Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Подвижная игра как средство приобщения детей к здоровому образу жизни

Дата публикации: 2020-04-21 12:41:57
Статью разместил(а):
Сахабиева Альфира Камилевна

Подвижная игра как средство приобщения детей к здоровому образу жизни

Mobile play as a means of incorporating children into a healthy lifestyle

 

Автор: Сахабиева Альфира Камилевна

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида  №14», г. Нижнекамск, Россия.

e-mail: a-sahabieva@mail.ru

Sakhabieva Alfira Kamilevna

Kindergarten No.14, Nizhnekamsk, Russia.

e-mail: a-sahabieva@mail.ru

 

Аннотация: В данной статье рассматривается система работы дошкольной организации по   формированию основ здорового образа жизни в игровой деятельности.

Abstract. This article discusses the system of work of a preschool organization to form the foundations of a healthy lifestyle in gaming

Ключевые слова: здоровый образ жизни, подвижная игра.

Keywords. healthy lifestyle, outdoor game.

Тематическая рубрика: Дошкольное воспитание.

 

На современном этапе пропаганде здорового образа жизни в дошкольных образовательных учреждениях уделяется пристальное внимание. Здоровый образ жизни – это совокупность мероприятий, которые направлены на профилактику заболеваний, сохранение и поддержание соматического здоровья, сохранение психического и социального благополучия.  На наш взгляд, приобщать детей к здоровому образу жизни с большей эффективностью можно с помощью подвижной игры. Для успешного формирования двигательных навыков и умений, развития физических качеств, мы объясняем детям значение подвижных игр, упражнений,  показываем технику выполнения игровых упражнений для развития и роста детского организма.   

Ребенок-дошкольник более восприимчив к игровому виду деятельности, получает от него наибольшее удовольствие, легче приобретает навыки. Ценность игр заключается в том, что приобретенные умения, качества, навыки повторяются и совершенствуются в новых, быстро изменяющихся условиях, которые предъявляют к детям другие требования. В процессе проведения подвижных игр у детей расширяется двигательный опыт, совершенствуются имеющиеся у них навыки в основных движениях; развивается ловкость, быстрота, выносливость; формируется самостоятельность, активность, положительные отношения со сверстниками, развиваются познавательные интересы.  

Дети младшего дошкольного возраста подражают в игре всему, что видят. Однако в подвижных играх малышей, прежде всего, находит отражение не общение со сверстниками, а отображение жизни взрослых или животных: они с удовольствием летают, как воробушки, взмахивают руками, как бабочка крылышками, и т. д. Стремление к одухотворению неживой природы объясняется желанием ребенка придать изображаемому в игре образу живой характер. Благодаря развитой способности к имитации большинство подвижных игр младших дошкольников носят сюжетный характер. На занятиях в младших группах   мы включаем детей  в игровую деятельность не сразу,  а  даем возможность понаблюдать за сверстниками, как они играют, выполняют движения.  Наблюдение длится недолго, дети вскоре увлеченно включаются в игру, сами предлагают свои варианты движений.

Дети среднего возраста проявляют активность и самостоятельность в организации игр, подбирают атрибуты к игре. Игры и упражнения  сначала мы даем в более простом варианте, затем усложняем. Постепенно наращиваем темп, дозировку. Ребенок  проявляет настойчивость, целеустремленность, неутомимость. А для детей старшего дошкольного возраста предлагаем  игры с усложнением правил, целей и движений. 

Для успешного решения задач по формированию основ здорового образа жизни в нашем физкультурном зале имеется все условия: картотека игр по формированию здорового образа жизни, дидактические игры, атрибуты к ним.  Дети с желанием играют в следующие дидактические и подвижные  игры: «Назови виды спорта», «Цепочка», «О правилах гигиены», где они  рассказывают, какие пособия, оборудование нужно для занятий     спортом,   показывают движением то, чем они занимаются, закрепляют знания о правилах гигиены. В игре «Стройся быстро!»  по команде педагога выполняют задания: построиться в шеренгу; построиться по росту; построиться через одного, мальчик-девочка; построиться сначала мальчики, потом девочки. В таких играх у детей развивается  ориентировка в пространстве, память, мышление.

При помощи подвижных игр знакомим и закрепляем знание детьми частей тела, прививаем правила гигиены и безопасности. Например, в игре «Части тела»,  дети называют части тела и  запоминают быстро стихотворение: 

Называем мы слова:

Лоб, затылок, голова,

Шея, плечи, пальцы, ногти,

Кулаки, ладошки, локти,

Нос, живот, колени, пятки,

Губы, бедра и лопатки.

Части тела изучаем,

Части тела называем. 

В умственном воспитании ребенка подвижная игра имеет огромное значение, так как дети учатся действовать в соответствии с правилами, овладевать пространственной терминологией, осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации и познавать окружающий мир. В своей практике широко используем дидактические игры на формирование основ здорового образа жизни, т.к. они дают большие возможности  воспитательного воздействия на детей дошкольного возраста.

Для закрепления строения тела человека предлагаем дидактическую игру «Собери макет человека», где дети из геометрических фигур складывают  человечка, путем их размещения в необходимой последовательности, в нужном месте. Для сравнения предлагаем шаблон фигуры человека. А в игре «Правда-неправда» закрепляем знания по теме «Здоровье», развиваем координацию. Дети  отвечают на вопросы условными знаками, например, хлопками, топаньем. (Например, «Правда ли, что дети не болеют?», «Правда ли, что взрослые не болеют?», «Правда ли, что зимой хорошо ходить без шапки?», «Правда ли, что полезно заниматься спортом?» и так далее).

Правильное, рациональное питание имеет большое значение в развитии ребенка. С целью обогащения  и расширения знаний детей о рациональном питании и его роли для здоровья человека предлагаем игры «Узнай на вкус», «Варим борщ», «Овощи и фрукты». Через игру дети   закрепляют знания о полезных и вредных   продуктах,  учатся определять и называть вкус продуктов, сравнивать их: соленый, кислый, сладкий, горький.  

Игра «Найди на ощупь» очень нравится детям, и используется как средство развития мышления, речи, воображения, памяти, расширения и закрепления представлений об окружающем мире. 

Наши воспитанники с удовольствием играют в такие игры, как  «Жмурки»,  «Вышибалы», «Перепрыгни ловко», где формируются их представления о роли зрения для человека, развития зрительной памяти. В играх «У дядюшки Трифона»,  «Запомни движение» развиваем  зрительно-моторную память, упражняем  в умении выполнять движения по образцу, запоминать и воспроизводить показанные движения, самим придумывать движения полезных привычек. Играя в игру  «Попади в ворота», дети выполняют точные броски, закрепляя навык правильного  дыхания в холодное время года.

Наши воспитанники умеют радоваться успехам товарищей, стойко переносить поражения, сочувствовать  товарищам по команде. Систематическая, организованная работа по формированию навыков здорового образа жизни способствует снижению заболеваемости. Но ни одна, даже самая лучшая, программа и методика не могут гарантировать полноценного результата, если ее задачи не решаются совместно с семьей. В течение года мы проводим  различные консультации, лектории, спортивные праздники, развлечения, недели здоровья, флешмобы, соревнования среди семей по популяризации активной двигательной деятельности и формированию ценностей здорового образа жизни. Родители всегда являются активными участниками всех мероприятий.   

Конечно, ни для кого не секрет, что чем раньше начать прививать азы здорового образа жизни у детей, тем лучше будет результат. Ведь как писал известный врач, ученый и писатель Н. М. Амосов  «Принцип здорового образа жизни, принцип оптимальных физических нагрузок человек должен усваивать как элементы культуры в худшем случае со школьной скамьи, в лучшем - еще раньше, в семье, в детском саду…». Помните об этом!

 

Список литературы:

  1. Степаненкова Э.Я. Сборник подвижных игр. 2-7 лет. М.: Мозаика - Синтез, 2014г.
  2. Маханева М. Д. Воспитание здорового ребенка - М.: Академия, 2000г. - 326 с.  

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN