Современные подходы и направления методической работы в дошкольной образовательной организации
Современные подходы и направления методической работы в дошкольной образовательной организации
Modern approaches and directions of the content of methodological work in a preschool educational organization
Автор: Юсупова Людмила Александровна
МКДОУ «Детский сад № 5», г. Еманжелинск, Челябинская область, Россия
e-mail: kolosok.douv5@mail.ru
Yusupova Lyudmila Aleksandrovna
Kindergarten № 5, Yemanzhelinsk, Chelyabinsk Region, Russia
e-mail: kolosok.douv5@mail.ru
Аннотация: В статье рассматриваются современные подходы и направления методической работы в дошкольной образовательной организации. Указаны основные причины, способствующие совершенствованию педагогического процесса.
Abstract: The article discusses modern approaches and directions of methodological work in a preschool educational organization. The main reasons contributing to the improvement of the pedagogical process are indicated.
Ключевые слова: Подходы, направления, методическая работа, дошкольная образовательная организация.
Keywords: Approaches, directions, methodological work, preschool educational organization.
Тематическая рубрика: дошкольное образование.
В современных условиях российского образования особое внимание уделяется поиску новых, нетрадиционных форм методической работы, что требует необходимости переосмысления основных направлений и подходов данной деятельности. Это продиктовано необходимостью активизации человеческого фактора в просвещении, развитию творческого потенциала воспитателей и всего педагогического коллектива в целом.
Методическая работа в ДОО является средством научного анализа и практического совершенствования педагогического процесса. Это связано с реформированием системы образования и её дошкольной ступени, в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «Об образовании в Российской Федерации». Основными причинами, способствующими этому процессу являются:
1) Роль методической работы значительно возрастает в связи с необходимостью рационально и оперативно совершенствовать качество содержания образования, посредством инноваций в программно-методическом обеспечении, в методиках воспитания и обучения детей дошкольного возраста; совершенствовать качество организации педагогической деятельности, используя более эффективные методы, приемы и формы работы с детьми.
2) Участие педагогов становится более актуальным в управлении познавательным процессом у детей дошкольного возраста, в совершенствовании образовательной среды, в организации образовательного процесса и реализации образовательных программ нового поколения, что предъявляет более высокие требования к повышению и развитию профессиональной компетентности педагога.
3) Проявление духовно-нравственного отношения к человеку как к высшей ценности, способствует посредством методической работы становлению нового стиля взаимоотношений всех субъектов образовательного процесса: реализация личностно-ориентированного воспитания и обучения, эмоциональная окрашенность педагогических отношений, оказание помощи педагогу, ребенку в их саморазвитии и т.д.
Субъектом методической работы в современных условиях в первую очередь является сам педагог, выступающий как самостоятельный творец своей профессиональной деятельности. Особое значение приобретает формирование у педагогов умения самостоятельно, проблемно подойти как к собственной деятельности, так и к деятельности коллег, всего педагогического коллектива. Для эффективного ведения методической работы необходимо соблюдать некоторые условия, среди которых:
- осуществление взаимосвязи и интеграции всех звеньев методической работы, форм, методов;
- систематичность, непрерывность в организации методической работы;
- оптимальное сочетание теоретических и практических форм;
- оценка эффективности педагогического труда по конечному результату, своевременное обеспечение педагогических кадров научно-педагогической и учебно-методической литературой.
Задача методической службы заключается в создании такой образовательной среды в ДОО, где полностью был бы реализован творческий потенциал отдельного педагога и педагогического коллектива в целом.
Подходы к организации методической работы в ДОО основаны на:
· системно-деятельном подходе: понимании целей и задач деятельности ДОУ, его статуса и условий, а также обеспечения целостности образовательного процесса в условиях использования вариативных программ и технологий с учетом влияния на него внешних и внутренних связей;
· личностно-ориентированном подходе: обеспечении более полного раскрытия возможностей и способностей каждого педагога и ребенка, коллектива в целом, направленности на развитие профессиональных и личностных качеств педагогов;
· дифференцированном подходе: учете уровня профессиональной компетенции индивидуальных образовательных запросов в построении системы методической работы в ДОУ;
· мотивационно-стимулирующем подходе: использовании различных стимулов, вызывающих интерес и мотивы деятельности;
· коррекционном подходе: своевременном устранении выявленных в ходе педагогического мониторинга недостатков и причин, их вызывающих [6, с. 12].
В современных условиях выделяют следующие основные направления содержания методической работы в ДОО:
1. Мировоззренческая и методологическая подготовка педагогов.
Данное направление предполагает формирование профессионально-педагогического мышления; развитие гуманистических, демократических, общечеловеческих ценностей на современном этапе развития нашего общества и ДОО; знание философско-методологических основ перестройки образования, новые функции и цели дошкольного учреждения, философия оптимального построения педагогического процесса;
2. Частнометодическая подготовка педагогов. Основанием считается взаимосвязь таких факторов как:
· повышение квалификации педагогов в области раздела программы или воспитательного процесса;
· овышение квалификации педагогов в сфере содержания своей деятельности, изучение новых образовательных программ и методик дошкольного образования;
· повышение квалификации педагогов в области методики преподавания раздела образовательной программы, по которой осуществляется воспитание и обучение дошкольников.
3. Дидактическая подготовка педагогов заключается в изучении современных дидактических концепций и идей, как теоретических, так и прикладных; изучение опыта педагогов-мастеров педагогического труда, педагогов-новаторов, создающих индивидуально-неповторимые и высокоэффективные дидактические системы.
4. Воспитательная подготовка педагогов. Главным содержанием этого направления являются вопросы воспитания на основе общечеловеческих ценностей.
5. Психолого-физиологическая подготовка педагогов. Знание конкретных особенностей психологического и физиологического развития воспитанников данного ДОО или конкретной группы; знания приобретают сами педагоги, опираясь на научную психологию и физиологию; знание психологии труда и личности педагога, закономерностей его профессионального и творческого роста, развитие педагогических коллективов; знания особенностей собственной профессии, деятельности и личности, собственного педагогического коллектива; знания приобретают сами педагоги в ходе образовательной и методической работы.
6. Этическая подготовка педагогов. Педагогам необходимо знать принципы педагогической этики. В ряде ДОО вырабатывают свои кодексы профессиональной этики, в которых формируются основные принципы взаимоотношений участников педагогического процесса, правила профессионального поведения педагога и воспитателя в общении с самыми различными лицами и коллективами.
7. Общекультурная подготовка педагогов. В ДОО следует создать условия для постоянного повышения общего культурного уровня педагога. Быть в курсе духовных достижений своего времени, ориентироваться в современной и классической литературе, театре, кинематографе, изобразительном искусстве, музыке, знать основные тенденции научно-технического прогресса и достижений в спорте – вопрос чести и профессионального престижа педагога.
8. Техническая подготовка педагогов Организация неформального технического всеобуча в ДОО с целью освоения педагогами ИКТ и другими техническими (видеотехники) и аудиовизуальными средствами.
Выбор содержания методической работы осуществляется на основе развития каждого из направлений подготовки педагогов, сближения, взаимопроникновения всех направлений.
Сложность и многообразие функций и задач методической работы в ДОО, разносторонний, постоянно обновляющийся характер ее содержания, а также конкретные особенности той или иной ДОО предполагают постоянное обогащение и повышение эффективности устоявшихся, традиционных и новых форм работы.
Список литературы:
1. Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 96 с.
2. Виноградова Н.А., Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы. – М.: Айрис-Пресс, 2008. – 192 с.
3. Дильдина Н.А. Методическая работа в дошкольной образовательной организации: учеб.-метод. пособие / Н.А. Дильдина. – Челябинск: Изд-во ЗАО «Библиотека А. Миллера», 2018. – 102 с.
4. Никишина И.В. Диагностическая и методическая работа в дошкольных образовательных учреждениях [Текст] / И.В.Никишина. – Волгоград: Учитель, 2009. – 156 с.
5. Поздняк Л.В. Управление дошкольным образованием: учеб. пособ. для студ. пед. вузов [Текст] / Л.В. Поздняк, Н.Н. Лященко. – М.: Изд. центр «Академия», 2000. – 432 с.