Художественная литература как средство формирования культуры поведения у старших дошкольников

Дата публикации: 2020-03-09 12:02:58
Статью разместил(а):
Носкова Наталья Евгеньевна

Художественная литература как средство формирования культуры поведения у старших дошкольников

Fiction as a means of forming a culture of behavior in older preschool children

 

Автор: Носкова Наталья Евгеньевна

МКДОУ "Д/с № 19 «Сказка», г. Омутнинск, Россия.

e-mail: natalinos1978@mail.ru 

Noskova Natalia Evgenievna

Kindergarten № 19 "Skazka", Omutninsk, Russia.

e-mail: natalinos1978@mail.ru 

 

Аннотация: В  статье раскрываются проблемы нравственного воспитания,  вопросы формирования культуры поведения  у детей старшего дошкольного возраста, приводятся основные понятия по теме исследования. Одним из наиболее эффективных средств воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста является художественная литература. Художественная литература  открывает и объясняет ребенку жизнь современного общества, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление, речь, нравственные качества, обогащает его эмоции,  она воздействует на личность ребенка. В статье рассматриваются вопросы влияния художественной литературы на всестороннее развитие  ребенка  и приведены примеры художественных произведений и сказок, которые можно использовать для чтения  с детьми.

Abstract: The article reveals the problems of moral education, the formation of a culture of behavior in older preschool children, provides basic concepts on the research topic.  One of the most effective means of fostering a culture of behavior in older preschool children is fiction.  Fiction opens and explains to the child the life of modern society, the world of human feelings and relationships.  She develops thinking, speech, moral qualities, enriches his emotions, she affects the personality of the child.  The article discusses the impact of fiction on the full development of the child and provides examples of fiction and fairy tales that can be used for reading with children. 

Ключевые слова: нравственное воспитание, культура поведения, культура общения, культура речевого общения, художественная литература, всестороннее воспитание, культурно-гигиенические навыки.

Keywords: moral education, culture of behavior, culture of communication, culture of speech communication, fiction, comprehensive education, cultural and hygienic skills.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

В настоящее время необычайно возрос интерес к проблемам нравственного воспитания подрастающего поколения. Социально-экономические и политические изменения в нашей стране повлекли за собой и изменение морально-нравственных ценностей и норм поведения в обществе. 

У современных детей наблюдается повышенная агрессивность, искажены представления о гражданственности и патриотизме, справедливости и доброте, так как книги ушли на второй план, их место занял компьютер, а персонажи мультфильмов, которые часто смотрят дошкольники, не всегда отличаются нравственной чистотой и высокой духовностью. Ребёнок дошкольного возраста особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований, образцов поведения, установленных в обществе. Поэтому важно не упустить период дошкольного детства в нравственном воспитании.

Актуальность этой задачи отражена и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Стандарт направлен на «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества», «формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка …»

Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С хорошими манерами не рождаются, их, как правило, приобретают в детские годы. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, т. е. делает своими, способы, формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе. Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. Одной из основных задач нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста является воспитание культуры поведения.

Культура поведения - это неотъемлемая часть мировой цивилизации, составная часть общей культуры человечества. Нормы поведения определяют, что в действиях члена общества общепринято и допустимо, а что нет. Воспитание у дошкольников культуры поведения включает нравственно-эстетическое отношение к окружающим людям, красоту поведенческих манер и соблюдение правил поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности.

Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, использование соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах. «Культура проявляется в том, что человек управляет своими эмоциями, сдерживает и изживает отрицательные черты характера, не переносит свое настроение на окружающих».

Культура речевого общения - это соблюдение определенного речевого этикета, то есть «совокупности правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (проявление уважения к окружающим, скромность, внимание к просьбам старших, умение договариваться со сверстниками)».

Проблемой воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста занимались Т. И. Ерофеева, Л. Ф. Островская, Р. С. Буре и многие другие.

Формирование культуры поведения – сложный деятельный процесс, нельзя рассчитывать на быстрый и постоянный результат, поэтому надо с пониманием относиться к тому, что результат будет достигнут не сразу и терпеливо повторять используемые методы и подбирать новые. Добиться положительных результатов в воспитании помогает собственный пример взрослых и окружающих людей. Успех воспитательного процесса во многом зависит и от того, насколько этот положительный пример действует на ребенка, насколько он доступен детскому восприятию. В решении этого вопроса книги оказывают неоценимую помощь.

Исследования В. И. Логиновой, Л. Ф Островской, С. В. Петериной, Л. М. Гурович показывают, что одним из наиболее эффективных средств воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста является художественная литература.

Художественная литература является для детей не только источником радости, но и источником всестороннего воспитания. Слушая произведение, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает познакомиться с нормами поведения.

Детская литература раскрывает дошкольникам сложность взаимоотношений между людьми, многообразие человеческих характеров. Герои на своем примере показывают, к чему могут привести плохие поступки детей и как нелегко исправить свои ошибки. Слушая небольшие тексты, ребенок не только увлеченно следит за приключениями героев – он еще и получает отличный урок хорошего поведения. Этот урок очень важен для ребенка еще и потому, что он сам понимает, что такое хорошо и что такое плохо, без нравоучительных лекций – просто делая выводы на основе прослушанного.

Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны. Представления, полученные детьми из художественных произведений, переносятся в их жизненный опыт. Прямое сопереживание героям, умение следить за развитием сюжета, сопоставление событий, описанных в произведении, с теми, что ему приходилось наблюдать в жизни, помогают ребенку сравнительно быстро и правильно понимать реалистические рассказы, сказки. Сила воздействия, воспитательное значение литературных произведений безграничны.

Познавательные книги о труде, о вещах, о технике интересны детям, в образной форме они показывают сущность явлений, формируют мышление, учат беречь вещи, созданные человеческим трудом. 

Любимыми произведениями детей стали стихи С. Я Маршака о создании вещей («Откуда стол пришёл?», «Как печаталась ваша книга?», «Книжка про книжку») и др., энциклопедическая книга Б. Житкова «Что я видел».

Много «ценного» материала о природе и о добром отношении к ней можно взять из произведений Н. И. Сладкова, В. В. Бианки, Г. В. Скребицкого, Е. И. Чарушина, М. М. Пришвина. Они учат детей внимательно приглядываться к проявлениям жизни в природе, видеть её хрупкость, незащищённость, воспитывают у детей уважение, бережное отношение к природе, животным, желание заботиться о них, защищать, быть похожими.

Из рассказов «Обвал», «На льдине», Б.С. Житкова, «Человек заболел» И. Туричина, С.Я. Маршака «Рассказ о неизвестном герое» дети узнают о людях, которые преданы своему делу, обладают чувством долга, силой воли, самоотверженностью, заботятся об окружающих людях. Только так, смело и ответственно, должен поступать каждый человек.

Рассказ Л.Н. Толстого «Старый дед и внучка» воспитывает у детей умение заботиться о пожилых, проявлять сочувствие к старшим.

Формированию у детей культурно-гигиенических навыков помогают произведения К. И. Чуковского «Мойдодыр», «Федорино горе», В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?».

Слушая рассказы В. Осеевой «Почему?» и Н. Носова «Карасик», дети учатся сравнивать не только поступки литературных героев, но и свои, а также поступки сверстников, что способствует формированию нравственных мотивов культурного поведения.

Беседа по произведениям С. Михалкова «Как друзья познаются», А. Гайдара «Чук и Гек», Л. Толстого «Лев и собачка», В. Катаева «Цветик-семицветик» помогает создать в группе доброжелательные отношения друг к другу, сплотить детский коллектив.

Книги А. Гайдара, Е. Благининой, С. Баруздина и др., рассказывая детям о родной стране, о её людях, воспитывают гражданские качества, закладывают основы патриотизма. 

Произведения Н. Н. Носова, Э. Н. Успенского, В. Ю. Драгунского, В. Г. Сутеева открывают детям смешное в жизни, воспитывают ценные качества-умение шутить и смеяться, с чувством юмора принимать жизнь со всеми её хорошими и плохими сторонами.

Р. Погодин в своих рассказах, сказках («Шутка», «Откуда идут тучи», «Про жеребёнка Мишу и мышонка Терентия») ставит перед детьми всегда волнующие человека вопросы: что такое счастье, настоящая доброта, красота, что такое ответственность перед людьми, откуда возникает чувство Родины и др.

И, конечно, самое большое воспитательное влияние оказывают сказки. Сказки вызывают у всех дошкольников любовь и стойкий интерес своей динамичностью, загадочностью, необычностью, яркостью образов, неограниченными возможностями для фантазирования, выдумки, игры ума. Сказки дают детям уроки на всю жизнь: уроки физической и нравственной чистоплотности (сказки «Царевна-лягушка», «Иван Царевич и серый волк» и др., трудолюбия, доброты («Хаврошечка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», дружбы,теплоты в отношениях,взаимопомощи («Репка», «Лиса и заяц», «Кот, петух и лиса» и др.)

Вместе с героями сказок дети испытывают чувство доброжелательности и справедливости по отношению к тем, кто несправедливо был обижен, унижен. В каждой сказке положена граница между добром и злом. Уничтожать и побеждать самое страшное зло нравиться маленьким детям и это безоговорочно убеждает их в превосходстве добра. Дети предпочитают сказочную ситуацию «обычным» потому, что сказочный мир им ближе и понятнее. Любовь к сказкам и счастливая способность верить в сказку даёт нам, взрослым, возможность сеять в душах детей «вечное», «доброе» …

Каждый раз, знакомя детей с произведением, убеждаешься, что ребенок способен оценить описанные события, поведение персонажей, выразить свои чувства и перенести полученные впечатления в жизнь.

Таким образом, с уверенностью можно сказать, что художественная литература является важным средством воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.

 

Литература:

1. Буре Л.С., Островская Л.Ф. «Воспитатель и дети» М. Просвещение 1985 г.

2. Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребенок и книга: книга для воспитателя детского сада /Под редакцией В. И. Логиновой/. – М. ,1992.

3. Ерофеева Т. Усвоение дошкольниками правил поведения с товарищами». Д/в № 10 1980г.

4. Козлова С. Нравственное воспитание детей в современном мире // Дошкольное воспитание. 2001. № 9. С. 98-104.

5. Курочкина И.В. О культуре поведения и этикете // Дошкольное воспитание. 2003. №11. С. 61-65.

6. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста: Книга для воспитателя детского сада. – М. : Просвещение, 1986. – 96с.