Специфика работы логопеда по формированию речи у детей 3-6 лет с аутизмом

Дата публикации: 2020-04-15 19:48:39
Статью разместил(а):
Криулина Людмила Васильевна

Специфика работы логопеда по формированию речи у детей 3-6 лет с аутизмом

Specifics of speech therapist's work on speech formation in children 3-6 years of age with autism

 

Автор: Криулина Людмила Васильевна

МОУ "Детский сад № 380", Волгоград, Россия

e-mail: Lyudmila.kriulina@mail.ru

Author: Kriulina Lyudmila Vasilyevna

Kindergarten No 380, Volgograd, Russia

e-mail: Lyudmila.kriulina@mail.ru

 

Аннотация: Занятия с детьми с аутизмом заметно отличаются от занятий с обычными дошкольниками не только объемом, но и содержанием материала, а также специфическими приемами проведения занятий.

Abstract: Classes with children with autism differ markedly from classes with ordinary preschoolers not only the volume, but also the content of the material, as well as specific techniques of classes.

Ключевые слова: Дети с аутизмом, формирование речи.

Keywords: Children with autism, speech formation.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

Прежде чем разработать систему занятий для детей с аутизмом, проводится их обследование и наблюдение за их поведением. Специфика работы логопеда состоит в том, что он – один из первых специалистов, к которому попадает ребенок 3-6 лет с аутизмом. Это самый тяжелый период, отягощенный максимумом поведенческих проблем: самоизоляцией, чрезмерной стереотипностью поведения, страхами, агрессией и самоагрессией. У детей нет опыта общения со сверстниками и взрослыми. Невозможность координировать и понимать поведение своего ребенка, отсутствие у него речи приводят родителей к специалистам: врачу-психиатру и логопеду.

Необходимо тщательно изучить каждого ребенка и подобрать адекватные методы педагогического воздействия с целью формирования речи.

Дети с аутизмом, как и обычные дошкольники, начинают познавать мир с помощью взрослого путем подражания. Но в отличие от обычных детей, которые стремятся с помощью сенсорных ощущений познакомиться с окружающими предметами, детей-аутистов следует побуждать, подталкивать к этим познаниям.

С этой целью была разработана система занятий по установлению контакта и обучению подражанию действиям и звукам, словам. Педагог или родитель может адаптировать данные занятия в соответствии с интересами и привязанностями определенного ребенка.

Задачи занятия:

- развивать понимание речи, умение подражать действиям, звукам, словам, слуховое внимание, выполнять простые инструкции;

- формировать ритм, пассивный и активный словарь;

- вырабатывать ротовой выдох, правильную воздушную струю;

- развивать мелкую и артикуляционную моторику.

Работа по формированию речи у детей с аутизмом начинается с развития умения подражать и обучения артикуляционным движениям.

Сначала формируется навык подражания движениям. До обучения речевым навыкам ребенок должен научиться повторять за взрослым простые движения в ответ на инструкции: «Делай так», «Повтори за мной».

Звуки и движения нужно выбирать индивидуально в соответствии с предпочтениями ребенка. Если имеются нарушения в строении речевого аппарата (некоторые из нах вторичны – вследствие многолетнего молчания), полезна артикуляционная гимнастика, позволяющая работать над подвижностью языка, речевым дыханием, развивать произвольный контроль за положением артикуляционного аппарата и т.д.

Артикуляционные упражнения должны быть доступными, не вызывать особых двигательных усилий: открыть рот, надуть щека, пощелкать языком, «поцеловать маму» и т.д.

Сначала ребенок должен повторять простые звуки, затем более сложные и их сочетания. Начинать обучать звукам нужно с произношения гласных, если в вокализациях ребенка имеются другие звуки, для отработки надо подключать и их. Когда ребенок научится произносить несколько звуков, их количество следует увеличить, используя звукосочетания, звукоподражания. Из отработанных звуков в дальнейшем формируют первые слова.

Главная задача – установление контроля над подражанием, что достигается при помощи правильного использования подкрепления. Если ребенок не повторяет звуки, лучше вернуться к этапу имитации движений, а затем еще раз попробовать вызвать звукоподражание.

Обучать звукоподражанию трудно вследствие того, что взрослый не может помочь ребенку выполнить инструкцию. Единственным инструментом обучение становится подкрепление, которое позволяет дошкольнику видеть, что он делает правильно, а что нет. Не всегда получается сразу научить ребенка подражать звукам. В этом случае необходимо вернуться к подражанию движениям и побуждать к произношению звуков. Но в занятия необходимо вносить что-то новое (задания остаются те же, но заменяются предметы, игрушки, картинки), чтобы не вырабатывать у ребенка стереотипий (повторения каких-либо движений, звуков). Срок обучения индивидуален.

Как бы ни была тяжела степень выраженности аутизма у ребенка, упорные систематические занятия с ним в результате дадут положительную динамику. Даже незначительные изменения в речи для дошкольников с РДА огромное достижение. Поэтому нужно запастись терпением, безграничной любовью к детям,  и все усилия будут оправданы.