Тимбилдинг, как технология формирования детского коллектива в старшем дошкольном возрасте
Тимбилдинг, как технология формирования детского коллектива в старшем дошкольном возрасте
Team building as a technology for the formation of a children's team in older preschool
Автор: Квашнина Татьяна Михайловна
МКДОУ «Детский сад № 5», г. Еманжелинск, Челябинская область, Россия.
e-mail: kolosok.douv5@mail.ru
Kvashnina Tatyana Mikhayiovna
Kindergarten № 5, Yemanzhelinsk, Chelyabinsk Region, Russia.
e-mail: kolosok.douv5@mail.ru
Аннотация: В статье рассматривается технология командообразования «Тимбилдинг», как одна из самых перспективных технологий, которая обеспечивает полноценное и поступательное развитие не только взрослого, но и детского коллектива.
Abstract: The teambuilding team building technology “Team Building” is considered as one of the most promising technologies that ensures the full and progressive development of not only an a dult, but also a children's team.
Ключевые слова: Тимбилдинг, командообразование, дошкольный возраст.
Keywords: Team Building, team building, preschool age.
Тематическая рубрика: дошкольное образование.
Дошкольное детство является сензитивным периодом для развития коммуникативной и эмоциональной сферы ребенка. Именно в этом возрасте зарождаются отношения с другими людьми. Дальнейшая судьба ребенка зависит именно от того, как сложатся отношения ребенка с другими деть в его первом в жизни коллективе- группе детского сада. Эту задачу подчеркивает ФГОС ДО в образовательной области «Социально- коммуникативное развитие», где говорится о необходимости:
· Развивать умение самостоятельно объединяться для совместных занятий;
· Способствовать формированию уважительного отношения и чувства принадлежности к сообществу детей;
· Развивать у детей интерес к общегрупповым событиям и т.д.
В последние годы умение работать в команде имеет большое значение практически во всех сферах деятельности нашего общества. Современному человеку все чаще приходится работать в «команде», брать на себя ответственность за решение общих проблем и отвечать за результат совместной деятельности. Так успешность каждого человека во многом связана с умением общаться и понимать других людей. В настоящее время командообразование считается одной из самых перспективных технологий, которая обеспечивает полноценное и поступательное развитие не только взрослого, но и детского коллектива. Что же такое «детский коллектив»? Это группа детей, в которой создается система высоконравственных и эстетически воспитывающих общественных отношений, деятельности и общения, способствующая формированию личности и развитию индивидуальности каждого ее члена.
Формирование позитивного психологического климата детского коллектива - это одна из задач педагога. А командообразующая деятельность является одним из способов достижения поставленной задачи.
В своей профессиональной педагогической деятельности мы отметили, что многие дети при проведении спортивных, подвижных игр не умеют работать в команде, договариваться, соблюдать правила при выполнении различных заданий, неточно воспринимают предложенную инструкцию. Так возникла идея применения элементов тимбилдинга в физкультурно- оздоровительной работе нашего дошкольного учреждения.
Что такое детский тимбилдинг? Авторы книги «Я, ты, мы: Социально-эмоциональное развитие детей от 3 до 6 лет» Князева О.Л., Стеркина Р.Б. считают, что это целенаправленные задания, которые в игровой форме призваны сплотить детский коллектив, научить ребят разговаривать и договариваться между собой, дружить и поддерживать друг друга, обучить взаимопомощи и взаимовыручке. Можно сказать, что это инструмент, который укрепляет всю команду. Римашевская Л.С советует в начале работы с детьми для формирования чувство коллективного «мы» дать установку, что «мы» (педагоги и дети) – все друзья, а друзья друг друга не обижают, а защищают, во всем помогают, делятся друг с другом.
Существует условная классификация технологии «тимбилдинг»:
· Логико-психологический – направлен на развитие интеллектуальной активности;
· Творческий тимбилдинг развивает эмоциональную активность участников;
· Спортивный тимбилдинг осуществляет развитие физической активности участников.
Применяя данную технологию мы учитываем, что проводится тимбилдинг в развлекательной форме, используя какой - нибудь яркий сюжет. После окончания каждой игры с детьми стоит обсудить, что каждый из них сделал для достижения цели. Пусть дети сами разбираются в сути заданий, не нужно превращать игровой формат в лекционный. Кроме этого провести тимбилдинг можно не только в помещении, но и на природе. Сюжетов и форм проведения данной технологии очень много. При этом дети могут внести свои предложения для достижения поставленной цели. Для того, чтобы группа дошкольников стала развивающимся, позитивно направленным детским коллективом, отношения в котором основываются на доброжелательном отношении друг к другу, в нашем дошкольном учреждении мы используем такие командные игры:
«Гусеница», «Круг», «Попади в цель», «Головомяч», «Мост», «Ковёр-самолет», «Твистер», «Дружные ладолшки», «Перекати-поле», «Шаробол», «Лабиринт».
Очень важным моментом формирования детского коллектива является анализ его развития. Анализируя коллективы детей старших дошкольных групп, приходим к выводу, что дети используют доброжелательный тон при проведении командных игр, оказывают друг другу помощь и поддержку без указания и напоминания взрослыми, умеют работать в команде. Таким образом, чтобы группа дошкольников стала развивающимся, позитивно направленным детским коллективом, отношения в котором основываются на доброжелательном отношении друг к другу, необходимы командные игры. Именно командные игры помогут сплотить детский коллектив и сделать его «командой мечты».
Список литературы:
1. Голицина Н.С. Перспективное планирование в детском саду. Подготовительная к школе группа. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2011.
2. Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Я, ты, мы: Социально-эмоциональное развитие детей от 3 до 6 лет. – М.: Просвещение, 2005.
3. Римашевская Л.С. Технология развития навыков сотрудничества у старших дошкольников. – М., Центр педагогического образования, 2007.
4. Формирование нравственного здоровья дошкольников: Занятия, игры, упражнения / Под ред. Л.В. Кузнецовой, М.А. Панфиловой.
5. Шорыгина Т.А. Беседы о хорошем и плохом поведении./ – М.: ТЦ Сфера, 2008.