Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Управление процессом подготовки педагогов ДОО к участию в конкурсном движении

Дата публикации: 2020-02-13 10:03:13
Статью разместил(а):
Дудорова Алена Юрьевна

Управление процессом подготовки педагогов дошкольной образовательной организации к участию в конкурсном движении

Managing the process of preparing teachers of preschool educational organizations to participate in the competition movement

 

Автор: Дудорова Алена Юрьевна

МБДОУ «ДС № 351 г. Челябинска», г. Челябинск, Россия.

e-mail: dudorova-94@mail.ru

Dudorova Alena Urevna

Kindergarten № 351, Chelyabinsk, Russia

e-mail: dudorova-94@mail.ru 

 

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению проблемы подготовки педагогов дошкольной образовательной организации к участию в конкурсном движении. В содержании описываются основные условия эффективной подготовки педагогов дошкольной образовательной организации к участию в конкурсном движении, влияющие на развитие педагогического мастерства и повышение квалификации педагога.

Abstract: The article is devoted to the problem of preparing teachers of preschool educational organizations to participate in the competition movement. The content describes the main conditions for effective training of teachers of pre-school educational organizations to participate in the competition movement, affecting the development of pedagogical skills and professional development of the teacher.

Ключевые слова: конкурсное движение, процесс подготовки, компетенции, педагог, участие, эффективность.

Keywords: competition movement, the process of preparation, teacher, competence, participation, efficiency/

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

В настоящее время в условиях модернизации российского образования резко повысился спрос на квалифицированного, творчески мыслящего педагога, способного к постоянному профессиональному совершенствованию и умеющего выбирать необходимые направления и формы для собственного профессионального роста.

Педагог - это специалист, на высоком уровне владеющий способами и приемами педагогической деятельности, сознательно изменяющий и развивающий себя в ходе осуществления выполняемой деятельности, вносящий свой индивидуальный творческий вклад, стимулирующий в обществе интерес к результатам своего педагогического труда. Он стремиться заявить о себе широкой общественности, публично создать свой профессиональный имидж, который позволит ему претендовать   на продвижение по службе и быть профессионально успешным. В решении этой проблемы положительную роль играют конкурсы педагогического мастерства, которые необходимо проводить уже на этапе вхождения в педагогическую профессию.

Конкурсы педагогического мастерства позволяют педагогу «выходить» за пределы образовательной организации, осмысливать современные направления развития образования, прогнозировать профессиональное развитие и проектировать свою дальнейшую педагогическую деятельность, направленную на профессиональные достижения, которые будут положительно приняты обществом. В конкурсах педагогического мастерства будущий педагог приобретает опыт, который влияет на становление его профессионализма, построение собственной успешной траектории профессионального развития и достижение более высокого уровня социальной и гражданской значимости в обществе.

Вопросами конкурсного движения занимались такие исследователи как:

- Дубровская В.А. проанализировала влияние конкурсов педагогического мастерства на развитие профессиональной компетенции педагогов.

- Л.П. Дуганова, Н.В. Немова, Е.М. Пахомова рассматривали организационно-педагогические условия проведения конкурсов участников.

- Аврутина, Е.М. Пахомова изучали понимание сущности конкурсов профессионального мастерства педагогов  

- Г.Ф. Привалова рассматривала развитие творческого потенциала педагогов в процессе проведения конкурса профессионального мастерства

- Зеер. Э.Ф., Е.М. Пахомова выделили организационно-педагогические условия проведения конкурсов профессионального мастерства педагогов как средства повышения квалификации его участников.

- Е.И. Власова, К.А. Митрофанов, С.В. Старобинский провели анализ форм конкурсных испытаний и типов конкурсных заданий.

- Желнова, О.Д; Г. И. Зимина, Т. А. Соколова выделили проблемы подготовки педагогов к профессиональным конкурсам в центрах повышения квалификации.

- Т.П.Афанасьева описала необходимость поддержки деятельности педагога в конкурсе методической службой.

Проанализировав теоретические исследования, мною была выделена проблема подготовки педагога дошкольной образовательной организации к участию в конкурсном движении.

Процесс управления подготовкой педагогов дошкольной образовательной организации к участию в конкурсном движении будет осуществляться наиболее эффективно при реализации следующих условий:

- разработка персонифицированной программы повышения квалификации педагогов согласно требованиям к подготовке к участию в конкурсном движение.

- выбор оптимальных методов и форм методической и  психолого-педагогической работы с педагогами, направленных на преодоление трудностей в принятие решения участвовать в конкурсе профессионального мастерства;

- организация опыта участия педагогов в конкурсном движении разного уровня как в дошкольной образовательной организации, так и за ее пределами).

Гоглова М.Н. отмечает, что конкурс педагогического мастерства – это соревнование педагогов в профессионализме, в умении продемонстрировать свой педагогический стиль, раскрыть секреты своего педагогического мастерства, обнаружить необычное в традиционном.

Дубровская В.А. отметила, что конкурсы профессионального мастерства – это система, способствующая развитию профессионализма педагога на разных этапах.  

I этап – Происходит осознание своих возможностей и готовности участвовать в конкурсе профессионального мастерства.

 II этап – Происходит раскрытие способностей, личностных и профессиональных качеств конкурсанта, его утверждений в условиях конкурса, подтверждение его профессионального уровня.

III этап – происходит прогнозирование деятельности конкурсанта, утверждение профессиональной позиции, более глубокое осмысление профессиональных ценностей, необходимость роста профессиональной успешности.

Опыт показывает, что конкурсы могут задавать направление профессионального развития педагога. Управляя этим процессом можно планировать профессиональное развитие, изучать мотивацию педагогов, грамотно организовывать их деятельность, а также производить контроль над уровнем профессионального мастерства.

Анализ научно-методических материалов по проблеме подготовки педагогов дошкольной образовательной организации к участию в конкурсном движение осуществляется преимущественно через функции менеджмента: планирование, организация, координация, стимулирование и контроль, профессиональной деятельности. Для решения данной проблемы этого будет недостаточно поэтому предлагаю следующие психолого-педагогические условия: 

- разработка персонифицированной программы педагогов согласно требованиям к подготовке к участию в конкурсном движение;

- выбор оптимальных методов и форм методической, психолого-педагогической работы с педагогами,  направленной на преодоление трудностей в принятие решения участвовать в конкурсе профессионального мастерства;

- организация опыта участия педагога в конкурсном движении разного уровня.

Внесение коррективов в персонифицированную программу - это для каждой области подготовленности педагогической деятельности, разработать ряд рекомендаций, направленных конкретно на подготовку педагогов к участию в конкурсном движении.

Следующим эффективным условием, на наш взгляд, является выбор оптимальных методов и форм методической, психолого-педагогической работы с педагогами,  направленной на преодоление трудностей в принятие решения участвовать в конкурсе профессионального мастерства.

При качественном отборе форм и методов методической и психолого-педагогической работы из перечня существующих возможно эффективное решение проблемы подготовки педагогов к участию в конкурсах педагогического мастерства. Формы работы для разрешения проблемы подготовки педагогов к участию в конкурсном движении: семинары, круглый стол, консультации, деловые игры, брифинг, педагогический бой, дискуссии и другие нетрадиционные формы работы будут способствовать решению проблемы.

Следующим психолого-педагогическим условием решения проблемы исследования является, организация опыта участия педагога в конкурсном движении.

Организация опыта участия играет важную роль при подготовке педагогов к конкурсам педагогического мастерства. Педагог с опытом участия достаточно легко и профессионально справляется со всеми испытаниями конкурса. Педагог с опытом участия чувствует себя увереннее, компетентнее, свободнее, раскованнее, нежели педагог без опыта участия в конкурсах. Из этого следует организация конкурса педагогического мастерства на базе своего детского сада.

Исходя из этого, создавая первое условие, разработка персонифицированной программы педагогов согласно требованиям к подготовке к участию в конкурсном движение мы опираемся на обучающий и внедренческий компонент, доработанной программы. Благодаря выбранным компонентам у педагога расширяются знания и представления о конкурсах педагогического мастерства, о том, как к ним готовиться, что позволяет достичь поставленных целей в рамках профессиональной деятельности. 

Создавая второе условие, выбор оптимальных методов и форм методической и психолого-педагогической  работы с педагогами на основе компетентностного подхода и в соответствии с задачами исследуемой проблемы, я акцентирую внимание на нетрадиционных (активных) формам и методах реализации методической работы по подготовки педагогов дошкольной образовательной организации к участию в конкурсах педагогического мастерства, выбирая в частности, педагогический бой, брифинг, «круглый стол», мастер-классы. Нетрадиционные технологии, формы и методы организации методической деятельности способствуют эффективной подготовки педагогов к участию не только в конкурсах, но и  к раскрытию в себе творчества, формированию более совершенных межличностных отношений, повышению общей и педагогической культуры.

Создавая третье условие, организацию опыта участия в конкурсах педагогического мастерства, мы проводим сами конкурсы, где педагоги могут проявить себя, показать свой уровень профессионализма, согласно проведенной с ними методической и психолого-педагогической  работы. В детском саду можно провести ряд интересных конкурсов, например: «Лучший конспект», «Лучшая методическая разработка», «Лучшая дидактическая игра», «Лучшая НОД с детьми», «Лучший мастер-класс», «Лучшая образовательная среда», « Лучший лепбук» и другие. Любой конкурс будет направлен на раскрытие педагогического таланта педагога и развитие его профессионализма в педагогической деятельности.

Таким образом, конкурсы профессионального мастерства предоставляют педагогам возможность прогнозировать свое профессиональное развитие и проектировать свою дальнейшую педагогическую деятельность, направленную на профессиональные достижения, что еще раз служит доказательством того, что конкурс является важным этапом профессионального развития педагогов.

В конкурсах педагогического мастерства педагог приобретает опыт, который влияет на становление его как специалиста, на построение им собственной успешной траектории профессионального развития, на достижение более высокого уровня социальной и гражданской значимости в обществе. В становлении педагога, в повышении его профессионального мастерства большую роль играет не только сам конкурс, но и межконкурсный период.

 

Список литературы: 

1. Аврутина, Е. «Модель системы управления профессиональным развитием педагогических кадров» // «Учительская газета». – 14 августа 2007 - № 33

2. Гоглова, М.Н. «Как управлять профессиональным ростом педагога» / М.Н. Гоглова // Народное образование. – 2011 - № 9 – с. 146-152.

3. Дубровская В.А. «Конкурсного движения педагогов» / В.А. Дубровская // Вестник ТГПУ. – 2007 - Выпуск 7 (70). – С. 35-40.

4. Желнова О.Д. «Конкурс профессиональных достижений как средство повышения профессионализма педагогов» / О.Д.Желнова // Сборник  материалов межрегиональной научно-практической конференции «Петербургская школа: уважая прошлое, живем в настоящем, предвосхищаем будущее…», под общей редакцией О.Б. Даутовой, В.М. Шутовой. – СПб.: Издательство Александра Сазанова, 2013 – 222 с.

5. Желнова, О.Д. «Профессиональное развитие личности: межпредметный подход» / О.Д.Желнова // Сборник статей магистрантов МП «Управление образованием», НИУ ВШЭ, выпуск первый. – СПб.: НИУ ВШЭ, 2012 – 84 с.

6. Зеер, Э.Ф. «Психология профессионального развития» / Э.Ф. Зеер. – М.: Академия, 2006 - 240 с.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN