Один дома - безопасность детей в дошкольном возрасте

Дата публикации: 2020-01-09 18:28:28
Статью разместил(а):
Акжаркалова Галина Сергеевна

«Один дома» - безопасность детей в дошкольном возрасте

"One Home" - the safety of children in preschool age

 

Автор: Акжаркалова Галина Сергеевна

МБДОУ "ДСКВ № 72 для детей с нарушениями зрения", г. Братск, Россия.

e-mail: akzharkalova@mail.ru 

Akzharkalova Galina Sergeevna

Kindergarten № 72 for visually impaired children, Bratsk, Russia.

e-mail: akzharkalova@mail.ru 

 

Аннотация: Целью взрослого является формирование и систематизация представлений детей дошкольного возраста о безопасной жизнедеятельности через разнообразие игр и игровых предметов.

Abstract: The goal of an adult is to form and organize the ideas of preschoolers about safe life through a variety of games and game subjects.

Ключевые слова: безопасность детей, дошкольник, безопасность жизнедеятельности.

Keywords: children's safety, preschooler, safety of life.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

В наибольшей безопасности тот,

кто начеку, даже когда нет опасности.
Сайрус

В дошкольном возрасте ведущее место в жизни детей занимает игра. Ребенок с увлечением проигрывает самые разнообразные роли, выстраивая сюжет и  становясь более инициативным. Дети взрослее самостоятельно выбирают тему и намечают замысел игры, благоустраивают игровое пространство при помощи предметов, используя разнообразные атрибуты. Воспитателю необходимо направить все усилия на обогащение ролевого поведения и взаимоотношений детей в игре, которые возникают через игру и игровое действие. Целесообразно убрать зонирование игрового пространства, по мнению исследователей, начинает тормозить воображение детей. Для развития игровых ситуаций, и для облегчения принимать роли, необходимы атрибуты (белый халат, пилотки, юбки и т.п.), а также сюжетные игрушки и различные полифункциональные материалы (модули, кубики, колесики и другие детали). При совместном использовании в игре предметов-заместителей и сюжетных игрушек, способствует адекватному восприятию ситуаций.

Дети становятся взрослее, их начинают интересовать разные предметы окружающей действительности, и не всегда эти предметы безопасны для игры. Например, дети в возрасте до 7 лет проявляют большой интерес к окружающим их предметам, в частности электроприборам, аудио- и видеотехнике и взрывоопасным предметам. Чтобы дети росли здоровыми в этом им надо разумно помогать: прививать навыки безопасного поведения, давать представление о наиболее частых и опасных ситуациях, чреватых получением травм.

Взрослым необходимо принимать комплекс мер предосторожности от получения ребенком травмы, которые включают в себя безопасность всех составляющих дома ребенка (кухни, ванной комнаты, спальни, зала и т. д.). В ненавязчивой форме с ребенком необходимо проиграть ситуации, которые обезопасят его жизнедеятельность.

При планировании необходимо включать следующие формы работы:

1. Организационная форма.

- познавательные занятия;

- занятия-беседы;

- игры-занятия;

- викторины, конкурсы.

2. Совместная деятельность воспитателя с детьми. 

Упражнения подражательного характера на имитацию выразительных жестов, мимики, движений.

3. Самостоятельная деятельность. 

- сюжетно-ролевые игры;

- рассматривание иллюстраций, фотографий, видео просмотр; детская продуктивная деятельность (свободное рисование, поделки из различных материалов, аппликация);

- проигрывание ситуаций, в которые могут попасть дети в реальной жизни.

Задачи в работе с детьми:

- необходимо формировать знания детей о здоровом образе жизни, способствовать осознанию понятия «здоровый образ жизни»;

- также формировать у детей сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих;

- продолжать расширять и систематизировать знания детей о правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми.

Выделены несколько вопросов для проигрывания и важных к рассмотрению для безопасной жизнедеятельности детей дошкольного возраста:

1. Пожарная безопасность. 

Детское любопытство может стать причиной пожара. Пожары могут происходить не только по причине детской неосторожности, а в большинстве случаев дети просто не знают о безопасном обращении с огнеопасными приборами. Детей необходимо научить пользоваться элементарными электроприборами (телевизором и плитой), объяснить, что без взрослых включать плиту - опасно. Не нужно пугать ребенка огнём, но обязательно нужно рассказать о возможных последствиях пожара. Многие взрослые считают, что детей пожарной безопасности должны начинать учить в школах. Но в действительности, большинство «детских» пожаров, случаются ещё в дошкольном возрасте. Именно поэтому, основы безопасности и первое знакомство с огнём необходимо закладывать взрослыми еще в дошкольном возрасте детского сада. В современной жизни ребенок не сталкивается с открытым огнём, поэтому необходимо начать знакомство с того, почему пламя – это не только средство для приготовления еды на пикнике, но и опасность. Необходимо обсудить с детьми все возможные причины возгорания. Это не только спички и зажигалки взрослых, но и петарды, увеличительные стекла, незакрытая дверца в печке, брошенные окурки.

2. Отравление. 

Дети из-за своего любопытства постоянно хотят узнать что-то получше, они часто пробуют это на вкус. В детский список предметов, которые непременно нужно проглотить, входят те, что похожи, по их мнению, на конфеты. Проблема является в том, что дети плохо отличают конфетки от таблеток бабушек и дедушек. Исход подобных ошибок могут оказаться весьма плачевными. Взрослым необходимо обязательно проверять перед выходом в детский сад карманы, у девочек сумочки на мелкие, колючие и режущие предметы (таблетки, булавки, туалетная вода и т.д.).

3. Безопасность детей на территории детского сада.

Необходимо показать детям, что во время нахождения  в детском саду они находятся в безопасности: калитки и все входные двери оборудованы электронными замками. Для каждого сотрудника и родителей изготовлены магнитные пластиковые карточки с идентификационным кодом для прохода на территорию и в здание дошкольного учреждения. В целях обеспечения безопасности воспитанников передавать электронные замки посторонним лицам запрещается (за исключением бабушек, дедушек, братьев и сестёр). На территории детского сада непрерывно ведётся видеонаблюдение. 

4. Незнакомец рядом.

Ребенок при взрослении чаще остается один дома (пока родители выносят мусор или ходят в магазин). В таких случаях  ребенок, находится в более незащищенных ситуациях. Ни всегда знает, как из таких ситуаций выйти, не навредив себе и близким. Взрослым необходимо рассмотреть такие ситуации и проиграть их, как:

Если незнакомец приглашает тебя в гости или прокатиться на машине …

Если незнакомец пытается утащить тебя куда-то …

Если незнакомка расспрашивает, где ты живешь, дома ли родители…

Если незнакомый слесарь или электрик просит открыть дверь…

Если незнакомые люди пытаются открыть замок вашей двери…

Если незнакомка просит впустить ее, чтобы вымыть руки…

Очень благоприятный способ для рассмотрения таких ситуаций, это опереться на сказочных героев, например:

Сказка «Белоснежка и семь гномов». В этой сказке злая мачеха прикинулась доброй старушкой и угостила наивную и добрую Белоснежку отравленным яблоком. Для Белоснежки эта ситуация закончилась трагически. Сказка учит детей не доверять обманчивой внешности и принимать заманчивые подарки у незнакомых людей. Такие же ситуации можно рассмотреть и в таких народных сказках как «Кот, петух и лиса», «Жихарка».

Простая сказка «Колобок» имеет очень глубокий смысл с точки зрения безопасности. Она учит детей не убегать от родителей далеко, не убегать без спроса из дома, не доверять незнакомцам, быть более бдительными в разных ситуациях.

В сказках «Волк и семеро козлят», «Три поросенка» отлично можно просмотреть  реальные ситуации, а затем их проиграть: ребенок остался один дома; ребенок остался дома с друзьями и др.

Отличным примером несоблюдения пожарной безопасности можно пронаблюдать в таких сказках как «Кошкин дом» С. Маршака, «Путаница» К. Чуковского.

В сказке «Мохнатый, Крылатый да Масленый», где герои встретились с реально опасными предметами, после чего оказались герои травмированными: один обварился, другой поранил лапку, а третий вернулся домой с кусанным боком.

Взрослым, необходимо помнить: безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей взрослых является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности. 

Сохранение жизни и здоровья детей – главная обязанность взрослых!

 

Список литературы:

1. Авдеева Н.Н. Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста»: учебное пособие / Н.Н. Авдеева, О.Л., Князева, Р.Б., Стеркина. – С.Пб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002. –144 с.

2. Айзман Р.И. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности: учебное пособие / Р.И. Айзман, С.В. Петров, В.М. Ширшова. — Новосибирск: АРТА, 2011. - 208 с.

3. Белая К.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников. Конспекты по основам безопасности детей дошкольного возраста: книга для воспитателей детского сада / К.Ю. Белая, В.Н.Зимонина, Л.А. Кондрыкинская. – М.: Просвещение, 2004. – 94 с.

4. Давидович, А.Л. Дошкольникам о правилах безопасности: учебное наглядное пособие для педагогов учреждений, дошкольного образования / А.Л. Давидович и др.- Минск: Экоперспектива, 2015. – 92 с.

5. Денисенкова, Н.А. Ваш ребёнок познаёт мир. Н.А. Денисенкова //Дошкольное воспитание. - 2000. - №1. – С. 15-17.