Организация экологического воспитания с учетом регионального компонента в ДОУ с детьми дошкольного возраста
Организация экологического воспитания с учетом регионального компонента в ДОУ с детьми дошкольного возраста
Environmental education, taking into account the regional component in the DDOW with preschool-age children
Автор: Елтуховская Елена Александровна
МБ ДОУ «ЦРР — детский сад № 9», с. Камень-Рыболов, Россия
e-mail: ds9hanka@yandex.ru
Yeltukhovskaya Elena Aleksandrovna
Kindergarten No. 9, Stone-Rybolov, Russia
e-mail: ds9hanka@yandex.ru
Аннотация: Исходя из возрастных особенностей детей дошкольного возраста, основой построения работы по ознакомлению детей с родным краем является воспитание в них устойчивого интереса, познавательного отношения к региональным компонентам. Интерес побуждает детей как можно больше получить информации о родном крае, что способствует воспитанию таких чувств, как привязанность, любовь, питающих, в свою очередь, потребность, желание узнать, как можно больше нового о своей малой Родине.
Abstract: Based on the age characteristics of preschool children, the basis of the work to familiarize children with their native land is to educate them a stable interest, cognitive attitude to regional components. Interest encourages children to get as much information about their native land as possible, which contributes to the education of feelings such as attachment, love, nourishing, in turn, the need, and the desire to learn as much as possible about their small homeland.
Ключевые слова: экологическое воспитание, Красная книга, Ханкайский заповедник.
Keywords: Environmental Education, Red Book, Hankie Reserve.
Тематическая рубрика: Дошкольное образование.
Дремала здесь глушь вековая
В тени Уссурийской тайги.
И ветры порой завывая,
Богатства Ханкайской земли
стерегли…
(А. Новиков)
Остановитесь, оглянитесь вокруг себя, приближаясь к родному селу, как хорошо свободно дышится на этих просторных полях, как живописен прибрежный пейзаж синеглазого озера Ханка, словно жемчужина на краю ракушки, белеет утопая в зелени, наш Камень-Рыболов!
И пусть вздрогнет, пусть быстрее застучит ваше сердце от этой красоты и покоя, пусть отодвинуться бесконечные дела и заботы, и пусть придут к вам эти вечные мудрые мысли: «Как добр и красив край, где я живу! Как виноваты мы люди перед его открытостью и щедростью! Как много нам нужно сделать, чтобы стал он близким и дорогим для наших детей и внуков!
Всем от природы что-то нужно, и только сама природа никому не нужна. И она, где медленно, где чуть быстрее погибает. «Все меньше окружающей природы – Все больше окружающей среды». И сегодня уже всем хорошо понятно, что надо чаще и как можно раньше говорить об экологии человеческой души. Душу ребенка надо растить осторожно, с любовью. Как-то не очень вяжется эта фраза с нашими детьми, в наших детских садах. Ведь у нас происходит цепная реакция, какие взрослые – такие и дети, какие наши дети – такие и взрослые.
Экологическое воспитание в основном носит запретительный характер и проводится на уровне призывов «Не рвите!», «Не ломайте!», «Не топчите!» и т.п. Острота современных экологических проблем в нашей стране не уменьшается, следовательно, возрастает необходимость экологического воспитания каждого члена общества, в том числе и учащихся. Задумываясь о значении окружающего нас мира для нашей жизни, мы, наконец, то пришли к выводу, что главное богатство наше – не последние достижения технической мысли, не благоустроенный быт, а чистый воздух, прозрачная вода, богатый растительный и животный мир, а также ценнейшее достояние – Земля!
Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, она своей яркостью воздействует на его чувства. Мир огромен, а ребенок еще мал и опыт его ограничен. Поэтому его нужно знакомить с природой постепенно, создавать условия, чтобы у ребенка формировалось правильное представление о ней. Для этого не обязательно везти детей за город, а можно и в саду, на участке, огороде, цветниках знакомить их с природой, что и делают педагоги нашего детского сада.
Начиная с младших групп воспитатели знакомят детей с тем, что находится около детского сада, на игровых площадках, цветниках, учатся наблюдать за природой, затем кто нас окружает (птицы, насекомые).
С первых бесед о природе стараемся заинтересовать детей, показать им красоту природы, её неповторимость, хрупкость и ранимость. Развивая у дошкольников познавательные процессы, приобщаем их к чтению художественных произведений Э. Шима, М. Пришвина, Е. Чарушина, Д. Мамина-Сибиряка, Г. Скребицкого.
С большим удовольствием ребята принимают участие в экологических праздниках, где закрепляют знания о поведении в лесу, о пользе каждого жителя лесного массива, о характерных повадках и животных, птиц, насекомых. «Наши друзья насекомые», «Полевые цветы», «Праздник летних дождей», «Наши пернатые друзья», готовят театрализованные постановки по сказкам: «Мешок яблок», «Теремок», «Под грибом».
Богатейшие возможности для экологического воспитания и образования дают экскурсии и прогулки в природу. Поэтому проводим познавательные и трудовые десанты с ребятами и родителями на озеро Ханка, скверы, центральный парк по темам: «Трудовой десант», «Почистим домики для пернатых», «Убери мусор», «Веди себя правильно в гостях у природы».
Перед экскурсией создаем проблемную ситуацию типа:
- Как надо поступить, если обнаружишь птичье гнездо?
- Что ты будешь делать, если встретишь в поле маленьких детенышей зверьков или красиво цветущие растения?
- Что делать если увидел птицу с поломанным крылом?
Ребята самостоятельно на основе своих знаний пытаются найти правильное решение сложившейся ситуации.
Одна из наиболее действенных форм природоохранной деятельности – это участие в экологических акциях, которые оказывают на детей большое воспитательное воздействие. В нашем детском саду проводились следующие мероприятия и акции: «День Земли», «Покормите птиц зимой», «Домик для скворушки», «Оазис – это территория нашего сада», посадка кустарников, деревьев, цветов. Цель этих акций привлечь маленьких граждан к проблеме сохранения живой природы. Во время этих акций, мероприятий, дети участвовали наравне со взрослыми в облагораживании территории, заботе о пернатых.
Постоянные наблюдения и уход за растениями вызывают у детей гуманное отношение к природным объектам, основанное на знании особенностей их жизни и накоплении эмоционально-чувственного опыта общения с ними.
Педагоги должны помнить, что при осознанно правильном отношении к окружающей действительности «Красота природы будет вечной, только не жалейте для нее своей любви».
Уроки любви к природе должны продолжаться и на занятиях труда, ИЗО, на которых дети лепят, вырезают из бумаги, делают поделки из природного материала, оформляют стенгазеты по темам: «Люблю березку Русскую, «Осенняя пора очей очарованье...», выставки рисунков и поделок «Что нам лето подарило...», «Птицы которые нас окружают», принимают активное участие в различных конкурсах: «Один день из жизни амурского тигра в дикой природе», «Помашет мне клен ладошкой», «Экология глазами детей».
Нам взрослым необходимо учить малышей наблюдению за природой и животными. Объяснять, что человек, даже если он еще ребенок, сильнее и умнее других живых существ. И поэтому его долг — защищать и заботиться, не обижать и не уничтожать. Ребенок может не понимать, почему плохо отрывать бабочке крылышки, таскать за хвост кота, распугивать птичек. Задача родителей и воспитателей — тактично объяснить, что такое боль и страх, что их испытывают все живые существа.
Маленький ребенок познает мир всеми органами чувств. Все интересное ему хочется схватить, ощутить всеми органами чувств, проверить на прочность. Именно в этом возрасте можно и нужно начинать формировать бережное отношение ко всему живому.
Непосредственный контакт младших дошкольников с живой природой должен происходить при участии взрослых, под их контролем. Только мы, взрослые можем научить осторожно гладить кошку и собаку — так, чтобы удовольствие от процесса получали обе стороны. Полезно наблюдать за птичками или белочками — тихо, терпеливо и бережно, чтобы не испугать. Взрослые должны привлекать внимание ребенка к тому, какие разные птицы живут вокруг нас, как они отличаются по оперению, размерам, поведению и голосам. Даже самая обычная ворона может стать источником позитива — эти умные птицы часто демонстрируют интереснейшее поведение и смекалку. Растения тоже дают обширное поле для наблюдений и получения разнообразного опыта. Мы учим детей нюхать и рассматривать цветы, развивая понятие о цвете. Листья можно сравнивать по форме и размеру, они отлично иллюстрируют смену времен года.
С детьми постарше вместе ухаживаем за растениями и животными. Очень полезно дать ребенку возможность посадить и вырастить цветок или дерево. Поняв на собственном опыте, сколько времени требуется на это, сколько терпения и труда, он вряд ли станет бездумно срывать цветы на клумбе или ломать ветки.
Одним из интересных, действенных способах природоохранной деятельности является посещение заповедников, если есть такая возможность. И нам в этом повезло. В 1990 году на территории нашего Ханкайского района был основан самый молодой в Приморье Ханкайский заповедник, который относится к уникальным водно-болотным территориям мира и вызывает огромный интерес среди специалистов – орнитологов и любителей природы во всем мире. Его площадь составляет 38000 га. На территории заповедника обитают многочисленные околоводные и водоплавающие птицы. Особо охраняются Японский и Даурский журавли, красноногий ибис, колпица, утка – мандаринка.
Обитателям флоры и фауны Ханкайского заповедника отведен большой зал в районном музеи. Ребята детского сада с большим удовольствием посещают мероприятия, проводимые в музеи, тем самым расширяют и закрепляют полученные знания о растительном и животном мире родного Ханкайского района. Ежегодно работаем над экологическими проектами, где представляем и защищаем свои работы перед педагогами ДОУ района, родителями. Представили такие проекты: «Защитите птиц зимой», «Зеленый мир», «Красная книга Приморья. Животные». Огромная, познавательная и увлекательная работа проведена по проекту «Красная книга Приморья. Животные».
Благодаря кропотливой работе и совместным усилиям педагогов, родителей и детей была изготовлена Красная книга Приморья. Собрана огромная коллекция игрушек – красно книжников, изготовили поделки, оригами красно книжных животных, оформили выставку рисунков. Прочитаны произведения Чарушина, Бианки, рассматривание альбомов «Малая Родина, навсегда», заповедники Приморского края, заучивания стихотворений о природе, зарисовки, беседы, викторины. Вся эта подготовка, весь этот прослушанный и рассмотренный материал дал возможность детям задуматься о сохранении этого прекрасного мира флоры и фауны, и не только сохранить его, но и постараться преумножить. Итогом защиты проекта стало изготовление настенного календаря на 2019 год.
Для расширения кругозора детей педагогами изготовлены и используются лэпбуки «Зимующие и перелетные птицы», «Круговорот воды в природе», «Защитим нашу планету», «Времена года».
Подводя итог можно сказать что природоохранная деятельность может быть очень разнообразной, занимательной, увлекательной. И очень много зависит от готовности и экологической образованности педагогов детского сада. Детям дошкольного возраста очень важен образец подражания, достойный пример, и в этом огромную роль может сыграть семья, как первоочередной источник формирования и закрепления всех навыков культурно – нравственного, экологического воспитания. Только доброжелательное, внимательное отношение взрослого, родителей, близких людей к приобретаемым ребенком понятиям, чувствам, их положительный пример и активное участие в культурных традициях, в природоохранной деятельности, придадут ребенку уверенность, чувство значимости и правильности совершаемых им действий. А значит закрепят и усилят его любовь к окружающему миру, его зарождающее стремление оберегать природу, родной край, человечество, планету Земля.
Эпилог
15 апреля во многих странах мира люди отмечают День экологических знаний. Прежде чем рассказывать детям об экологии, поговорите с ними о природе. В природе нет ненужных или лишних вещей, в природе все сбалансировано, здесь важно все: от гигантского Солнца на небосклоне, до маленького муравья в траве. А экология? Экология – наука, которая изучает законы природы.
И если каждый житель планеты Земля будет заботиться о доме, в котором он живет, то природа подарит нам свежий воздух, чистую воду в реках, озерах, морях, незабываемые встречи с прекрасным миром флоры и фауны.
И как сказал один мудрец: «Все в наших руках!».