Использование цифровых образовательных ресурсов в дошкольном образовательном учреждении

Дата публикации: 2020-03-05 23:49:48
Статью разместил(а):
Смирнова Юлия Валерьевна

Использование цифровых образовательных ресурсов в дошкольном образовательном учреждении

Use of digital educational resources in pre-school educational institutions

 

Автор: Смирнова Юлия Валерьевна

МДОУ "Детский сад комбинированного вида № 34 "Солнышко", г. Воскресенск, Россия.

E-mail: Sj841@mail.ru

Smirnova Yulia

Kindergarten № 34, Voskresensk, Russia.

E-mail: Sj841@mail.ru

Аннотация: В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий, информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. Данное направление развития образовательной отрасли, как подчеркивается в государственных документах, признается важнейшим национальным приоритетом. Благодаря преобразованиям все шире проявляется роль информационно-коммуникационных технологий в системе дошкольного образования.

Abstract: in the conditions of a dynamically changing world, constant improvement and complication of technologies, Informatization of the education sector is of fundamental importance. This direction of development of the educational sector, as emphasized in state documents, is recognized as a major national priority. Thanks to the changes, the role of information and communication technologies in the pre-school education system is becoming increasingly apparent.

Ключевые слова: цифровые образовательные ресурсы, информационно-коммуникационные технологии.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

РЕЦЕНЗИЯ

на статью Использование цифровых образовательных ресурсов в дошкольном образовательном учреждении воспитателя МДОУ "Детский сад комбинированного вида № 34 "Солнышко", г. Воскресенск Смирновой Юлии Валерьевны

Актуальность темы представленной к рецензированию статьи, основана на том, что цифровые технологии в дошкольной организации рассматриваются как эффективное средство решения задач развивающего обучения и реализации деятельностного подхода, средство обогащения развивающей среды ДОУ, важное звено в организации сотрудничества детского сада с семьей, в том числе, при организации дистанционного обучения, средство повышения качества управления дошкольным образовательным учреждением.

Кроме того, цифровая образовательная среда образовательной организации предполагает набор ИКТ-инструментов, использование которых должно носить системный порядок и удовлетворяет требованиям ФГОС ДО, способствует достижению обучающимися планируемых личностных, метапредметных, предметных результатов обучения.

Таким образом, актуальность создания в дошкольном учреждении цифрового пространства обусловлена, с одной стороны, требованиями ключевых нормативных документов в области образования, с другой стороны, интересами и потребностями детей и родителей. Необходимость разработки Программы обусловлена ФГОС ДО к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, усилением информатизации важнейших сфер общества в целом и образования в частности.

Так, представленные материалы выстроены в определенной аргументированной логике. Содержание данной статьи органично отражает цели и парадигму современного дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО.

Даная статья может быть рекомендована к печати после актуализации информационных источников, а также к применению в условиях дошкольного образовательного процесса в качестве опыта, на который можно ориентироваться.

Рецензент педагог высшей квалификационной категории, кандидат экономических наук, доцент, Doctor of Philosophy

Ольга Львовна Тычина

 

В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены: обновление научной, методической и материальной базы дошкольного образовательного учреждения, что является одним из важных условий внедрения информационно-коммуникационных технологий. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс дошкольной образовательной организации – это не включение информатики в план организованной образовательной деятельности, а использование цифровых образовательных ресурсов, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям дошкольников, для повышения эффективности образовательного процесса.

Под цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР) понимаются информационный источник, содержащий цифровую, графическую, текстовую, речевую, музыкальную, видео, фото и другую информацию, необходимую для организации учебного процесса.

Цифровой образовательный ресурс может быть представлен на CD, DVD или любом другом электронном носителе, а также опубликован в телекоммуникационной сети. Важно отметить, что ЦОР не может быть редуцирован к бумажному варианту, так как при этом теряются его дидактические свойства.

Цифровые образовательные ресурсы можно представить в виде двух групп:

информационные источники:

·         оригинальные тексты (хрестоматии; тексты из энциклопедий; тексты из художественной литературы…);

·         статические изображения (галереи портретов соответствующей предметной области; «плакаты» - изображения изучаемых объектов и процессов и пр.);

·         динамические изображения (изучаемые процессы и явления в пространственно-временном континууме – кино- и видеофрагменты, анимационные модели на CD, DVD);

·         мультимедиа среды (виртуальные конструкторы, тренажеры и тестовые системы, виртуальные экскурсии и пр.).

Информационные инструменты – это информационные средства, обеспечивающие работу с информационными источниками (мультимедийный проектор, проекционный экран, интерактивная доска, компьютер).

Использование этого вида оборудования предполагает групповую форму работы с детьми и значительно снижает риск возникновения различных видов утомления. Продолжительность занятий может быть увеличена в 2-3 раза по сравнению с работой за персональными компьютерами. Такой вид организации занятий близок к традиционному. Все внимание детей сосредоточено на педагоге, который с помощью проектора демонстрирует материалы занятия. Это могут быть наглядные пособия, видеоролики, фрагменты прикладных программных средств и т.д. 

Интерактивная доска выполняет все те же функции, что и проектор с экраном, только к ним добавляются специфические возможности программного обеспечения, поставляемого в комплекте с устройством. Существует много видов интерактивных досок, и у каждой из них свое собственное программное обеспечение. Тем не менее, у большинства их них есть схожие функции: 

·         «умное перо», которое преобразует объекты, нарисованные от руки, в фигуры правильной формы; 

·          шторка, позволяющая скрыть часть экрана; 

·         функция «фото экрана», позволяющая сделать снимок всего экрана или выделенной части при просмотре видео, работе в Интернете; 

·          функция распознавания текста, позволяющая слова, написанные от руки, преобразовать в печатные символы; 

·          коллекции изображений; 

·         возможность перемещать объекты в пространстве интерактивной доски; 

·         возможность наносить аннотации поверх любых программ, документов, 

·         видео. 

В качестве учебного материала можно использовать презентации, видеофильмы, флэш-анимацию, прикладные программные средства. При организации работы с доской необходимо следить, чтобы луч проектора не светил в глаза дошкольникам: это может вызвать ожог сетчатки.

Цифровые образовательные ресурсы предоставляют огромные возможности педагогу, обеспечивают мощными средствами, улучшающими организацию учебного процесса. ЦОР можно использовать для решения различных задач на разных этапах ООД:

- представление новых понятий при объяснении нового материала;

- представление основных понятий для закрепления материала;

- практические задания для индивидуального выполнения;

- самостоятельная работа учащихся с интерактивными заданиями, как на ООД, так и дома и др.

В настоящее время на рынке и в свободном доступе в Интернете существует достаточно много различных цифровых образовательных ресурсов: демонстрационных, информационно-справочных, тренажеров, обучающих, имитационных, моделирующих, контролирующих и др.

Использование ЦОР  в образовательном процессе дошкольной образовательной организации возможно и необходимо, поскольку это способствует повышению эффективности образовательного процесса и всесторонне развивает ребенка. ЦОР позволяют ставить перед ребенком и помогать ему решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.

Исследования использования ЦОР в дошкольных образовательных учреждениях убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этого процесса, но и особую роль в обогащении интеллектуального, нравственного, эстетического развития ребенка, а значит, приобщения его к миру информационной культуры.

Организованная образовательная деятельность в ДОУ должна быть яркой, эмоциональной, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых записей и видеозаписей. Всё это может обеспечить использование ЦОР, которое делает процесс обучения более интересным и интенсивным. Использование ЦОР для активизации познавательной и творческой деятельности детей даёт два основных преимущества – качественное и количественное:

- качественные преимущества очевидны, если сравнить словесные описания с непосредственным аудиовизуальным представлением;

- количественные преимущества выражаются в том, что мультимедийная среда намного выше по информационной плотности. Вот почему «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

В образовательном процессе ДОУ используются следующие виды цифровых образовательных ресурсов: фотографии, презентации, звукозаписи, видеофрагменты, видеоролики, отобранные в соответствии с содержанием темы, обучающие и развивающие игры, мультипликационные фильмы.

Однако, несмотря на значительные возможности цифровых образовательных ресурсов в работе с детьми дошкольного возраста, они еще не нашли здесь должного применения. До сих пор отсутствует методика использования цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе, систематизация компьютерных развивающих программ, не сформулированы единые программно-методические требования к компьютерным занятиям. На сегодняшний день это единственный вид деятельности, не регламентируемый специальной образовательной программой.

Основная идея педагогов-новаторов заключается в гармоничном соединении современных технологий с традиционными средствами развития ребенка для формирования психических процессов, ведущих сфер личности, развития творческих способностей. Но это новшество требует тщательного изучения не только со стороны педагогов и психологов, но и медиков. Следует учесть, что в дошкольном образовательном учреждении могут использоваться только такие компьютерные программы и игры, которые соответствуют психолого-педагогическим и санитарно-гигиеническим требованиям. Эти требования изложены в инструктивно-методическом письме Минобразования России от 14.03.2000 № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» 

Главные условия внедрения цифровых образовательных ресурсов в образовательный процесс дошкольной образовательной организации состоят в том, чтобы с детьми работали специалисты:

- знающие технические возможности мультимедийного и интерактивного оборудования  и владеющие навыками работы с ним;

- выполняющие санитарные нормы и правила использования мультимедийного и интерактивного оборудования в детских учреждениях;

- ориентирующиеся в компьютерных программах, разработанных специально для дошкольников;

- владеющие методикой приобщения детей к новым технологиям;

- знающие возрастные анатомо-физиологические и психические особенности дошкольников;

- знающие образовательную программу дошкольной образовательной организаций.

Целесообразно создать в детском саду медиацентр. Педагоги должны осознать необходимость накопления видеоматериала о жизни в группах, о праздниках и развлечениях детей. Библиотека методической литературы преобразуется в медиатеку, происходит накопление и обмен информацией на различных современных носителях. Ведь методический кабинет оснащён компьютером, принтером и копировальным аппаратом. Медиатека постоянно будет пополняться видеозаписями детских праздников, развлечений, открытых занятий. Просмотр видеозаписей позволяет осуществлять современный, качественный, всесторонний анализ мероприятий, что способствует повышению эффективности образовательного процесса.

В помощь педагогам дошкольной образовательной организации необходимо создать творческую группу, которая будет заниматься подбором, разработкой цифровых образовательных ресурсов и занятий с их использованием. 

Особенность использования ЦОР в ДОУ заключается в том, что для каждого вида занятий необходимо подбирать или разрабатывать определенный цифровой образовательный ресурс и встраивать его в традиционную систему занятий. ЦОР позволяют ставить перед ребенком и помогать ему решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.

Таким образом, цифровые образовательные ресурсы – это мощные технические средства обучения и развития дошкольников, которые предъявляют новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Коммуникативная компетентность педагога предполагает способность выстраивать коммуникации в различных форматах: устном, письменном, дискуссионном, визуальном, компьютерном, электронном. Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и широко использовать в образовательном процессе цифровые образовательные ресурсы и уметь создавать свои. 

 

Список литературы: 

1. Глушкова Е., Леонова Л. Компьютер в детском саду/ Глушкова Е., Леонова Л.// Дошкольное воспитание. - 1990. - №10. - с. 44-49.

2. Горвиц Ю.М. [и др.] Новые информационные технологии в дошкольном образовании. - м.: Линка-пресс, 1998. - 328 с.

3. Горвиц Ю.М. Компьютер и дети / Горвиц Ю.М.// Помоги себе сам. - 1996. - №9. - с. 2.

4. Горвиц Ю.М. Компьютер … это очень просто/ Горвиц Ю.М.//Очаг. - 1995. - №3. - с. 80-81.

5. Новоселова С.Л. Проблемы информатизации дошкольного образования / Новоселова С.Л. // информатика и образование. - 1990. №2. - с. 91-92.

6. Плужникова Л. Использование компьютеров в образовательном процессе / Плужникова Л. // дошкольное воспитание. - 2000. - №4. С.16.