Театр как средство формирования связной речи дошкольников
Театр как средство формирования связной речи дошкольников
Theatre as a means of forming coherent speech of preschoolers
Автор: Каданова Татьяна Алексеевна
МБОУ «Московская СОШ им.А.П.Кыштымова», СПДО детский сад «Зоренька», с. Московское, Республика Хакассия, Россия
e-mail: tatyana.kadanova.63@mail.ru
Kadanova Tatyiana Alekseevna
Kindergarten "Sorenka", Moscovskoe, Khakassia, Russia
e-mail: tatyana.kadanova.63@mail.ru
Аннотация: В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Слушая их в детстве, человек бессознательно накапливает целый «банк жизненных ситуаций», поэтому очень важно, чтобы осознание «сказочных уроков» начиналось с раннего возраста, с ответа на вопрос: «Чему нас учит сказка?» В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь.
Abstract: At any age in fairy tales you can discover something intimate and exciting. Listening to them in childhood, a person unconsciously accumulates a whole "bank of life situations", so it is very important that the awareness of "fabulous lessons" begins from an early age, with the answer to the question: "What does a fairy tale teach us?" free theatrical play in which he reproduces familiar literary plots. It activates his thinking, trains memory and figurative perception, develops imagination and imagination, improves speech.
Ключевые слова: дошкольник, развитие речи, театрализованная деятельность.
Keywords: preschooler, speech development, theatrical activity.
Тематическая рубрика: Дошкольное образование.
«Чем выразительнее речь,
тем больше в ней выступает говорящий,
его лицо, он сам».
С.Я. Рубинштейн
В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Слушая их в детстве, человек бессознательно накапливает целый «банк жизненных ситуаций», поэтому очень важно, чтобы осознание «сказочных уроков» начиналось с раннего возраста, с ответа на вопрос: «Чему нас учит сказка?» В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. А переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения, невозможно.
Для развития выразительной речи просто необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом оказывают занятия по театрализованной деятельности, которые надо проводить каждый день: это игра, и пожить и порадоваться в ней может каждый ребенок.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.
Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Театрализация это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков. Так как она тесно взаимосвязана с другими видами деятельности пением, движением под музыку, слушанием и т.д., необходимость систематизировать ее в едином педагогическом процессе очевидна.
Начиная со второй младшей группы детей, последовательно знакомят с видами театров, основами актерского мастерства. Для этого используют этюдный тренаж, помогающий развить внимание и восприятие; прививают навыки отображения различных эмоций, настроений, отдельных черт характера. С помощью кукол дети учатся общаться друг с другом; развивают интонационную выразительность; развивают воображение, мышление, память.
Содержание занятий по театрализованной деятельности включает в себя: просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
- игры- драматизации;
- упражнения для социально эмоционального развития детей;
- развивающие игры;
- упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика);
- задания для развития речевой интонационной выразительности;
- игры-превращения («учись владеть своим телом»), образные упражнения;
- упражнения на развитие детской пластики;
- ритмические минутки (логоритмика);
- пальчиковый игротренинг для развития моторики рук, необходимой для свободного кукловождения;
- упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимы;
- театральные этюды;
- отдельные упражнения по этике во время драматизации
Следует подчеркнуть: чем полнее и эмоциональнее восприятие литературных произведений, тем выше уровень театрального воплощения. Этому способствуют: костюмы и декорации; магнитофон, проигрыватель, кассеты; детские музыкальные инструменты; различные атрибуты к занятиям; наличие кукол для театра (наглядный материал) и ширмы.
Особое внимание в работе с детьми по театрализованной деятельности необходимо уделять взаимодействию с семьей. Исходя из этого, для родителей были предложены разработки «Как играть с детьми в театр дома?», «Какие игрушки нужно приобрести ребенку?». В этих консультациях даются рекомендации, как развивать познавательные способности и интеллект у детей дошкольного возраста; как поддерживать интерес ребенка к театрализованной деятельности, по мере возможности стараться присутствовать на детских спектаклях; предлагать исполнить понравившуюся роль в домашних условиях, помочь разыгрывать полюбившиеся сказки, стихотворения; рассказать знакомым в присутствии ребенка о его достижениях; рассказывать ребенку о собственных впечатлениях, полученных в результате просмотра спектаклей.
Для оформления предметно-развивающей среды вместе с детьми делаются картины на магнитах, персонажи по сказкам для теневого театра, а с помощью родителей приобрели настольный театр и куклы «би-ба-бо».
Следует приобретать театральные игрушки, мастерить игрушки-самоделки, создавать фонд костюмов, обновлять декорации, атрибуты. Вызвать интерес к театрализованной деятельности; учить согласовывать свои действия с действиями партнера (слушать, не перебивая; говорить, обращаясь к партнеру); вызвать желание произносить небольшие монологи и развернутые диалоги (в соответствии с сюжетом инсценировки); познакомить детей с историей театра марионеток.
Таким образом, театрализованная деятельность является эффективным средством в речевом развитии ребёнка дошкольника: активизации и совершенствовании словарного запаса, грамматического строя речи, звукопроизношения, навыков связной речи, темпа, выразительности речи. А участие детей в театрализованных играх доставляет им радость и вызывает активный интерес.
Список литературы:
1. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание. 2005 №4.
2. Артёмова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. Книга для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1990.
3. Арушанова А.О. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками // Дошкольное воспитание. – 2001.
4. Бельтюкова Г.В. Магнитный театр // Воспитатель ДОУ. 2008 № 12.
5. Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников 2 лет. Метод, рек., конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей. М., 2007.
6. Доронова Т.Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности // Ребенок в детском саду. 2001 № 2.
7. Зимина И. Театр и театрализованные игры в детском саду // Дошкольное воспитание. 2005 № 4.
8. Короткова Э.Л. Обеспечение речевой практики при взаимодействии работы над развитием диалогической и монологической речи. // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева. – М., Академия, 1999.
9. Лисина М.И. Развитие общения у дошкольников / Под. Ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной – М.: «Педагогика», 1974.
10. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты занятий / Под ред. О.С. Ушаковой. М., 2008.
11. Статья Акуловой О.В. «Театрализованные игры детей» // Дошкольное воспитание, 2006 - N4.
12. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольника. – М.: Изд-во института психотерапии, 2001.
13. Хамадиева О.И. Студия театрального мастерства «Карусель» // Воспитатель ДОУ. 2007 № 2.
14. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. М., 2001.