Игра как эффективное средство адаптации ребенка к условиям детского сада
Игра как эффективное средство адаптации ребенка к условиям детского сада
Play as an effective means of child adaptation to kindergarten conditions
Автор: Кирова Наталья Викторовна
МБДОУ «Детский сад № 2», г. Королёв, Россия
e-mail: natalya.kirova75@mail.ru
Kirova Natalia Viktorovna
Kindergarten № 2, Korolev, Russia
e-mail: natalya.kirova75@mail.ru
Аннотация: Дошкольное детство - время первоначального становления личности. Специфика дошкольного возраста такова, что развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности.
Abstract: Preschool childhood is the time of initial formation of personality. The specifics of preschool age are such that the child's development is carried out in the game, not in educational activities.
Ключевые слова: адаптация ребёнка, детский сад.
Keywords: child adaptation, kindergarten.
Тематическая рубрика: Дошкольное образование.
В условиях семьи ребенок с первых дней жизни привыкает к определенному режиму, способу вскармливания, к микроклимату семейных отношений и установленным способам общения с ним. Постепенно у ребенка вырабатываются привычки и навыки, строится свой стиль поведения. Резкое изменение в жизни ребенка, например, переход в дошкольную образовательную организацию, приводит к серьезным нарушениям его поведения и развитию отрицательных реакций. У ребенка могут измениться сложившиеся привычки, перестраивается режим сна и кормления, приемы общения со взрослыми. Процесс приспособления к новым условиям, т.е. адаптация, не всегда и не у всех детей протекает легко и быстро.
Различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода: легкая адаптация, средней тяжести и тяжелая адаптация.
Основными показателями полноценной адаптации являются активное проявление любознательности ко всему окружающему, возникновение привязанности к педагогу, желание играть со сверстниками, что свидетельствует об эмоциональном благополучии ребенка.
Игровой замысел - это общее определение того, во что и как будут играть дети. Сюжет или содержание - это то, что составляет ее живую ткань, определяет развитие, многообразие и взаимосвязь игровых действий, взаимоотношений детей; то, что делает игру привлекательной и побуждает интерес и желание играть. Роль - это центр игры, которую выполняет ребенок. По тому значению, которое принадлежит роли в процессе игры, многие из игр получили название ролевых или сюжетно - ролевых. Роль всегда соотнесена с человеком или животным, его воображаемыми поступками, действиями, отношениями. Ребенок, входя в образ, становится тем, кому подражает, т.е. играет определенную роль. Но дошкольник не просто разыгрывает эту роль, он живет в образе и верит в его правдивость.
Правила в процессе игры дети устанавливают сами (в некоторых играх - взрослый) тем самым определяют и регулируют поведение и взаимоотношениях играющих. Они придают играм организованность, устойчивость, закрепляют их содержание и определяют дальнейшее развитие, усложнение отношений и взаимоотношений. Вместе с тем правила помогают робким, застенчивым ребятам быть активными участниками игры. Все эти структурные элементы игры являются более или менее типичными, но они имеют разное значение и по-разному соотносятся в разных видах игр.
Будучи увлекательным занятием для дошкольников, игра вместе с тем является важнейшим средством их воспитания и развития, но это происходит тогда, когда она включается в организованный и целенаправленный педагогический процесс. Развитие и становление игры в значительной степени происходит именно при использовании ее как средства воспитания. Игры вырабатывают у детей понимание общности некоторых проблем, а совместное их решение в процессе игры помогает лучше усваивать социальные нормы и роли, соответствующие их полу и социальному статусу. Игра не только помогает овладевать навыками социального общения и усвоить нормы поведения, но и имеет важное значение для эмоционального развития детей. В игре дети воспроизводят реальные ситуации, используя знакомые средства для решения своих специфических проблем.
Одним из главных условий полноценного развития личности ребенка является его эмоциональное благополучие, которое в условиях детского сада во многом зависит от способности воспитателя создать в группе благоприятный социально-психологический климат. Кроме того, микроклимат в группе является одним из важнейших факторов благополучного протекания адаптационного периода, особенно у детей раннего возраста.
В группах детей раннего возраста создание благоприятного микроклимата складывается из налаживания взаимодействия между ребенком и воспитателем, налаживания общения и доброжелательных взаимоотношений между детьми.
Для этого воспитателю необходимо установить доверительные отношения и эмоционально их поддерживать, организовать сотрудничество (совместную деятельность взрослого и ребенка), а при возникновении конфликтных ситуаций применять позитивные способы их разрешения.
Правильная организация в адаптационный период игровой деятельности, направленной на формирование эмоциональных контактов «ребенок - взрослый» и «ребенок - ребенок», обязательно включает в себя различные игры и упражнения. Основная задача игр в период адаптации - формирование эмоционального контакта, доверия детей к взрослому.
Преимущества игры перед другими средствами:
- позволяет маленькому ребенку ощутить себя всемогущим;
- помогает не испытывать разочарования от того, что он мал и беспомощен, что должен исполнять чужие распоряжения;
- помогает познать окружающий мир, развить самоуважение, достичь успеха в собственных глазах;
- развивает искусство общения;
- помогает управлять своими чувствами;
- дает возможность переживать массу эмоций.
Существует множество различных классификаций игр по различным основаниям. Несмотря на многообразие авторских классификаций, в них просматриваются общие, объединяющие черты.
Обычно дети живо откликаются на эмоциональные игры, в которых инициативу берет в свои руки взрослый. Это можно объяснить тем, что такие игры часто знакомы детям, просты в исполнении и любимы детьми. Цель эмоциональных игр - это не развитие и обучение ребенка, а эмоциональное общение, налаживание контакта между ребенком и взрослым.
Игры с использованием игрушек могут помочь в установлении эмоционально-тактильного контакта педагога с малышом, через который создается положительное эмоциональное отношение к игрушкам и действиям с ними. Пробуждая эмоциональное отношение к игрушкам, можно активизировать ориентировку детей в предметном мире, близком их потребностям и жизненному опыту. Опосредованное игрушкой общение взрослого с ребенком постепенно становится двусторонним и в дальнейшем все более активным со стороны ребенка.
Общение детей друг с другом в раннем возрасте имеет форму эмоционально-практического воздействия, характерными особенностями которого являются непосредственность, отсутствие предметного содержания, зеркальное отражение действий и движений партнера. При этом решающую роль в организации взаимодействия между детьми играют взрослые.
Обучение взаимодействию в играх предполагает организацию совместной игры детей от простейших парных взаимодействий до взаимодействий в рамках общего сюжета. Это позволяет ориентировать ребенка на сверстника, будущего партнера в ролевой игре, способствует вхождению в роль, учит вести диалог. Изучение развития детей показывает, что в игре эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются все психические процессы.
Подводя итоги, отмечу, что для успешной адаптации ребенка к детской образовательной организации, воспитателю необходимо установить эмоциональный контакт с каждым ребенком. Такой контакт легко наладить на основе совместных действий, сопровождаемых положительными эмоциями - улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому ребёнку. Среди методов, используемых для коррекции трудностей адаптации, игра является наиболее адекватным. Игра имеет огромное значение для формирования дружного детского коллектива, для формирования самостоятельности, для ориентировки в новой предметно-развивающей среде. А также игры способствуют снятию эмоционального напряжения, снижению чувства страха, формированию выдержки, терпимому отношению к физическому контакту с другими людьми, развитию уверенности в себе.