Проблема ранней профориентации в ДОУ

Дата публикации: 2018-06-17 19:04:55
Статью разместил(а):
Копташкина Ксения Владимировна

Проблема ранней профориентации в ДОУ

(из опыта работы)

Автор: Копташкина Ксения Владимировна

 

«Знания непременно проложат нам путь к успеху, если мы определили, по какой дороге идти, и куда она приведет»

Уильям Сомерсет Моэ

 

В наше время очень актуальной стала проблема именно ранней профориентации дошкольников. Уже в самом раннем возрасте дети начинают мечтать о своей будущей профессии. Девочки, играя в куклы, представляют себя парикмахером, продавцом или врачом. Мальчики мечтают о карьере полицейского, пожарного или водителя. Важно в этом возрасте помочь ребенку выбрать то направление, которое будет схоже с его типом характера и его возможностями.

Мы, педагоги, готовим детей к тому, чтобы они в свое время могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Поэтому знания о труде должны занимать одно из ведущих мест в образовательной работе детского сада.

Кроме того, ознакомление детей с трудом взрослых и отдельными профессиями должно осуществляться не на уровне отдельной задачи, а как целостный органический процесс. Социализация ребенка – дошкольника проводится в большей степени через игру как самый близкий, доступный, интересный для детей вид деятельности. Решение задач по ознакомлению с трудом взрослых строится на игровой основе.

Вся работа, осуществляемая в ДОУ по ознакомлению детей с профессиями, должна строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Интеграционный подход дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка.

Знакомство детей с профессиями на основе интегративного подхода позволяет организовать различные виды деятельности, подчиненные одной цели – ознакомление с той или иной профессией.

Таким образом, для того, чтобы расширить кругозор дошкольников о мире профессий и систематизировать профориентационную работу уже на этапе дошкольного возраста, был разработан педагогический проект «Кем быть?»

На начальном этапе были проведены занятия «Знакомство с понятием «профессия», проведены беседы на тему «Профессии наших родителей», «Для чего люди ходят на работу?»

Вместе с родителями были изготовлены атрибуты к сюжетно-ролевым играм

Пополнена библиотека книгами Михалков “Дядя Степа-милиционер”, В. Маяковский “Кем быть? ”, Д. Родари “Чем пахнут ремесла? ”, “Какого цвета ремесла? ”, “Строитель”.

Далее был разработан цикл занятий и экскурсий по разным видам профессий.

1. Знакомство с профессией медсестры:

НОД «Наша медсестра»

Экскурсия в медицинский кабинет (знакомство с работой медсестры)

Заучивание стихов А.Барто «Мы с Тамарой»

Сюжетно-ролевая игра «Больница»

Д/и “Что нужно для работы врачу?”

2. Знакомство с профессией повара:

Презентация «Профессия повар»

Экскурсия на кухню ДОУ

Ролевые игры «Готовим борщ», «Приглашение в гости»,

Выставка «Самая красивая тарелка»

Пальчиковые игры «Салат», «Капуста», «Апельсин»

Мастер класс «Готовим вместе с нами».

Совместное изготовление атрибутов для сюжетно – ролевой игры «Повар».

Составление рассказа «Как готовит моя мама, бабушка».

3. Знакомство с работой парикмахера:

НОД «Знакомство с профессией «парикмахер».

Беседа с детьми «О внешнем виде и прическе».

Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская».

Презентация причесок.

Конкурс «Коса – девичья краса».

Консультация для родителей «Внешний вид ребенка».

Домашнее задание «Выполнение красивой прически».

4. Знакомство с профессией художник:

Беседы «Кто такой художник?», «В мастерской художника», «Что такое портрет (пейзаж, натюрморт)».

НОД «Профессия – художник».

Дидактические игры: «Кому что нужно?», «Цвет и форма», «Назови жанр живописи». Чтение художественной литературы: Ю. Гречко «Художник», В. Лунин «Я - художник», В. Лунин

Рассматривание картин, иллюстраций.

Посещение художественного музея

Конкурс рисунков «Я – художник» совместно с родителями.

5. Знакомство с профессией артист:

НОД «Артист необыкновенная профессия!»

Экскурсия в театр оперы и балета

Сюжетно-ролевая игра «Посещение театра»

Рисование на тему «Как я ходил в театр»

Драматизация сказок по выбору детей.

6. Знакомство с профессией военный:

Тематическая беседа с ветераном войны.

Беседа «Что надо уметь солдату», «Армия – Наша защитница».

Чтение художественной литературы:

А. Барто «На заставе»;; Г. Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик».

Рассматривание репродукции картины В. М . Васнецова «Богатыри».

Загадки о военной технике.

Сюжетно – ролевая игра «Мы – моряки».

Дидактическая игра «Знаю все профессии», развивающее лото «Российская Армия».

Изготовление подарков для пап ко Дню Защитника Отечества.

Совместное развлечение детей с папами «Наши защитники».

7. Знакомство с профессией строителя:

НОД «Строители»

Беседы: «Виды зданий»; «Строительные машины»; «Строительные инструменты»

Наблюдение за работой строительной техники

Создание коллекции строительные машины

8. Знакомство с профессией учитель:

Экскурсия в школу: посещение кабинетов, знакомство с учителями, просмотр диафильмов, опытов.

Просмотр мультфильмов на тему «Школа».

Конкурс рисунков: «Скоро в школу»

Сюжетно – ролевая игра: «Школа»

Информирование родителей о подготовке к школьной жизни.

9. Знакомство с профессией космонавт:

НОД «Космонавты».

Рассматривание иллюстраций, фотографий космоса.

Чтение: Стефани Тернбул «Солнце, Луна и звезды», энциклопедия «Открытия и изобретения», Ян Николсон «Вселенная».

Загадки о космосе, о космических явлениях:

Сюжетно – ролевая игра «Мы -космонавты».

Подвижные игры: «Космические ловишки».

Конструирование из бумаги «Ракета».

Рисование «Путешествие в космос».

Постройка ракеты из крупного строителя.

В ходе своей работы я добилась следующих результатов:

1. Развито эмоционально-положительное отношение к человеку труда.

2. Сформированы представления о необходимости трудовой деятельности в жизни людей.

3. Развита познавательная активность, появился интерес к профессиям взрослых.

4. Сформированы обобщенные представления о структуре трудового процесса, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности.

5. Воспитано уважительное отношение к труду взрослых и результатам их труда.

6. Сформировано у детей желание научиться выполнять трудовые действия представителей разных профессий.

 

Список литературы:

1. Общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.

2. Е. И. Шалашова «Реализация образовательной области «Труд» в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с профессиями»

3.Т.В. Меркулова «Проектная деятельность в детском саду: наука и педагогическая практика»

4. Детям о профессиях «Кем Быть?». Серия демонстрационных картин с методичкой

5. Потапова Т. В. Беседы с дошкольниками о профессиях. – М. :ТЦ Сфера, 2005 г.

6. Шалаева Г. П. Большая книга профессий для самых маленьких. – М. : Издательство Эксмо, 2005 г. с методическими рекомендациями.