Квест-игра – новая образовательная технология
Квест-игра – новая образовательная технология
Quest game – a new educational technology
Автор: Баукова Ольга Викторовна
МБДОУ "Д/с №15 "Ручеёк", г. Петровска, Саратовская область, Россия
e-mail: olya.baukova.74@mail.ru
Baukova Olga Viktorovna
Kindergarten № 15 "Rucheek", Petrovsk, Saratov region, Russia
e-mail: olya.baukova.74@mail.ru
Аннотация: организация квест-игры в ДОУ по новой педагогической технологии.
Abstract: organization of a quest game in DOE using a new pedagogical technology.
Ключевые слова: квест-игра, современные образовательные технологии.
Keywords: quest game, modern educational technologies.
Тематическая рубрика: Дошкольное образование.
В современном дошкольном образовании широко применяются всевозможные инновационные технологии. Использование таких технологий воспитателями и специалистами ДОУ объясняется желанием улучшить образовательный процесс в детском саду по отношению к решению задач образовательных областей по ФГОС ДО.
Повышенный интерес к игровым образовательным технологиям трактуется педагогическим признанием приоритетной роли детской игры в воспитании дошкольников на самом главном этапе детства. Для ребенка игра – самый привлекательный и простой способ познать мир и свои возможности. Для педагога правильно организованная игра, которая отвечает детским интересам, является действенным средством педагогического воздействия, дающим возможность комплексного решения различных развивающих и образовательных задач. Игры на генетическом уровне объединяют все формы человеческой деятельности и предстают перед нами как особенная форма познания детей, их труда, общения, искусства и спорта.
ФГОС ДО указывает, что взаимодействие «ребенок – взрослый» направлено на обеспечение развития всех детей, сохранение их уникальности и самобытности, предоставление возможностей для раскрытия талантов и склонностей. Среди игровых технологий, широко используемых в последнее время, ярко выделяется квест-технология, еще не до конца изученная педагогами, но показавшая себя с положительной стороны.
Квест представляет собой приключенческую игру с обследованием мира, в основе которой лежит последовательное решение головоломок и задач, требующих от участников умственной активности. Игроки ищут разные предметы, находят им применение, находя, таким образом, способ к дальнейшему продвижению. Такие игры проводятся и в помещении, и в системе помещений (группа – музыкальный зал – физкультурный зал – изостудия), так и на улице.
Квест является командной игрой. Несколько команд выполняют задания различного плана (спортивного, интеллектуального характера) и после выполнения определенного задания получают подсказку для дальнейшего следования. Такая организация игровой деятельности является действенным средством для активизации двигательной деятельности и мотивации к исследовательской деятельности.
На данный момент различают несколько видов классификации квестов. На подготовительном этапе большую роль играют сюжет игры и территория для проведения игры. Именно на начальном этапе определяется, где конкретно будет проходить маршрут, уточняется количество участников и организаторов, точка старта и финиша. От этих особенностей зависит разделение на группы – линейные квесты, штурмовые и кольцевые.
Количество идей для игр не ограничено, однако есть серьезное требование – грамотная организация. Сам сценарий квеста необходимо тщательно продумать вплоть до самых незначительных деталей.
Все сценарии квестов в ДОУ подчиняются общим требованиям.
· Первое задание должно быть простым, так как его цель – привлечь игроков к процессу и показать, что он справится с дальнейшими.
· Атрибуты и предметы обязательно должны подчиняться тематике игры и ее сюжету.
· Задачи игры не должны вызывать скуки и желания выйти из игры. Также они должны быть понятными игрокам.
· Нужно просчитать все риски, избавиться от повторов, обеспечить безопасность игроков и помнить о том, что все дети разные.
Непременно надо помнить про мотивацию, ведь участники – дети. В конце пути обязательно должен ждать приз!
Используемая технология дает возможность участникам самостоятельно получать новые знания, развиваться по всем образовательным областям и реализовать разные виды детской деятельности. Удовольствие в игре приносит не только результат, но и сами действия, ведь в квестах есть элемент соревновательности и неожиданности.
Положительными моментами данной технологии можно считать то, что она не требует специальной подготовки от организаторов, вложения крупных средств и приобретения специального оборудования.
Эта педагогическая технология позволяет педагогам активизировать как тедей, так и родителей с педагогами. В этой игре задействованы одновременно физические способности участников, их интеллект, креативность и творческие навыки. Участники должны проявить смекалку, находчивость, быть наблюдательными, внимательными, уметь анализировать и общаться друг с другом. Для успешного достижения финиша участникам необходимо уметь договариваться друг с другом, помогать друг другу, сопереживать. Эти условия помогают сплотить как детский коллектив, так и родительскую общественность и оздоровить детско-родительские отношения.
Итак, квест-игра – одно из наиболее эффективных средств, способствующих самовоспитанию и саморазвитию ребенка как творческой личности, здоровой физически и с активным желанием познавать окружающий мир, что и является основным требованием ФГОС ДО.