Взаимодействие с семьями дошкольников и младших школьников в период адаптации ребенка

Дата публикации: 2019-12-19 19:52:54
Статью разместил(а):
Лисихина Вера Николаевна

Взаимодействие с семьями дошкольников и младших школьников в период адаптации ребенка к условиям образовательной организации

Interaction with families of preschoolers and younger schoolchildren during the period of adaptation of the child to the conditions of the educational organization

 

Автор: Лисихина Вера Николаевна

МОУ "Красногуляевская СШ" п.Красный Гуляй Сенгилеевского района Ульяновской области, Россия.

e-mail: lisihina@rambler.ru

Likhina Vera Nikolaevna

Krasnogulyaevskaya Middle School, Krasny Gulyay, Ulyanovsk region, Russia.

e-mail: lisihina@rambler.ru 

 

Аннотация: Адаптационный период – один из ответственных моментов в жизни как детей дошкольного возраста, так и детей младшего школьного возраста. От того, как он пройдет, зависит успешное формирование основных базисных новообразований этого возраста. Малыши не могут самостоятельно справиться с трудностями, с которыми они сталкиваются в этот период, ведь их адаптивные возможности ограничены. Для успешного всестороннего развития ребенка необходимо взаимодействие семьи и образовательной организации, так как это два наиболее важных института социализации ребенка дошкольного и школьного возраста.

Abstract: The adaptation period is one of the crucial moments in the life of both preschool and primary school children. The successful formation of the main basic neoplasms of this age depends on how it will pass. Kids can not cope with the difficulties they face during this period, because their adaptive capabilities are limited. For successful all-round development of the child interaction of a family and the educational organization as these are two most important institutes of socialization of the child of preschool and school age is necessary.

Ключевые слова: адаптация, семья, образовательная организация. социализация

Keywords: adaptation, family, educational organization. socialization

Тематическая рубрика: дошкольное образование.

 

Для успешного всестороннего развития ребенка необходимо взаимодействие семьи и образовательной организации, так как это два наиболее важных института социализации ребенка дошкольного и школьного возраста.

В дошкольной образовательной организации и начальной школе  ребенок получает  образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, проявлять собственную активность. Основная особенность семейного воспитания — эмоциональный микроклимат семьи, благодаря которому у ребенка формируется собственное мировоззрение. Основную ответственность за воспитание ребенка несет семья, а образовательное учреждение призвано помочь, поддержать, направить и дополнить воспитательную деятельность родителей. Работа с семьей — важная задача образовательной системы.

Адаптационный период – один из ответственных моментов в жизни как детей дошкольного возраста, так и детей младшего школьного возраста. От того, как он пройдет, зависит успешное формирование основных базисных новообразований этого возраста. Малыши не могут самостоятельно справиться с трудностями, с которыми они сталкиваются в этот период, ведь их адаптивные возможности ограничены. Поэтому изменения социальной среды зачастую отрицательно сказываются на всех аспектах их здоровья и провоцируют замедление у них темпа развития. Практика убеждает, что эффективную помощь детям в этот трудный для него период могут оказать только самые близкие окружающие их люди – члены их семей. Закон «Об образовании в Российской Федерации» и ФГОС дошкольного образования также подчеркивают главенствующую роль семьи в процессе их социализации.

Однако в последнее время прослеживается снижение воспитательного потенциала семьи, изменение ее роли в первичной социализации как дошкольников, так и учеников 1 классов. Таким образом, с одной стороны, перед современными родителями стоит сложная задача – помочь своему ребенку успешно адаптироваться к новым условиям, а с другой стороны (на это указывает анализ результатов опроса родителей) – этому противодействует нехватка времени, отсутствие у них необходимых педагогических знаний. 

Для ребенка начало посещения дошкольной группы образовательного учреждения (дошкольная группа) является стрессом: отсутствие родителей, жизнь по определенному расписанию, множество незнакомых детей, взрослых вызывают у него страх. Ребенок должен пройти период приспособления (привыкания) к изменениям. Начало обучения в школе — также  один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей. Это не только новые условия жизни и деятельности, но и новые отношения, новые обязанности. Ребенок впервые сталкивается с качественно новыми  для него требованиями – уже в 1-м классе существует регламентация действий, ограничения в удовлетворении спонтанно возникающих  потребностей, ответственность за результаты своего труда, с которыми он раньше не сталкивался.

И еще: «Учебная деятельность носит коллективный характер, поэтому от ребенка требуется владение определенными навыками общения со сверстниками и учителем, умение вместе работать». В связи с этим, период приспособления  ребенка к новым условиям представляется для него наиболее трудным, и  поэтому проблема адаптации детей к условиям дошкольной образовательной организации и к школе – одна из самых серьезных.

Адаптация – естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Социальная адаптация — процесс взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой, включает усвоение норм и ценностей среды в процессе социализации, а также изменение, преобразование среды в соответствии с новыми условиями и целями деятельности. Приспособление организма к новым условиям социального существования, новому режиму сопровождается изменением поведенческих реакций ребенка, расстройством сна, аппетита.

Адаптация ребенка к детскому саду требует большого внимания, терпения со стороны взрослых, ведь этот этап жизни влечет за собой серьезные изменения состояния малыша, сказывается на поведении далеко не всегда положительным образом.  В самом распространенном своем значении школьная адаптация понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности и т.д. Ребенок, который вписывается в школьную систему требований, норм и социальных отношений, чаще всего и называется адаптированным (Битянова М.Р.).

Для успешной адаптации детей дошкольного и младшего школьного возраста в ОУ, необходимо налаживание взаимодействия педагогов с родителями. Согласованность их действий и возможность сближения подходов к индивидуальным особенностям ребенка во многом определяют течение адаптационного периода. Федеральные государственные образовательные стандарты ДО и НОО указывают на необходимость сотрудничества, взаимодействия и доверительного отношения между семьей и ОУ. Именно поэтому нами проводится работа с родителями детей раннего возраста в их адаптационный период, а также с родителями детей, идущих в первый класс. 

Ранний возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Развитие в раннем возрасте происходит на таком неблагоприятном фоне, как повышенная ранимость организма, низкая его сопротивляемость к заболеваниям. Именно в этом возрасте большинство детей поступают в дошкольную образовательную организацию, что влечет за собой великие перемены в жизни малыша. Происходит его переход из знакомой и обычной для него семейной среды в особую микросреду, которая значительно отличается от прежних условий. Особенностями ДОО являются, во-первых, длительное совместное пребывание большого количества детей, увеличивающее возможность перекрестного инфицирования и более сильного их утомления; во-вторых, определенные педагогические стандарты в подходах к воспитанникам детских садов, которые могут оказаться непривычными для ребенка и вызвать у него отрицательные эмоциональные и поведенческие реакции. Привыкание к новым условиям часто влечет за собой развитие так называемого адаптационного синдрома, который оказывает в ряде случаев неблагоприятное влияние на состояние здоровья ребенка.

И педагоги, и родители должны понимать, насколько ответственен момент выхода ребёнка в детский сад, насколько серьёзные, хотя и не сразу бросающиеся в глаза последствия он может иметь. Чтобы привыкание ребёнка к детскому саду было максимально безболезненным, необходим комплексный подход к решению проблемы адаптации. Важным фактором является взаимодействие образовательного учреждения и семьи.

Семья – первая педагогическая система, в которую попадает ребенок сразу после рождения и в которой пребывает постоянно. Дошкольная образовательная организация – это первый внесемейный институт, первая воспитательная организация, с которым вступают в контакт дети. Практика показывает, что привыкание ребенка к новым для него условиям в детском саду в основном зависит от того, как взрослые в семье смогли подготовить его к этому периоду.

Четкая, профессионально слаженная и продуманная работа сотрудников, благополучный микроклимат в дошкольной организации, согласованность действий родителей и воспитателей – залог оптимального течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду.

При общении педагога с родителями воспитанников важно придерживаться следующих принципов:

1. Полноценное проживание ребёнком всех этапов детства, обогащение детского развития. 

2. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательного процесса.

3. Сотрудничество ОУ с семьей.

4. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

5. Возрастная адекватность дошкольного образования.

Процесс взаимодействия педагогов и родителей в период адаптации ребенка раннего возраста к детскому саду можно разделить на несколько этапов: подготовительный, организация непосредственного периода адаптации и анализ результатов адаптации.

Активное взаимодействие педагогов с родителями детей раннего возраста повышает ответственность последних за воспитание детей в семье, развивает их педагогическую активность, что является показателем заинтересованного отношения к воспитанию своих детей. Создается благоприятная эмоциональная атмосфера в отношениях между родителями и педагогами, что обеспечивает совместный успех в деле воспитания, развития и социализации детей раннего возраста, а значит, и успех всего детского сада

«Школьная адаптация» - приспособление ребенка к первичному учебному коллективу (классу), нормам поведения и взаимоотношений в новом коллективе. В процессе школьной адаптации происходит включение ребенка в систему взаимоотношений класса с его традициями, нормами жизни, ценностными ориентациями.

Период адаптации ребенка к школе может длиться от 2-3 недель до полугода, это зависит от многих факторов: индивидуальные особенности ребенка, характер взаимоотношений с окружающими, тип учебного заведения (а значит, и уровень сложности образовательной программы) и степень подготовленности ребенка к школьной жизни.

Немаловажным фактором является и поддержка взрослых - мамы, папы, бабушек и дедушек. Чем больше взрослых окажут посильную помощь в этом процессе, тем успешнее ребенок адаптируется к новым условиям.

Виды школьной адаптации:

а) Физиологическая адаптация.

Процесс физиологической адаптации ребенка к школе можно разделить на несколько периодов.

Первый период - когда на весь комплекс новых воздействий, связанных с началом обучения, дети отвечают бурной реакцией и значительным напряжением практически всех систем организма. Эта "физиологическая буря" длится достаточно долго - 2-3 недели. В этом периоде ни о какой экономии ресурсов и говорить не приходится: тратится все, что есть, а иногда и в долг берется. Поэтому родителям важно помнить, какую высокую физиологическую цену платит каждый ребенок в это время.

Второй период наступает позже – это время неустойчивого приспособления, когда организм ищет и находит какие-то оптимальные (или близкие к оптимальным) варианты реакций на эти воздействия.

И наконец, третий этап - это период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения.

Какую бы работу ни выполнял школьник, будь то умственная работа, статическая нагрузка, которую испытывает он при вынужденной сидячей позе, или психологическая нагрузка общения в большом и еще мало знакомом коллективе, организм, вернее, каждая из его систем должна отреагировать своим напряжением, своей работой. А мы знаем, что возможности детского организма не безграничны, и длительное напряжение, связанное с ним утомление и переутомление могут стоить ребенку здоровья.

Все это говорится родителям для того, чтобы они знали и понимали, почему эти, недавно еще неугомонные дети так быстро устают, почему нельзя заставлять их посидеть за учебной работой "еще часок", почему так важно соблюдать режим дня... Будем помнить: трудности перестройки испытывают все дети, а еще надо делать поправку на слабое здоровье, недавнюю болезнь и еще многое-многое, что может замедлять приспособление к школьной жизни...

Чем же характерны первые недели обучения? По интенсивности и напряженности изменений, происходящих в организме ребенка в это время, учебную нагрузку можно сравнить с воздействием на взрослый, хорошо тренированный организм экстремальных нагрузок. Например, нам пришлось изучать реакцию организма первоклассников на уроках по показателям сердечнососудистой системы. И объективная регистрация показала: напряжение в деятельности сердца можно сравнить с напряжением космонавта в состоянии невесомости! Нужен ли пример убедительнее?

Итак, вывод может быть только один: не давление (чтобы "скорее привык к учению"), а максимально бережное, щадящее и ободряющее отношение взрослых - только этим мы можем помочь ребенку.

б) Социально-психологическая адаптация.

В своих наблюдениях за первоклассниками, Безруких М.М. и Ефимова С.П., показали, что социально-психологическая адаптация (по-житейски - привыкание к школе) может проходить по-разному.

Большинство детей адаптируются в течение первых двух месяцев обучения. Они относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в классе, приобретают новых друзей; у них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, добросовестно и без видимого напряжения выполняют требования учителя. Конечно, им еще трудно выполнять все требования правил поведения; но к концу октября такие дети обычно осваиваются и с новым статусом ученика, и с новыми требованиями, и с новым распорядком дня.

Другим нужно больше времени; они и месяц, и другой, и третий могут играть на уроках или выяснять отношения с товарищем, не реагируя на замечания учителя (или, наоборот, реагируя "как маленькие" - слезами и истерикой). И с освоением учебной программы у них дела складываются не просто. Лишь к концу первого полугодия их поведение становится "правильным".

У третьих, к значительным трудностям в учебных делах прибавляются трудности более серьезного характера. У них проявляются негативные формы поведения, резкие выбросы отрицательных эмоций. Именно на таких детей чаще всего жалуются учителя, товарищи, родители. Часто такие дети становятся отверженными в коллективе класса, а это рождает реакцию протеста - они задираются на переменах, кричат, плохо ведут себя на уроке. Если вовремя не разобраться в причинах такого поведения, это может привести к нервному срыву и нарушению психического здоровья. Поэтому, если поведение ребенка очень беспокоит учителя и родителей, стоит обратиться к детскому психологу и к врачу-психоневрологу. Разумеется, все эти психологические нагрузки и перестройка образа жизни первоклассника реализуются и на "физиологическом уровне.

Таким образом, образовательная организация - серьёзный вызов в жизни ребёнка большое испытание для малыша, а любое испытание – или ломает ,или закаляет; делает сильнее, продвигает вперед в развитии – или отбрасывает назад. Поэтому на сегодняшний день актуальна тема взаимодействие ОУ и семьи в период адаптация как дошкольников, так и младших школьников. Сопровождение адаптации детей к дошкольной образовательной организации и начальной школе осуществляется в процессе взаимодействия всех специалистов образовательного  учреждения при поддержке родителей и включает следующие направления профессиональной деятельности: психологическую и педагогическую диагностику, консультирование, методическую и организационную работу.  По моему мнению педагог – профессионал владеет арсеналом приемов, позволяющих затормаживать отрицательные эмоции ребенка в период адаптации, педагог проектирует взаимодействие с родителями своих воспитанников, дает необходимые рекомендации родителям и сам придерживается определенных правил. 

 

Литература: 

1. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации / Сост. Н.В. Соколовская. - Волгоград: Учитель, 2008.

2. Аксарина, Н.М. Воспитание детей раннего возраста / Н. М. Аксарина. - М.: Просвещение, 1991.

3. Афанасьева, Н.В. Программа психологической диагностики готовности к обучению в школе / Н.В. Афанасьева, Е.Н. Дубиненкова - Вологда, 2000.  

4. Безруких, М.М. Трудности обучения в начальной школе: Причины, диагностика, комплексная помощь / М. М. Безруких. – М.: Эксмо, 2009.

5. Битянова, М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка / М. Р. Битянова. -  М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1998. 

6. Битянова, М.Р. Работа психолога в начальной школе / М.Р. Битянова, Т.В. Азарова, Е.И. Афанасьева, Н.Л. Васильева. - М: Совершенство, 1998 Данилина, Т.А. Социальное партнерство педагогов, детей и родителей. Пособие для практических работников ДОУ / Т. А. Данилина,  Н.М. Степина.  - М.: Айрис-Пресс, 2004. 

7. Диагностика школьной дезадаптации / Под ред. С.А. Беличевой. - М., 1995.  

8. Белкина, В.Н. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ / В.Н. Белкина, Л.В. Белкина. – Воронеж: Учитель, 2006. – 236 с.

9. Ильина, И.С. Адаптация ребенка к детскому саду. Общение, речь, эмоциональное развитие / И.С. Ильина. – М.: Просвещение, 2008. – 176 с.