Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

     
kn publ 1       kn publ 2
     
     
kn publ 3       kn E
     

Обучение грамоте детей с ОВЗ с применением конструктора ТИКО «Грамматика»

Дата публикации: 2020-03-20 10:49:33
Статью разместил(а):
Остроухова Елена Геннадьевна

Обучение грамоте детей с ОВЗ с применением конструктора ТИКО «Грамматика»

Literacy training for children with disabilities Using "Grammar" constructor 

 

Автор: Остроухова Елена Геннадьевна

МБДОУ "Детский сад комбинированного вида № 56 "Карусель", г. Верхняя Тура, Свердловская область, Россия.

e-mail: ostroukhovaeg@gmail.com

Kindergarten № 56 "Carousel", Verhnyaya Tura, Sverdlovsk Region, Russia.

e-mail: ostroukhovaeg@gmail.com

 

Аннотация: Дошкольное детство – это возраст игры. Замечено, что наибольший интерес дети проявляют к конструированию. На сегодняшний день сделать детей с ограниченными возможностями здоровья более приспособленными к обучению в школе, помогает такая инновационная разработка, как «ТИКО-конструирование».

Annotation: Preschool is the age of play. It has been noted that children are most interested in design. Today, to make children with disabilities more adapted to school, such innovative development as "TICO-design" helps.

Ключевые слова: дошкольное образование, «ТИКО-конструирование», дети с ограниченными возможностями здоровья, инклюзивное образование.

Keywords: Preschool education, "TICO-design," children with disabilities, inclusive education.

Тематическая рубрика: дошкольное образование.

 

Доступность дошкольного образования один из значимых показателей социального климата в социуме, определяющий оптимальные условия для развития равных возможностей каждого ребёнка, сохранения здоровья и уровня готовности к школьному обучению.  

Одним из важных направлений государственной политики Российской Федерации в области образования является обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья (далее дети с ОВЗ), в том числе детей-инвалидов, на образование.

Важным направлением является создание психолого-педагогических условий в ДОУ для дошкольников с ОВЗ, обеспечивающих интерес детей к процессу деятельности, развитие их способности, самостоятельности.

Дошкольное детство – это возраст игры. Малыш, играя, не только познает мир, но и выражает к нему свое отношение.

Из опыта работы хотелось бы подчеркнуть, что большой интерес дети проявляют в детском саду к конструированию. Все дети любят строительно-конструктивные игры. Причем эти игры в равной степени увлекают как  мальчиков, так и девочек.

Трудно не согласиться с тем, что каждый ребенок с ОВЗ должен иметь право воспитываться и развиваться совместно со своими здоровыми сверстниками. Напоминаю, что наш детский сад комбинированный, а группа разновозрастная. Но не надо забывать и о том, что такое интегрированное (инклюзивное) образование должно быть качественным, должно отвечать особым образовательным потребностям воспитанников с ОВЗ. В первую очередь требуется создание специальных условий развития и воспитания, такой образовательной среды детского сада, чтобы она была интересна детям с ОВЗ и детям из группы.

На сегодняшний день сделать детей с ОВЗ более приспособленными к обучению в школе помогает такая инновационная разработка, как конструкторы ТИКО-технология.

ТИКО – это Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения.

Я в своей работе использую конструктор ТИКО «Грамматика», ТИКО «Геометрик» (для конструирования букв). Мои коллеги и я считаем, что данный конструктор соответствует всем требованиям Федерального Государственного образовательного стандарта  дошкольного образования (ФГОС  ДО). В его разработке учтены пожелания и советы педагогов, он идеально подходит для занятий с детьми с нарушениями речи.  

Конструктор «Грамматика» состоит из 112 пластмассовых квадратов, на которых изображены буквы русского алфавита и знаки препинания. На красных квадратах - гласные звуки, на синих квадратах - твердые согласные звуки, на зеленых квадратах - мягкие согласные звуки, на белых квадратах - Ъ и Ь знаки, знаки препинания.  В состав набора входит методическое пособие «Учимся читать! Ценные советы для умных детей, заботливых родителей и ищущих педагогов».     

Детали конструктора соединяются между собой с помощью шарнирных соединений (шарообразный выступ защелкивается в круглую выемку). Количество отдельных букв соответствует частоте их употребления в письменной речи.

ТИКО «Грамматика» развивает:

- мышление и внимание (На примере упражнения: «Я буду называть звуки, а вы показываете соответствующую букву»);

- фонематическое восприятие (например, упражнения «Сначала послушай – потом повтори», где ребёнку предлагается повторить цепочку слогов или слов; упражнение «Топни – хлопни», где малыш учится различать на слух свистящие и шипящие звуки);

- развивает способность к звуковому анализу и синтезу (назови первый звук в слове, назови последний звук в слове, какой звук находится в середине слова, сколько всего звуков в слове и другие задания);

- пространственную ориентацию (положи справа от буквы П букву А;

- найди букву П среди других букв, расскажи, как она расположена на листе);

- графомоторные навыки (собери слоги из конструктора и впиши их в пустые квадраты).

Отмечу, что, работая над совершенствованием конструктивной деятельности, мы параллельно тренируем тонкие движения пальцев рук, что, в свою очередь, опосредованно влияет на развитие детской речи, которая формируется под влиянием импульсов, интенсивно идущих из пальцев рук.

Логопеды знают, сколько требуется раздаточного материала для проведения звукобуквенного анализа. И возможность заменить его единым конструктором, способным интегрировать все образовательные области в работе с детьми – большое достижение.

Новизна конструктора ТИКО  «Грамматика» заключается в разработке игровых заданий для устранения пробелов фонетического, фонематического, грамматического строя речи, подготовки детей к овладению навыком чтения и письма, повышению мотивации ребёнка к обучению.

У детей без принуждения, но в то же время при многократном повторении речевого материала,  происходит автоматизация и дифференциация звуков, закрепление их в речи (В каких случаях? Чтение прямых и обратных слогов, составление предложений с заданным словом, в играх на развитие лексико - грамматического строя речи «Один - много», «Назови ласково»).

Не секрет, у детей с ОВЗ быстрая утомляемость, низкая концентрация внимания, снижена познавательная активность, наблюдается несформированность произвольного поведения.  Конструктор ТИКО  «Грамматика»  позволяет разнообразить занятия по изучению букв и обучению чтению, превратить их в игру. В процессе занятий физическое соединение (сцепление) руками двух квадратов с буквами в одно целое, в одну «дорожку», помогает детям перейти к слитному чтению не только слогов, но и слов.

Игровые упражнения с использованием конструктора ТИКО «Грамматика» помогает детям ненавязчиво, в увлекательной форме охарактеризовать звук, найти букву, составить слог, слово с использованием звуковой схемы.

Конструкторы ТИКО «Грамматика», «Геометрик» мы используем и в свободной деятельности. Дети по простым чертежам и наглядной схеме конструируют буквы, цифры, составляют слова.

Первый год обучения с использованием конструктора ТИКО показал следующие результаты:

- дети различают на слух и по зрительным символам гласные и согласные звуки;

- дают характеристику звуку;

- различают на слух и по цветовой маркировке твёрдые и мягкие звуки;

- сливают звуки в слоги и слова;

- выполняют звуковой анализ и синтез слова;

- учатся определять место звука в слове;

- умеют делить слова на слоги-части.

В результате такого обучения у детей формируется мышление и познавательные способности. Конструктор ТИКО  «Грамматика»  помогает разнообразить игры и упражнения по обучению грамоте, даёт возможность некоторым детям перейти к слитному чтению, что, в свою очередь, повышает у дошкольников мотивацию к обучению.

 

Литература:

1. Морозова И.А., Пушкарёва М.А. Развитие речевого восприятия. Конспекты занятий. Для работы с детьми 5-6 лет с ЗПР. – М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2009.

2. Методический материал для работы с конструктором ТИКО. Учимся читать! Ценные советы для умных детей, заботливых родителей и ищущих педагогов. – Санкт-Петербург: НПО Рантис.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN