Развитие мелкой моторики посредством бисероплетения

Дата публикации: 2020-02-28 10:04:17
Статью разместил(а):
Третьякова Татьяна Викторовна

Развитие мелкой моторики у дошкольников старшего возраста посредством бисероплетения

Development of fine motor skills in older preschoolers through beading

 

Автор: Третьякова Татьяна Викторовна

МБДОУ «Д/с ОВ № 99», г. Братск, Россия

e-mail: tretyakova_bratsk@mail.ru

Tretiakova Tatyana Viktorovna

Kindergarten № 99, Bratsk, Russia

e-mail: tretyakova_bratsk@mail.ru

 

Аннотация: проблема развития мелкой моторики ребенка, ее влияние на дальнейшее развитие и успешное обучение в школе. Решение проблемы можно найти рядом, используя обычные материалы. И как одно из средств развития мелкой моторики являются занятия по бисероплетению.

Abstract: the problem of developing a child's fine motor skills, its impact on further development and successful learning at school. The solution to the problem can be found nearby, using the usual materials. And as one of the means of developing fine motor skills are classes in beading. 

Ключевые слова: моторика, навык, бисероплетение.

Keywords: motor skills, skill, beading. 

Тематическая рубрика: дошкольное образование.

 

Современные родители в той или иной степени слышали о необходимости развития мелкой моторики рук ребенка. Но далеко, не все находят для таких занятий время и желание, несмотря на то, что вокруг достаточно материала, который можно использовать, даже без лишних финансовых затрат (собирание ягод, перебирание круп и пуговиц, сматывание ниток в клубок, откручивание и закручивание крышек, перелистывание страниц книжек, скручивание лент, завязывание и развязывание узлов, переклеивание магнитов на холодильнике, развешивание белья, разрывание газет на мелкие кусочки, вылепливание булочек или печенья из теста, игры с песком). Раскрашивание любимых персонажей, которым любят заниматься дошкольники, игры, включающие в дело руку, самообслуживание, участие мальчиков и девочек в домашних делах, пальчиковая гимнастика - вот краткий перечень тех упражнений, которые можно организовать в каждой семье. Ведь необходимые навыки надо развивать в нужный момент.

Реально мамы и папы начинают сталкиваться с проблемой развития мелкой моторики, а в частности, графических навыков, лишь, тогда когда ребенок пошел в школу. У детей часто вызывают затруднения задания при овладении письмом: не получается правильное написание букв, теряется рабочая строчка, быстро устает рука. Все это говорит о неразвитости мелкой моторики пальцев рук и недостаточной сформированности зрительно-двигательной координации.

Сегодняшние дети идут в школу, зная английские слова, умея читать, но не умеют держать ручку и завязывать шнурки. А пятилетние дети держат ложку в кулаке, с трудом правильно берут карандаш, ножницы; порой  даже не могут расстегнуть и застегнуть пуговицы.

Еще несколько лет назад детям вместе с родителями приходилось больше делать руками: стирать, перебирать крупу, лепить печенье, завязывать банты, шнурки. В наше время большинство заданий выполняет машина, банты заменили резиночками, обувь на застежках и шнурках – обувью на липучках. И у большинства детей наблюдается общее моторное отставание. Следствием слабого развития общей и мелкой моторики является неготовность большинства современных детей к письму или проблемы с речевым развитием.

Несформированность этих важных навыков часто приводит к негативному отношению к учебе, нежеланию ребенка ходить в школу и дезадаптации. Помимо того, что ребенку нужно овладевать новыми навыками ему приходится наверстывать упущенное, другими словами ребенок испытывает двойную нагрузку, что не может не отразиться на его здоровье.

Конечно, перед школой, многие родители отправляют своих детей на  занятия для подготовки к школе, но этого оказывается недостаточно, если не начинать заниматься с раннего детства. Поэтому работа по развитию мелкой моторики рук должна начинаться задолго до поступления ребенка в школу.

Естественным образом мелкая моторика развивается с младенчества: ребенок берет предметы, перекладывает их из руки в руку, бросает. Затем он учится держать ложку во время приема пищи, пытается рисовать, лепить.

В младшем возрасте это могут быть игры с пальчиками, их массаж; игры с прищепками, лентами; расстегивание и застегивание одежды; перебирание мелких предметов; различные мозаики, конструктор ЛЕГО.

В среднем дошкольном возрасте добавляются различные шнуровки, завязывание узлов, выкладывание счетных палочек, раскручивание  волчка, нанизывание бусин, перебирание пуговиц или крупы, размазывание пластилина по контуру, закрашивание рисунков.

В старшем возрасте эффективным средством для развития мелкой моторики, которое  использую в своей работе, является бисероплетение. Кроме того, что дети знакомятся с одним из древнейших видов рукоделия и развивается мелкая моторика. У детей на занятиях бисероплетением развивается внимание, мышление; у детей формируются эстетический вкус и навыки учебной деятельности - такие как счет, усидчивость, самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца.

Мною разработан двухгодичный план кружковой работы по обучению детей старшего дошкольного возраста бисероплетению, которую я успешно использую с 2009 года.

В старшем возрасте мы только начинаем знакомиться с бисером и создавать наши первые поделки, знакомимся с приемами плетения (используем метод «навстречу») и поделки наши плоскостные, которые можем затем оформить виде сюжетной картинки, прикрутив их на лист цветного картона. В конце года дети знакомятся со схемами, по которым они могут работать самостоятельно.

В подготовительной группе дети изготавливают объёмные поделки методом «параллельного низания» (используя метод «навстречу»). Самостоятельно работают со схемой, но работа усложнена тем, что помимо отсчета необходимого количества бусин определенных цветов, нужно следить за тем, вверх или вниз делается следующий ряд.

Для работы используется проволока №3 и №4 (для объемных поделок) – с более жесткой детские ручки еще не справятся, и крупный бисер №6 (иногда №8).

Тематику для кружка стараюсь выбирать из мира животных, что близко и понятно детям, можно применить для обыгрывания. В старшей группе – это насекомые, в подготовительной группе – животные. Цветы - в старшей и в подготовительной группах, так как каждый год есть праздники наших любимых мам, и повод дарить им подарки, сделанные своими руками. Каждый раз, начиная вести кружок, корректируется план работы, учитывая пожелания детей и предыдущий опыт (лошадки, собачки …)

Конечно, помимо положительных моментов в занятиях бисероплетением есть и сложности:

- приходится напрягать зрение;

- гиперактивным детям очень сложно сидеть (для таких детей объем выполнения на 1 занятии уменьшается);

- бисер можно встретить везде, где только возможно в группе.

Но, не смотря на эти трудности, дети с удовольствием занимаются, с нетерпением ждут этих занятий: ведь здесь они могут сделать себе маленького друга для игр (животного, насекомого) или кому-нибудь подарок. А как радуются дети, показывая своим родителям свою поделку на выставке.

Когда детям предлагается кружок, обычно записываются девочки, но когда мы начинаем с ними работать: мальчики не дают родителям прохода, пока они не запишут их. В итоге, практически, вся группа посещает кружок. А дети, так и не решившиеся записаться – имеют возможность попробовать свои силы при изготовлении подарков мамам (цветов).

Посещая кружок, научившись самостоятельно работать по схемам, дети просят родителей приобрести бисер и книги, чтобы они могли заниматься этим и дома. А в дальнейшем при обучении в школе многие продолжают посещать школьный кружок бисероплетения.

Бисероплетение - достаточно сложное и кропотливое занятие, оно требует большого внимания и аккуратности. Изготавливая игрушки, дети вовлекаются в трудовую и учебную деятельность, очень схожую с игровой, которая еще недавно была ведущим видом деятельности. Занятия с бисером можно рассматривать как путь развития мелкой моторики кистей рук.

Таким образом, включение занятий по бисероплетению играет положительную роль в развитии мелкой моторики у детей.

 

Список литературы:

1. Белов  Н.В. Фигурки из бисера. Минск: «Харвест», 2008.

2. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук. Москва: «Сфера», 2009.

3. Золотарева Е.Н. Подарки из бисера. Москва: «Айрис-пресс», 2009.

4. Фадеева  Е.В. Простые поделки из бисера. Москва: «Айрис-пресс», 2009.