Возможности использования сыпучих материалов в работе с детьми с ОВЗ
Возможности использования сыпучих материалов в работе с детьми с ОВЗ
Possibilities of using bulk materials in working with children with disabilities
Авторы:
Зеленкова Елена Владимировна
МАОУ "Образовательный центр "Горностай", Новосибирск, Россия
e-mail: zelenkova@lenta.ru
Zelenkova Elene Vladimirovna
Educational center "Gornostay", Novosibirsk, Russia
e-mail: zelenkova@lenta.ru
Гуринович Наталья Анатольевна
МАОУ "Образовательный центр "Горностай", Новосибирск, Россия
e-mail: n_gurinovich@mail.ru
Gurinovich Natalia Anatolevna
Educational center "Gornostay", Novosibirsk, Russia
e-mail: n_gurinovich@mail.ru
Аннотация: Современный мир городских детей обеднен сенсорными ощущениями, их чувственный мир сводится к зрительному и тактильному восприятию современных гаджетов. Игровая и творческая деятельность формируется чаще искусственно, с помощью взрослого, независимо от возраста ребенка. Использование сыпучих материалов в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога и учителя-логопеда помогает формировать ВПФ, развивать творчество, речь, чувствование себя и игровую деятельность. Для детей с ОВЗ знакомство с сыпучими материалами дало толчок в познавательном, речевом развитии, а также развитии чувственной и эмоциональной сферы ребенка.
Abstract: The modern urban world of children is depleted in sensory sensations, their sensual world is reduced to the visual and tactile perception of modern gadgets. Game and creative activity is often formed artificially, with the help of an adult, regardless of the age of the child. The use of bulk materials in the correctional and developmental work of a teacher-psychologist and speech therapist helps to form HMF, to develop creativity, speech, feeling and playing activity. For children with disabilities, acquaintance with bulk materials gave impetus to the cognitive, speech development, as well as the development of the child’s sensual and emotional sphere.
Ключевые слова: сыпучие материалы, сенсорное развитие, речевое развитие, дети с ОВЗ.
Keywords: bulk materials, sensory development, speech development, children with disabilities
Тематическая рубрика: Дошкольное образование.
Выбор данной темы подсказал нам опыт работы с детьми в сенсорной комнате.
«Sense» в переводе с английского языка означает «чувство», «ощущение». Современное поколение детей прекрасно знакомо с сенсорными телефонами, и большое количество времени проводит у экранов телевизора или компьютера. Таким образом, развитие сенсорных рецепторов сводится к тактильному минимуму – это гладкая поверхность планшета, и зрительному восприятия. Всем нам известно давно, что дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития многих мозговых структур. Развитие сенсомоторных навыков ребенка в данный период играет большую роль для дальнейшего развития и обучения его.
Сенсомоторное развитие является базовым для развития высших психических функций, поэтому развитию мелкой моторики кисти руки должно уделяться серьезное внимание с самого раннего возраста, так как именно в этот период интеллектуальное и речевое развитие очень сильно связано с развитием двигательной активности ребенка.
Ещё древние китайцы утверждали, что упражнения с участием рук и массаж пальцев гармонизирует тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга. На кистях рук расположены множество рефлекторных точек, от которых идут импульсы в центральную нервную систему. Массируя определенные точки можно воздействовать на определенные зоны мозга и внутренние органы, которые с ними связаны.
Массаж большого пальца улучшает активность головного мозга. Указательный палец связан с желудком, средний - с кишечником, массаж безымянного пальца положительно сказывается на работе печени и почек, а мизинца – на работе сердца. Таким образом, можно отметить, что стимуляция нервных окончаний, расположенных на руках, благоприятно сказывается на работе мозга и работе внутренних органов.
Известные нам педагоги, такие как:
Бехтерев М.В. в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка.
Сухомлинский утверждал, что «ум находится на кончике пальца».
Развивая пальчики ребёнка, мы способствуем развитию целого ряда важнейших свойств его психики:
1. Повышение тонуса головного мозга
2. Стимулирование развития речевых центров
3. Улучшению координации мелких групп мышц и развивает чувство ритма
4. Согласование работы понятийного и двигательного центров речи
5. Подготовка руки к письму
6. Положительное влияние на эмоциональное настроение ребенка.
Работая с сыпучими материалами, мы развиваем такие психические процессы:
- Внимание
- Мышление
- Память
- Воображение
- Восприятие.
Необходимо помнить, что развитие мелкой моторики взаимосвязано с тактильными ощущениями: чем больше разных материалов трогает ребенок, тем чувствительнее подушечки пальцев, тем богаче его чувственный опыт. Действия, которые сопровождаются речью, отражающие чувственный опыт ребенка, лучше отпечатываются на его внутреннем плане, тем самым обогащают его словарный запас, развивают оперативную память и пр. Особенно такие игры важны детям, чьи пальцы излишне вялые и слабые, либо напряжены. Сыпучие материалы дают возможность развивать точные движения пальцев и активизировать речевые процессы у ребенка.
Работа с детьми с ТНР строится из нескольких этапов, первым этапом является развитие ВПФ, упражнения с сыпучими материалами способствуют их развитию. Очень важна взаимосвязь специалистов в коррекционно-развивающей работе с такими детьми. Педагог-психолог помогает развивать ВПФ ребенка, корректирует развитие эмоционально-волевых процессов. Работая с сыпучими материалами, данная работа идет с большим интересом у детей. Незаметно для себя, дети, играя, становятся более спокойными, внимательными, развивается память, формируются процессы мышления. В работе учителя-логопеда сыпучие материалы играют тоже немаловажную роль: помогают развивать ориентировку в пространстве, развивать связную фразовую речь, эмоциональную лексику, обогащают словарный запас. А также помогают упражнять в согласовании прилагательных и числительных с существительными, в употреблении предлогов, наречий, прилагательных, глаголов, развивать глазомер, проводить профилактику дисграфии и работу по автоматизации поставленных звуков. Воспитывают у детей чувство ответственности – доводить начатое дело до конца.
В своей работе мы используем такие материалы, такие как: кварцевый песок, цветной живой песок, различные крупы, семена, орехи и шишки, макароны, фасоль, пуговицы, ракушки, бусины, можжевеловые бусины, камешки (по типу «Марблс»), гальку и мелкие аквариумные камешки. Все эти сыпучие материалы обладают разными свойствами, отличаются по: форме, цвету, запаху, текстуре, размеру, температуре поверхности. Тем самым помогают обогащать их чувственный опыт.
Форма: от плоской до объемной, от круглой до многоугольной.
Цветовая гамма тоже различна: чем ярче и интенсивней цвет, тем больше динамики и энергетики в этом цвете. Чем спокойнее цвет, тем меньше энергетическая насыщенность.
Ребята не могут высказать всю гамму чувств, которые испытывают. Но цвета, выбранные ими, расскажут гораздо больше.
«Оранжевые» и «красные» детки очень заметны: всегда кричат, шалят, визжат.
«Жёлтые» — веселые, жизнерадостные, много фантазируют и мечтают.
«Зелёным» нужно чувство надёжности и защищенности. Те, кто выбрали голубой – самые беззаботные из всех.
«Синие» крохи спокойны и уравновешены, делающие всё обстоятельно.
Предпочитающие фиолетовый – артистичные и чувствительные натуры.
А вот коричневый и чёрный цвета сигнализируют о тревоге.
Цвета делают ярче наше существование и определяют настроение, влияют на мысли и поступки человека.
Запах натуральных сыпучих материалов благоприятно влияет на эмоциональную сферу ребенка, так, например, используя можжевеловые бусины, предварительно нагрев их, мы чувствуем тонкий приятный аромат, который они источают. Как оказалось, можжевельник занимает едва ли не первое место среди всех деревьев по обилию выделяемых бактерицидных эфирных веществ. Можжевельник обладает сильными антимикробными свойствами.
Фактура. Более гладкие поверхности успокаивают. Мелкие сыпучие материалы как песок или манка снимают напряжение и эмоциональную нагрузку. Остроконечные материалы активно стимулируют кожные рецепторы.
Температура поверхности материала. Есть более теплые сыпучие материалы, которые хорошо удерживают тепло: манка, гречка, а есть более холодные: галька, ракушки, аквариумные камешки.
Техники и материалы, которыми мы пользуемся:
Использование песка или манки.
Массаж или самомассаж кистей или пальцев рук с предметами (игрушки, массажный мяч, фасоль) и без предмета (похлопывание, прощипывание, постукивание, разминание, насыпание), поиск игрушки.
Фасоль (крупная, средняя, мелкая, разноцветная) и крупа.
Выкладывание последовательности, разделение на группы, перекладывание одной или двумя руками одновременно, сухой мини-бассейн для пальцев рук, поиск игрушки в сухом мини-бассейне, вставлять в отверстие, делать поделки.
Имеет значение и размер, и цвет, и форма фасоли.
Ракушки, галька, аквариумные камешки приближают нас к морской тематике, а также дарят воспоминание о лете, будоражит воображение.
Крупы (гречневая, рисовая, манная, горох).
Массаж или самомассаж кистей или пальцев рук, разделение на группы, перекладывание одной или двумя руками одновременно, сухой мини-бассейн для пальцев рук.
Макароны. Макароны имеют богатство форм и текстура, что развивает восприятие зрительное, сенсорное.
Камешки (аналоги «Марблс»).
Дети очень любят собирать камешки. А этот материал дает возможность полюбоваться красотой камней, стать на какое-то время обладателем «сокровищ». Камни интересны и многогранны в использовании, подходят для реализации множества идей. Они оказывают положительное влияние на психику дошкольника, поиск самого красивого делает ребенка спокойным и уравновешенным, воспитывает любознательность. Камни используются как стимульный материал для свободных ассоциаций ребенка.
Дорожки здоровья. Массаж стоп также полезен для сенсомоторного развития, координации движения и чувствования собственного тела. Дорожка наполнена природными материалами: шишками, камушками, фасолью и др. Шишки оказались материалом, заслуживающим отдельного внимания. Они имеют колючую текстуру и очень хорошо стимулируют рецепторы ног. Также сосновые шишки при нагревании выделяют запах. С каждым вздохом терпко-сладкого аромата тело наполняется необыкновенной жизненной энергией, словно пробуждается каждой клеточкой и оздоравливается, впитывая лечебные фитонциды. Также дети ходят по дорожке с пуговицами разного цвета, размера, фактуры.
С большим удовольствием дети это делают. Важно отметить, что дети с более плотными кожными покровами любят двумя ногам прыгать на шишки, аквариумные камушки. Происходит хорошая стимуляция нервных окончаний стоп.
В ходе работе нам удалось наблюдать положительную динамику развития детей, особенно для детей с ТНР, с повышенным чувством тревожности, гиперактивных детей, детей с синдромом дефицита внимания. Также использование сыпучих материалов благоприятно влияет на развитие детей-инвалидов. У детей с особыми образовательными потребностями чаще всего сенсорный опыт недостаточный, бедный в связи с особенностями развития ЦНС, особенностями развития каналов восприятия. Дети с НОДА с интересом познают своё тело, слушают новые ощущения, а речевое сопровождение обогащает их словарный запас. Аутичные дети также не оставались равнодушными к сыпучим материалам, нами было отмечена потребность детей в сенсорной стимуляции покровов головы. Они с интересом играют с фасолью, песком, манкой, цветной солью в контейнере. В сухой бассейн погружаться не хотят. Избегают прикосновений больших поверхностей кожи, возможно потому, что крупные группы мышц развиты меньше. Им нравятся сыпучие материалы, мелкие игрушки.
Этот материал является настоящей находкой для использования в коррекционной работе с детьми с ОВЗ.