Роль школы раннего развития в процессе социализации личности дошкольника

Дата публикации: 2020-02-05 09:30:10
Статью разместил(а):
Нурмухаметова Мадина Хасановна

Роль школы раннего развития в процессе социализации личности дошкольника

The role of the early development school in the process of socialization of the preschool child's personality

 

Автор: Нурмухаметова Мадина Хасановна

МБУДО «Центр внешкольной работы», г. Казань, Россия

E-mail: vrmosko@mail.ru   

Nurmukhametova Madina Khasanovna

The Center of extracurricular work, Kazan, Russia

E-mail: vrmosko@mail.ru   

 

Аннотация: Социализация личности идет на протяжении всей жизни человека, но основы её успешной реализации закладываются именно в детстве. Создание комплексного образовательного пространства для развития и саморазвития личности дошкольника, его духовно-нравственного становления и социализации является целью авторской образовательной программы школы раннего развития «Филиппок».

Abstract: socialization of the individual goes on throughout a person's life, but the foundations of its successful implementation are laid in childhood. Creating a comprehensive educational space for the development and self-development of the preschool child's personality, his spiritual and moral formation and socialization is the goal of the author's educational program of the school of early development "Filippok".

Ключевые слова: социализация, дошкольники, самооценка. 

Keywords: socialization, preschool children, self-esteem.

Тематическая рубрика: дошкольное образование.

 

Создание комплексного образовательного пространства для развития и саморазвития личности дошкольника, его духовно-нравственного становления и социализации является целью авторской образовательной программы школы раннего развития «Филиппок» МБУДО «Центр внешкольной работы» Московского района г. Казани. 

Социализация личности идет на протяжении всей жизни человека, но основы её успешной реализации закладываются именно в детстве. Это процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.

Социализация необходима в первую очередь для того, чтобы подготовить маленького человек к жизни в группе людей, с которой он столкнется уже очень скоро, когда пойдет в школу.

Понятие социализации не следует сводить исключительно к общению ребенка со сверстниками, оно гораздо шире и включает в себя:

- усвоение культурных норм и ценностей; 

- принятие различных социальных ролей, образцов поведения; 

- обретение навыков эффективного взаимодействия с другими людьми; 

- повышение самооценки, уверенности в своих силах. 

Педагоги ШРР «Филиппок», осуществляя психолого-педагогическое сопровождение образовательной деятельности, выполняют роль психологов, направляют свою деятельность на развитие индивидуальности ребенка, развитие психологической культуры, а также, преодоление проблем в общении, создавая условия для социализации обучающихся. 

Социализация детей дошкольного возраста осуществляется в разнонаправленной деятельности по освоению предметного мира и мира отношений между людьми 

Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, а в современных детях поражает их неумение играть. Они хотели бы научиться играть сами, но не могут: сегодня фактически разрушена детская субкультура, которая передавала бы младшим и старшим дошкольникам игровой опыт от одного поколения к другому. Разновозрастных групп в детском саду практически нет, во дворе они не складываются, в семье чаще всего один ребенок, с которым взрослым некогда играть. 

В ШРР «Филиппок» накоплен большой опыт работы по организации различных мероприятий для разновозрастных групп детей. Дошкольники чаще предпочитают коллективные, командные формы развлечений, для которых характерно определение общей цели и плана действий. С ними проводим такие конкурсно-развлекательные мероприятия как: «Пиратская вечеринка», «Сильные, ловкие, умелые», «А ну-ка, девочки!», «Фома едет в город», «Разноцветное настроение», «До свидания, «Филиппок!». 

Социальное развитие мы поддерживаем играми, имитирующими поведение и социальные роли взрослых, в которых дети играют различные переживания и отвечают на чувства других. Учатся сотрудничать, договариваться, а также изучают социальные роли и правила поведения, связанные с определенными социальными ситуациями («Магазин», «Библиотека», «Больница», «Красный, желтый, зеленый», «Цветик – семицветик»). 

Благодаря этому, дети учатся регулировать свои чувства и понимать чувства других. 

Дети практикуют в игре различные социальные роли: семейные, профессиональные. Принимают эти роли в соответствии с полом: девочки играют женские роли, а мальчики – мужские. Это важно потому, что пол является биологическим атрибутом социальной роли. Разыгрывая социальные роли, ребенок не только познает социальные рамки данной роли, но также исследует собственную личность. 

Дети дошкольного возраста, заводят первых друзей, хотя такие отношения еще не прочны и не основаны на совместном действии. Детки воспринимают дружбу как отношения, основанные на приятной игре. Дружба проявляется в большем расположении дошкольника к определенному ребенку, проявление к нему большего внимания. К другу чаще, чем к другим детям направляются просьбы, поздравления, друзья чаще проводят время – играют и гуляют друг с другом на переменках. Дружеские отношения в дошкольном возрасте являются, как правило, нестабильными, а некоторые дети (например, агрессивные) имеют трудности с заключением дружбы. 

Норма социального поведения – это такое поведение, как сочувствие, оказание помощи, обмена и взаимодействия, которое полезно для других. Эмпатия заключается в разделении эмоциональных переживаний других людей. Она проявляется в понимании и сопереживании другому человеку. С развитием ребенка способность к эмпатии возрастает. Младшие дети чаще сочувствуют тому, что понимают, исходя из собственного опыта. Дети старшего дошкольного возраста способны к эмпатии с лицами и фигурами, которые никогда не встречались в реальности, а поэтому сочувствуют героями сказок, фильмов. На занятиях педагоги используют «сказкотерапию», читают рассказы с духовно-нравственным аспектом воспитания.  

Проведение социометрического изучения межличностных отношений в детском коллективе по методике Дж.Морено, позволило определить неформальную структуру детской общности, систему внутренних симпатий и антипатий, выявить лидеров и «отверженных» членов группы. 

Социометрия позволяет понять педагогам,  насколько окружающий ребенка коллектив благоприятствует его личностному развитию, насколько члены коллектива расположены к ребенку, насколько сам ребенок расположен к членам этого коллектива. 

Полученные рейтинги показали в наиболее общем виде картину межличностных отношений в коллективе: 

- лидеров, авторитетных обучающихся, имеющих заметно высокие рейтинги; 

- рядовых членов коллектива, которые поддерживают в целом неплохие отношения с большинством членов коллектива — они имеют средние рейтинги; 

- одиночек, то есть тех, кто поддерживает хорошие отношения с очень узким кругом обучающихся, или только друг с другом — они имеют невысокие рейтинги; 

- отверженных, то есть тех, кто не принят в коллективе, они, как правило, имеют нулевой рейтинг. 

По этим данным можно получить также представление о дружеских отношениях и личностных взаимных симпатиях. Эти результаты позволяют совершенствовать воспитательный процесс, оказывать психолого-педагогическую поддержку каждому индивидууму и всему детскому коллективу в целом. 

Способность сопереживать вместе с другим человеком влияет существенным образом на межличностные контакты, а его развитие в значительной степени зависит от правильных образцов поведения родителей и педагогов. 

Именно семья является для ребенка образцом, здесь он постигает первые модели поведения и социальные нормы 

В ШРР «Филиппок» уделяется большое внимание работе с родителями, которая строится на принципах сотрудничества и сотворчества. 

Особый интерес у родителей вызвали такие формы работы как: 

- Беседа «Взрослые, мы в ответе за все, что делают наши дети»; 

- Круглый стол «Нравственный климат в семье» (наши привычки — привычки наших детей); 

- Консультации - «Типы семейного воспитания», «Права и обязанности родителей», «Семь – 7-Я», «Отцы и дети»; 

- Конкурсы поделок, сделанных детьми совместно с родителями - из природного материала «Называем чудесами то, что делаем сами», «Игрушки на елку»; 

- Родительские собрания: «Кто в ответе за судьбу ребенка?», «Результаты мониторинга личностного развития детей в ШРР «Филиппок». 

Личностное развитие, социализированность отслеживаются с применением методов социально-психологической диагностики. Мониторинг индивидуального развития социализированности обучающегося осуществляется с использованием карты индивидуального развития, в которой одним из основных блоков являются критерии и показатели социализированности обучающегося.

 

Критерии

Показатели

Диагностика средств

Критерии и показатели социализированности обучающихся

 

Воспитанность

Гуманность личности

Методы бесед и педагогических наблюдений

Развитие мотивации обучения

 Метод бесед

Социальная зрелость обучающихся

Уровень развития культуры общения и взаимодействия с людьми

Метод педагогического наблюдения, методика анализа продуктов деятельности обучающихся

(адаптированная методика Дж.Морено) 

Сформированность

«Я-концепции»

Повышение самооценки, уверенности в своих силах

Методика анализа продуктов деятельности обучающихся

(тест «Лесенка»).

Метод педагогического наблюдения

 Данные мониторинга позволяют сделать выводы о росте показателей социализированности обучающихся. Дети подружились, стали более уверенными в себе, повысилась их самооценка, что является главным показателем их личностного роста.

 

Литература:

1.    Социально-эмоциональное развитие детей 3-7 лет. – Волгоград: Издательство «Учитель», 2012г.