, что в свою очередь требует творческой активности личности, умения держать себя в обществе. Освоению этих возможностей поможет театральное представление.
Также семейный театр в детском саду ориентирован на тесное взаимодействие детского сада с семьей дошкольника, что позволяет открывать новые возможности для совместного творчества, повышать уровень эстетического развития детей и взрослых, приобщать к театральному искусству, содействовать формированию основ семейной театральной культуры, создавать предпосылки к творческому развитию домашнего театра в современных условиях, помогать родителям в осмыслении воспитательного потенциала театральной культуры.
Важнейшим условием в развитии взаимодействия семьи и детского сада в контексте театрального творчества является социокультурная предметно-развивающая среда, в которой непосредственно и развивается семейная театральная деятельность.
При организации семейного театра мы используем формы работы с родителями:
- информационно-аналитические: (анкетирование родителей «Театр и ваш ребенок», диагностика творческих способностей детей, изучение семьи ребенка, отношений «родитель-ребенок», определение исходного уровня развития воспитательного потенциала семьи с использованием комплексной диагностики, «почтовый ящик»);
- наглядно- информационные («Театральная библиотека», передвижные выставки детских работ, фотоматериалов о прошедших постановках, семейных театральных стенгазет);
- познавательные ( творческая мастерская, где родители и дети могут подбирать и создавать оформление, необходимое для постановок, театральные уголки с коллекциями разных видов театров; театральная комната «Комната сказок», необходима для осуществления постановок и проведения игр-тренингов для формирования актерского мастерства «Подарок», «Настроение», «Покажи как ходит…», «Мальчик потерялся», проведения театральных этюдов; мини-музей «Театральный», в котором собраны театральные куклы, фотографии спектаклей прошлых лет, маски; экскурсии). Также при осуществлении непосредственно игровой деятельности атрибуты, гримм, сюжеты и т.д. могут носить национальный характер, благодаря чему в непосредственной обстановке дети знакомятся с различными национальностями, их предметами обихода, языком, что в свою очередь очень благотворно влияет на развитие личности дошкольника.
- досуговые (тематические праздники, совместное посещение детьми с родителями и педагогами спектаклей театров кукол в городе, акции, участие родителей в конкурсах и выставках).
В заключении хотелось бы подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. Опыт работы с родителями показал, что в результате применения современных форм взаимодействия с родителями стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребенка. Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями.
Список литературы:
- Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Программа «От рождения до школы» М. «Просвещение», 2003 г. -298 с.
- Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте». Москва: «Просвещение», 1991г.-
- Додокина Н. В, Евдокимова Е. С. Семейный театр в детском саду. М.: Мозаика-Синтез 2007.- 167 с.
- Совместная деятельность педагогов, родителей и детей. Для работы с детьми 3-7 лет. – М.: Мозаика–Синтез, 2008. - 107 с.
- Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками. СПб.: Речь, 2008.-240 с.
- Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие – М.: Генезис, 2003. – 208с.
- Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. - СПб.: Дельта,1997. -256с.
- Маниченко А.А. Сборник персонализированных сказок ("Доброта") - Челябинск: Изд-во "Умница", 2012.- 245 с.
- Маниченко А.А. Сборник персонализированных сказок ("Воля") - Челябинск: Изд-во "Умница",2012.- 240 с.
- Маниченко А.А. Сборник персонализированных сказок ("Мышление") - Челябинск: Изд-во "Умница", 2012 – 265 с.
- Микляева Н.В., Толстикова С.Н, Целикина Н.П. Сказкотерапия в ДОУ и семье. – М.: ТЦ Сфера, 2010 – 128с.