Проблема ранней профориентации в ДОУ
Проблема ранней профориентации в ДОУ
(из опыта работы)
Автор: Копташкина Ксения Владимировна
«Знания непременно проложат нам путь к успеху, если мы определили, по какой дороге идти, и куда она приведет»
Уильям Сомерсет Моэ
В наше время очень актуальной стала проблема именно ранней профориентации дошкольников. Уже в самом раннем возрасте дети начинают мечтать о своей будущей профессии. Девочки, играя в куклы, представляют себя парикмахером, продавцом или врачом. Мальчики мечтают о карьере полицейского, пожарного или водителя. Важно в этом возрасте помочь ребенку выбрать то направление, которое будет схоже с его типом характера и его возможностями.
Мы, педагоги, готовим детей к тому, чтобы они в свое время могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Поэтому знания о труде должны занимать одно из ведущих мест в образовательной работе детского сада.
Кроме того, ознакомление детей с трудом взрослых и отдельными профессиями должно осуществляться не на уровне отдельной задачи, а как целостный органический процесс. Социализация ребенка – дошкольника проводится в большей степени через игру как самый близкий, доступный, интересный для детей вид деятельности. Решение задач по ознакомлению с трудом взрослых строится на игровой основе.
Вся работа, осуществляемая в ДОУ по ознакомлению детей с профессиями, должна строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Интеграционный подход дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка.
Знакомство детей с профессиями на основе интегративного подхода позволяет организовать различные виды деятельности, подчиненные одной цели – ознакомление с той или иной профессией.
Таким образом, для того, чтобы расширить кругозор дошкольников о мире профессий и систематизировать профориентационную работу уже на этапе дошкольного возраста, был разработан педагогический проект «Кем быть?»
На начальном этапе были проведены занятия «Знакомство с понятием «профессия», проведены беседы на тему «Профессии наших родителей», «Для чего люди ходят на работу?»
Вместе с родителями были изготовлены атрибуты к сюжетно-ролевым играм
Пополнена библиотека книгами Михалков “Дядя Степа-милиционер”, В. Маяковский “Кем быть? ”, Д. Родари “Чем пахнут ремесла? ”, “Какого цвета ремесла? ”, “Строитель”.
Далее был разработан цикл занятий и экскурсий по разным видам профессий.
1. Знакомство с профессией медсестры:
НОД «Наша медсестра»
Экскурсия в медицинский кабинет (знакомство с работой медсестры)
Заучивание стихов А.Барто «Мы с Тамарой»
Сюжетно-ролевая игра «Больница»
Д/и “Что нужно для работы врачу?”
2. Знакомство с профессией повара:
Презентация «Профессия повар»
Экскурсия на кухню ДОУ
Ролевые игры «Готовим борщ», «Приглашение в гости»,
Выставка «Самая красивая тарелка»
Пальчиковые игры «Салат», «Капуста», «Апельсин»
Мастер класс «Готовим вместе с нами».
Совместное изготовление атрибутов для сюжетно – ролевой игры «Повар».
Составление рассказа «Как готовит моя мама, бабушка».
3. Знакомство с работой парикмахера:
НОД «Знакомство с профессией «парикмахер».
Беседа с детьми «О внешнем виде и прическе».
Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская».
Презентация причесок.
Конкурс «Коса – девичья краса».
Консультация для родителей «Внешний вид ребенка».
Домашнее задание «Выполнение красивой прически».
4. Знакомство с профессией художник:
Беседы «Кто такой художник?», «В мастерской художника», «Что такое портрет (пейзаж, натюрморт)».
НОД «Профессия – художник».
Дидактические игры: «Кому что нужно?», «Цвет и форма», «Назови жанр живописи». Чтение художественной литературы: Ю. Гречко «Художник», В. Лунин «Я - художник», В. Лунин
Рассматривание картин, иллюстраций.
Посещение художественного музея
Конкурс рисунков «Я – художник» совместно с родителями.
5. Знакомство с профессией артист:
НОД «Артист необыкновенная профессия!»
Экскурсия в театр оперы и балета
Сюжетно-ролевая игра «Посещение театра»
Рисование на тему «Как я ходил в театр»
Драматизация сказок по выбору детей.
6. Знакомство с профессией военный:
Тематическая беседа с ветераном войны.
Беседа «Что надо уметь солдату», «Армия – Наша защитница».
Чтение художественной литературы:
А. Барто «На заставе»;; Г. Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик».
Рассматривание репродукции картины В. М . Васнецова «Богатыри».
Загадки о военной технике.
Сюжетно – ролевая игра «Мы – моряки».
Дидактическая игра «Знаю все профессии», развивающее лото «Российская Армия».
Изготовление подарков для пап ко Дню Защитника Отечества.
Совместное развлечение детей с папами «Наши защитники».
7. Знакомство с профессией строителя:
НОД «Строители»
Беседы: «Виды зданий»; «Строительные машины»; «Строительные инструменты»
Наблюдение за работой строительной техники
Создание коллекции строительные машины
8. Знакомство с профессией учитель:
Экскурсия в школу: посещение кабинетов, знакомство с учителями, просмотр диафильмов, опытов.
Просмотр мультфильмов на тему «Школа».
Конкурс рисунков: «Скоро в школу»
Сюжетно – ролевая игра: «Школа»
Информирование родителей о подготовке к школьной жизни.
9. Знакомство с профессией космонавт:
НОД «Космонавты».
Рассматривание иллюстраций, фотографий космоса.
Чтение: Стефани Тернбул «Солнце, Луна и звезды», энциклопедия «Открытия и изобретения», Ян Николсон «Вселенная».
Загадки о космосе, о космических явлениях:
Сюжетно – ролевая игра «Мы -космонавты».
Подвижные игры: «Космические ловишки».
Конструирование из бумаги «Ракета».
Рисование «Путешествие в космос».
Постройка ракеты из крупного строителя.
В ходе своей работы я добилась следующих результатов:
1. Развито эмоционально-положительное отношение к человеку труда.
2. Сформированы представления о необходимости трудовой деятельности в жизни людей.
3. Развита познавательная активность, появился интерес к профессиям взрослых.
4. Сформированы обобщенные представления о структуре трудового процесса, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности.
5. Воспитано уважительное отношение к труду взрослых и результатам их труда.
6. Сформировано у детей желание научиться выполнять трудовые действия представителей разных профессий.
Список литературы:
1. Общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
2. Е. И. Шалашова «Реализация образовательной области «Труд» в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с профессиями»
3.Т.В. Меркулова «Проектная деятельность в детском саду: наука и педагогическая практика»
4. Детям о профессиях «Кем Быть?». Серия демонстрационных картин с методичкой
5. Потапова Т. В. Беседы с дошкольниками о профессиях. – М. :ТЦ Сфера, 2005 г.
6. Шалаева Г. П. Большая книга профессий для самых маленьких. – М. : Издательство Эксмо, 2005 г. с методическими рекомендациями.