Использование технических приемов в декоративном рисовании с детьми среднего дошкольного возраста
Использование технических приемов в декоративном рисовании с детьми среднего дошкольного возраста
Use of techniques in decorative drawing with middle-school children
Автор: Шарова Людмила Дмитриевна
МБДОУ «Детский сад № 63 «Солнышко», Нижний Новгород, Россия.
e-mail: detsadik63kanavino@mail.ru
Sharova Lyudmila Dmitrievna
Kindergarten № 63 "Solnyshko", Nizhny Novgorod, Russia.
e-mail: detsadik63kanavino@mail.ru
Аннотация: Эффективное освоение технических навыков и умений возможно лишь при установлении последовательности овладения детьми техникой рисования, распределения задач по каждой группе детского сада с учетом возрастных особенностей развития изобразительной деятельности.
Abstract: Effective mastering of technical skills is only possible when establishing a sequence of children's mastery of the drawing technique, the distribution of tasks for each group of a kindergarten, taking into account age-specific features of the development of visual activity.
Ключевые слова: декоративное рисование, народное искусство, дымковская и городецкая игрушки, городецкая роспись.
Keywords: decorative drawing, folk art, Dymkovo and Filimnovskaya toys, Gorodets painting.
Тематическая рубрика: дошкольное образование.
Народное искусство более всех остальных видов творчества понятно и доступно детям. Оно помогает лучше узнать традиции своего края, Родины, ее национальные богатства. Поэтому в нашей группе мы ведем планомерную и целенаправленную работу по ознакомлению с народными промыслами России и приобщению детей к народному творчеству.
Через искусство дети в доступной форме усваивают нравы и обычаи своего народа. Рассматривая произведения декоративно-прикладного искусства, дети испытывают чувство радости, удовольствия от ярких жизнерадостных цветов, богатства и разнообразия видов и мотивов, проникаются уважением к народному мастеру, создавшему их, у них возникает стремление самим научиться создавать прекрасное. Однако, не все воспитатели любят декоративно-прикладное рисование, а все потому, что недостаточно владеют техническими приемами. В данной статье я хочу рассказать о тех приемах, используемых в своей работе, которые помогают научить детей рисовать.
Перед педагогом, обучающим детей декоративному рисованию, стоят следующие задачи: развивать чувство композиции в связи с построением узора на различных формах; развивать чувство цвета; развивать способности различать стили в декоративном искусстве и использовать их отдельные элементы в своем творчестве; совершенствовать технические навыки в рисовании кистью и карандашом.
Декоративное рисование – это беспредметное рисование, где дети создают простые орнаменты. Основным композиционным средством является ритм: повторение элементов узора на равном расстоянии друг от друга. Ребенок должен усвоить придуманное человеком способ украшения одежды, утвари, предметов. Смысл и цель обучения декоративно-прикладному рисованию – это научить ребенка доступными изобразительными средствами создавать красоту вокруг себя, развивать художественный вкус.
Хотелось бы отметить, что последовательность изображения в декоративном рисовании должна обязательно совпадать с последовательностью обследования изделия или предмета. Его лучше проводить в утренние и вечерние отрезки времени. На занятии же идет частичное обследование, которое должно заканчиваться вопросом к детям: «Что будем рисовать? С чего начнем рисовать?».
Анализ произведений декоративно-прикладного искусства включает три этапа:
1. Даем название декоративно-прикладного искусства.
2. Назначение предмета.
3. Из какого материала сделан предмет.
Во время анализа выделяем элементы, их расположение на форме: где и как. С детьми средней группы обращаем внимание на композицию, колорит, элементы.
Уже с младшей группы мы знакомим детей с Загорской матрешкой. В средней группе - с дымковской и филимоновской игрушками, изделиями городецких мастеров. Сначала мы рассматриваем народные изделия, читаем детскую литературу и смотрим презентации по данной теме, затем играем в дидактические игры, расписываем шаблоны, проводим занятия и развлечения для детей, а также организуем мастер-классы для родителей.
Чтобы научить ребенка рисовать, я считаю, воспитатель должен иметь четкое представление о промысле и соблюдать колорит того или иного промысла, обязательно знать материал и цвет, который используют народные мастера.
В Дымке – все элементы промысла – плотный красочный слой. В детском саду мы используем гуашь. В младшей группе – чистые цвета, о средней – учим смешивать. В работе обязательно используем подкладной лист, тогда дети чувствуют себя уверенно. Если элемент дается первый раз, то ребенок на листе может попробовать потренироваться.
Инструменты и приспособления, которые мы используем для рисования: поролон (для тонирования), кисти разного размера (круглые и плоские), тычки разного размера и формы (как и мастера Дымки, Городца и Хохломы), дополнительные приспособления (использованные фломастеры). Затем учим детей промывать тычок в следующей последовательности: опускаем в воду, постучали об дно, убираем лишнюю воду о край баночки и сушим об салфетку. Объясняем детям, если будет много воды, то краски «плывут».
Каждый народный промысел представляет узор в определенной композиции: полосе, квадрате, круге, овале. Многие народные промыслы не предполагают рисование на плоскости, так как имеют свой объем, например, дымковская и филимоновская игрушки. На объемной игрушке рисовать трудно, и, в силу возрастных особенностей воспитанников, мы предлагаем рисовать на плоскости. Также дымковскую игрушку в средней группе мы лепим из пластилина.
Виды композиций (на листе бумаги). Узор в полосе: используется повторение; в младшей и средней группах - узор в круге; розете – со средней группы; симметричный узор в подготовительной группе. Главное, правильно донести до ребенка как рисовать узор. Узор в круге (тарелочка), используется как в рисовании, так и в аппликации. При составлении узора в круге важна последовательность: середина – самый крупный элемент, затем вокруг середины и кайма. Узор в розете, его очень любят дети, очень красивый и рисуется по принципу круга, затем украшаем середину, вокруг неё, а затем края.
На занятиях по декоративному рисованию дети проявляют творчество: в младшей группе – выбирают цветовую гамму; в средней группе, кроме цвета, выбор композиции, силуэта, цветного планшета (в коллективной работе «Городские птицы»); в старшей и подготовительной группах – выбирают силуэт, цвет, композицию. Детям даем максимум свободы. Перед детьми выставляем несколько образцов, раскладываем разные художественные инструменты (кисти, тычки, гуашь – коробка). Дети способны создавать красивые узоры.
Филимоновская игрушка – очень нарядная и, на первый взгляд, очень простая. Хочу обратить внимание, что мастера по белой игрушке рисуют желтые полосы, а после высыхания используют другие цвета. Широкие желтые полосы лучше выполнять акварелью перед занятием. А на занятии в средней группе можно использовать фломастеры. Мастера же рисуют отточенным пером. Используя фломастер, дети с успехом нарисуют сложные узоры (веточки, елочки, снежинки). Получается очень аккуратно. Для росписи используем красные, желтые, синие, малиновые, зеленые цвета.
Городец. Я его очень люблю, так как сама родом из Городца. Цветы в городецкой росписи собраны в гирлянду, букет, венок. Последовательность рисования цветов: это круг и все цветы из круга, оттеняем, затем оживляем, последняя кайма. Цветы не должны разбегаться по всему листу. Сначала рисуем крупные цветы, чем дальше от середины, тем меньше, самый маленький бутон, листья. Детям трудно в средней группе нарисовать листочек – сложная форма. Поэтому сначала рисуем дугу, потом прикладываем кисть, получается листок.
На занятиях используем гуашь, палитру для получения дополнительных цветов, и обязательно прикладываем лист, где дети могут потренироваться в рисовании каких-либо элементов.
Хочу рассказать, как легко научить детей рисовать городецких птиц. Рисуем сначала прямой угол, состоящий из двух полосок. Приглаживаем шею, переход на спинку, затем приглаживаем грудку, переход на животик, примакиваем голову, гребешок. Кистью рисуем разноцветный хвост, если это петух.
В средней группе мы знакомим детей с розаном и купавкой. Используем композицию в полосе.
Занятие декоративным рисованием могут научить детей воспринимать прекрасное и доброе, научат любоваться красотой.
Уважение к искусству своего народа надо воспитывать терпеливо и тактично. Красота нужна и дорога всем, но прежде всего, она необходима детям.