Новые подходы к музыкальному воспитанию в музыкальном развитии дошкольника

Дата публикации: 2020-03-22 20:45:11
Статью разместил(а):
Суслова Виктория Викторовна

Новые подходы к музыкальному воспитанию в музыкальном развитии дошкольника

New approaches to musical education in the musical development of preschooler

 

Автор: Суслова Виктория Викторовна

ГБОУ "Детский сад № 34 комбинированного вида Колпинского района", Санкт-Петербург, Россия.

e-mail: viktory-vik2009@mail.ru

Suslava Viktoryia Viktorovna,

Kindergarten No.34, St. Petersburg, Russia.

e-mail: viktory-vik2009@mail.ru

 

Аннотация: В статье описывается использование современных технологий в музыкальном развитии дошкольника.

Abstract: The article describes the use of modern technology in the musical development of a preschooler.

Ключевые слова: инновационные методы обучения.

Keywords: Innovative Learning Methods.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

Новые подходы к музыкальному воспитанию требуют использования наиболее эффективных современных технологий в музыкальном развитии дошкольника.

Музыка – источник особой детской радости, и применение на музыкальных занятиях различных педагогических методов решает важнейшую задачу раннего музыкального воспитания детей – формирование ведущего компонента музыкальности – развитие эмоциональной отзывчивости на музыку. Чтобы решить основную задачу развития музыкального воспитания дошкольников, я использую в своей работе новые программы и технологии в различных видах музыкальной деятельности.

Но что же такое инновационные методы? На основании определений понятий «инновация» (В.С. Лазарев, М.М. Поташкин) «метод» (Б.Т. Лихачев, Т.А. Ильина), «метод обучения» (Э.Б. Абдуллин) можно сформулировать понятие инновационных методов обучения – это современные, новые или значительно преобразованные в музыкально-педагогической практике наиболее эффективные способы достижения цели и решения задач музыкального образования, способствующие творческому личностно-ориентированному развитию ребенка.

Использование компьютера в дошкольном учреждении позволило мне значительно разнообразить совместную образовательную деятельность с детьми. Музыкальные занятия с применением ИКТ усиливают познавательный интерес дошкольников к музыке, активизируют детское внимание, так как появляются новые мотивы к усвоению предложенного материала.

Я стараюсь включать  инновационные методы во все виды музыкальной деятельности в своей работе.

Задачи музыкального воспитания осуществляются посредством нескольких видов музыкальной деятельности: слушания музыки, пения, музыкально-ритмических движений, музыкально-дидактических игр, игры на детских музыкальных инструментах.

Так, в разделе «Слушание музыки» использую компьютерные презентации, которые или создаю сама, или нахожу в интернете. Они позволяют обогатить процесс эмоционально-образного познания, вызывают желание неоднократно слушать музыкальное произведение, помогают надолго запомнить предложенное для слушания музыкальное произведение. Презентации незаменимы при знакомстве детей с творчеством композиторов, в этом случае яркие портреты, фотографии привлекают внимание детей, развивают познавательную деятельность, разнообразят впечатления детей. (например, «Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова по произведению А. Пушкина).

Пение занимает ведущее место в системе музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Этот вид деятельности тоже предполагает использование новых информационных технологий. Так, условием хорошей дикции, выразительного пения является понимание смысла слов, музыкального образа песни, поэтому использование электронных иллюстрации к различным песням, способствуют их лучшему пониманию и запоминанию (Например, песня «Два маленьких котенка», где дети сами превратились в котят и по видеоряду озвучивали сюжет).

Применение ИКТ при выполнении музыкально-ритмических упражнений, различных танцев помогает детям точно выполнять указания педагога, выразительно исполнять движения. Примером могут служить флеш-мобы и анимационные танцы (танцы по показу) в них используется небольшой набор движений и ровный восьмитактный счет. Плюс этих танцев в том, что здесь не нужна особая подготовка, дети выполняют все по показу и им это нравится. (танец «Рыбачек»).

Флеш-мобы, в отличии от анимационных танцев требуют хорошей подготовки. Такие танцы используются для праздников они направлены на зрелищность, эстетику. (исполнение всеми детьми танца «Кузнечик» на летнем празднике).

Музыкально-дидактические игры также провожу с применением озвученных презентаций, таких, как «Угадай музыкальный инструмент», «Театр», «Музыкальный домик», «Угадай мелодию» и т. д.  Где на первом слайде – задание, на следующем – проверка правильности выполнения предложенного задания.

При обучении игре на детских музыкальных инструментах так же использую компьютерные презентации и игры, которые помогают запоминать названия музыкальных инструментов, вовремя вступать, соблюдать общий темп и динамику при игре в оркестре. Весёлые занятия с использованием такого дидактического материала помогают преодолению излишней застенчивости, скованности, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, мышления, расширяет музыкальное воспитание ребёнка. (знакомство с симфоническим оркестром, оркестром русских народных инструментов, сольное звучание различных инструментов, ритмические задания с видеорядом).

Праздники и развлечения – яркие и радостные события в жизни детей дошкольного возраста.  Сочетая различные виды искусства, они оказывают большое влияние на чувства и сознание детей.

Одной из инновационных форм в организации праздников и досугов можно считать квест (например, «Путешествие в русскую деревню»).

 

Литература:

  1. Волкова А. Развитие творческих музыкальных способностей. //  Журнал Дошкольное воспитание, № 4, 1986.
  2. Михайлова А. Развитие музыкальных способностей детей. – М.: Академия развития, 1997.
  3. Рыбкина И. Нужно ли развивать музыкальное творчество детей. //Журнал Дошкольное воспитание, № 12, 1988.
  4. Рачинская Т. Музыка в работе с детьми. // журнал Дошкольное воспитание, № 2, 1984.