Особенности психологической подготовки ребенка к обучению в школе

Дата публикации: 2020-02-19 15:55:44
Статью разместил(а):
Балашова Ирина Игоревна

Особенности психологической подготовки ребенка к обучению в школе

Features of the psychological preparation of the child to study at school

 

Автор: Балашова Ирина Игоревна

МБДОУ «Д/с № 267 «Рябинка», Нижний Новгород, Россия

e-mail: ir.balashowa@yandex.ru

Author: Balashova Irina Igorevna

Kindergarten № 267" Ryabinka ", Nizhny Novgorod, Russia 

e-mail: ir.balashowa@yandex.ru

 

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению и изучению представления о феномене психологической готовности ребенка к школе,

Abstract: The article is devoted to the consideration and study of the concept of the phenomenon of psychological readiness of a child for school.

Ключевые слова: психологическая готовность, подготовка к школе, детский сад.

Keywords: psychological readiness, preparation for school, kindergarten.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

Основы формирования всесторонне развитой личности закладываются в дошкольном детстве. Воспитание ребенка в первые годы жизни во многом предопределяет успех его дальнейшего полноценного развития. Поступление ребенка в школу является переломным моментом в его жизни: он вступает в новый тип отношений с окружающими людьми, у него начинаются складываться новые формы деятельности.

В настоящее время осуществляется постепенный переход к обучению детей в школе начиная с шести лет. В связи с этим возникает два вопроса: готов ли шестилетний ребенок к школе, к новому для него образу жизни и как обеспечить полноценную подготовку детей дошкольного возраста к систематическому обучению. На сегодняшний день практически общепризнано, что готовность к школьному обучению - многокомплексное образование, которое требует комплексных исследований.

В структуре психологической готовности принято выделять следующие компоненты:

1. Личностная готовность, которая включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции - положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей.

2. Интеллектуальная готовность ребенка к школе. Данный компонент готовности предполагает наличие у ребенка кругозора и развития познавательных процессов.

3. Социально-психологическая готовность к школьному обучению. Этот компонент включает в себя формирование у детей нравственных и коммуникативных способностей.

4. Эмоционально-волевая готовность считается сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решения, намечать план действий и принимать усилие к его реализации. (по данным Л.А. Венгер, А.Л. Венгер, В.В.Холмовской, Я.Я. Коломинского, Е.А.Пашко и др.).

Поскольку психологическая готовность сложный комплекс, то несформированность какой-либо составляющей может привести к усложнению процесса адаптации, успеваемости ребенка в школе. Формально психологическую готовность можно разделить на две формы: социально-психологическая готовность и учебная готовность.

Личные формы проявления социально-психологической неготовности:

1. Тревожность. Возникает у ребенка тогда, когда им, его учебой не довольны, когда ожидания родителей, учителей высоки. В основе тревожности лежит чувство страха того, что он что-то неправильно сделал. Нарастание тревожности, понижение самооценки приводит к снижению успешности ребенка. Низкая успеваемость ребенка в школе приводит к концентрации общения именно на эту тему, что все более усиливает эмоциональный дискомфорт, тем самым создается замкнутый круг: личностные особенности воспроизводятся ребенком в деятельности, низкая успеваемость приводит к соответствующей реакции взрослого, эмоциональный дискомфорт ребенка увеличивается.

Преодолеть подобную ситуацию возможно путем изменения установок оценок взрослых, концентрацией внимания на даже самых незначительных достижениях, что приведет к снижению тревожности.

2. Негативистическая демонстративность – это такое свойство личности, которое связано с завышенной потребностью человека во внимании к себе. Поведение ребенка характеризуется манерностью, а его преувеличенные реакции направлены на достижение самой важной цели – обратить внимание социума на себя и получить одобрение.

Причиной демонстративного поведения ребенка является нехватка любви, внимания взрослых. Однако если ребенок получает достаточное количество внимания от взрослого, то возможно он просто избалован.

Негативистическая демонстративность проявляется не только в желании получить одобрение, но и выговоры, т. е. получение внимание любой ценой.

Таким детям рекомендуется различные виды деятельности, где они смогут получить достаточно внимания, а именно: концерты, спектакли, художественная и изобразительная деятельность.

3. Уход от реальности проявляется у детей в сочетании демонстративности с тревожностью. Такие дети также обладают повышенной потребностью во внимании, но не способны его получить из-за повышенной тревожности. Неудовлетворенные потребности усиливают тревожность, тем самым приводы к пассивности в сочетании с инфантилизмом. Таких детей называют «витающими в облаках», т. к. дисциплину они не нарушают, не привлекают к себе внимание, но и слушают материал. Преодолеть эту ситуацию можно поощрением ребенка при проявлении даже самой малой активности, а также поиском творческого направления, где ребенок мог бы реализоваться.

Социально-психологическая готовность предусматривает развитие у детей необходимости в общении с социумом, развитие умение учитывать интересы, правила группы, развитие способности адаптироваться к новой системе обучения.

Отставание одного из компонентов психологической готовности приводит к изменению и других компонентов. Если ребенок обладает учебной готовностью, но наблюдаются несформированные компоненты психологической готовности, то это может привезти к снижению успеваемости и личностные трудности.

Учебная неготовность наблюдается в следующих проявлениях:

1. Вербализм. Дети обладает развитой речью, памятью, но имеют не достаточно развитые восприятие и мышление. Дети легко включается в беседу с учителем, но практическая деятельность им не интересна. Это приводит к тому, что дети не умеют действовать по образцу. Преодолеть эту проблему можно посредством практической деятельности, а именно: игра, конструирование, аппликация, рисование, лепка.

2. Мотивация подразумевает не только желание ребенка в приобретении и использовании школьной атрибутики, но и в желании узнавать новое, что возможно при сформированной системе мотивов.

Мотивационная незрелость ребенка может привести к низкой продуктивности. Мотивация также зависит от внутренней позиции ребенка, т. е. от направленности, стремлений ребенка.

Таким образом, психологическая готовность к школе является сложным структурным образованием, затрагивающим все стороны детской психики. Несформированность какого-либо компонента готовности ребенка к школе приводит к психологическим затруднениям в обучении и сложностям в адаптации. Психологическая готовность к школьному обучению определяется, прежде всего, для выявления детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации, в том числе для проведения комплексных мероприятий с родителями направленных на успешное решение данной проблемы.

 

Список литературы:

1. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология. Психические развития ребенка до поступления в школу / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – М., 2000.

2. Авраменко Н.К. Подготовка ребенка к школе. М., 1972.

3. Запорожец А.В. Подготовка детей к школе. Основы дошкольной педагогики /Под редакцией А.В. Запорожца, Г.А. Марковой М. 980.

4. Кравцов Е.Е. «Психологические проблемы, готовности детей к обучению в школе», М., 1991.