Расширение образовательного пространства детей с ОВЗ посредством технического творчества
Расширение образовательного пространства детей с ОВЗ посредством технического творчества
Expanding the educational space of children with disabilities through technical creativity
Автор: Макаренко Елена Викторовна
МБДОУ № 77, г. Сургут, Россия
e-mail: 41742@mail.ru
Makarenko Elena Viktorovna
Kindergarten № 77, Surgut, Russia.
e-mail: 41742@mail.ru
Аннотация: В статье рассматривается вопрос образовательного потенциала дополнительного образования для детей с ОВЗ, а также раскрываются принципы адаптации дополнительных общеразвивающих программ технической направленности для детей с ТНР дошкольного возраста.
Abstract: the article considers the educational potential of additional education for children with disabilities and also the principles of adaptation of additional general developmental programs of a technical orientation for children with disabilities of preschool age are disclosed.
Ключевые слова: адаптация дополнительных программ, дополнительное образование, социализация детей с ОВЗ.
Keywords: adaptation of additional programs, additional education, socialization of children with disabilities.
Тематическая рубрика: Дошкольное образование.
Дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья (далее дети с ОВЗ) являются одной из наиболее уязвимых категорий детей с точки зрения их социальной успешности и личностного развития.
Социализация и обеспечение реализации прав детей с ОВЗ на участие в программах дополнительного образования на сегодняшний день является одной из важнейших задач государственной образовательной политики.
Такой разворот инклюзивной практики в сторону дополнительного образования понятен и объясняется тем, что дополнительное образование имеет для детей с ОВЗ огромный потенциал, так как расширение образовательных возможностей лиц этой категории, является наиболее эффективным фактором их социализации в обществе. Получение детьми с ОВЗ дополнительного образования:
· способствует реализации их образовательных потребностей детей,
· помогает в более легкой адаптации к разным условиям,
· помогает получить общественную поддержку их творческих способностей,
· развивает жизненные и социальные компетенции.
· повышает социальный статус,
· приучает к активной жизненной позиции помогает самостоятельно решать проблемы, затрагивающие их интересы.
· дает возможность делать свои первые социальные пробы.
Каждое занятие в детско-взрослом сообществе для детей с ОВЗ рассматривается как событие, так как в дополнительном образовании преобладают гуманистические подходы.
В основу современной методологии и положений о роли дополнительного образования в социальной адаптации детей с ОВЗ составляет культурно-историческая теория Л.С. Выготского, в которой говорится, что несмотря на особенности личностного развития детей с ОВЗ, становление у них качеств, значимых для вхождения в общество как равноправных участников общественных взаимоотношений, происходит по тем же закономерностям и в последовательности, что и у их сверстников с нормативным развитием. А процесс социальной адаптации детей с ОВЗ в системе дополнительного образования зависит не столько от выраженности имеющихся нарушений развития, сколько от наличия специальных образовательных условий; учитывающих компенсаторные возможности организма.
Поэтому адаптация программ дополнительного образования для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья – это закономерный этап развития системы дополнительного образования. Содержание адаптированных дополнительных образовательных программ должно способствовать преодолению присущих детям с ОВЗ одних нарушений развития, либо ослаблению других, благодаря чему более эффективно происходит процесс социальной адаптации. Особенно актуально это в дошкольном возрасте, ведь чем раньше начинается осуществление психокоррекционных мероприятий, тем выше их результаты
Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем обучающимся с ОВЗ:
- во-первых, необходимость использования специальных методов, приёмов и средств обучения, учитывающих особые образовательные потребности (обеспечение «обходных путей» в обучении);
- во-вторых, это индивидуализация обучения (требуется в большей степени, чем для ребенка без ОВЗ);
- в-третьих, обеспечение особой пространственной организации образовательной среды.
К основным требованиям адаптации дополнительных общеразвивающих программ относится: сочетание образовательных, коррекционно-развивающих, психотерапевтических и лечебно-оздоровительных технологий соответствие цели, задач, содержания, соответствующие запросам общества, государства, требованиям норм морали, традициям обязательный учет возможностей, интересов, обучающихся.
Создание эмоционально-личностного взаимодействия, направленного на формирование оптимистической установки;
Исходя из этого, целью адаптации программы дополнительного образования является раскрытие творческого потенциала личности в детско-взрослом сообществе, формирование жизненных и социальных компетенций.
Задачи адаптации программы связаны с решением проблем:
- помощь детям с ограниченными возможностями здоровья в оценке их личностных характеристик, формировании адекватного представления о социальных ограничениях и возможностях их преодоления;
- организация индивидуального маршрута в детско-взрослых сообществах по программам дополнительного образования, ориентированным на интересы и возможности ребёнка;
- развитие клубных форм обучения и взаимодействия со сверстниками;
- помощь детям и родителям в преодолении стереотипов мышления о непреодолимости ограничений, накладываемых заболеванием;
- выявление творческого потенциала обучающихся с ОВЗ, путём включения в разнообразные виды деятельности совместно со здоровыми детьми (экскурсии, посещение зрелищных мероприятий, викторины, тренинги, беседы);
- оказание психологической помощи детям, их родителям в развитии навыков общения направленных на выход из пассивного социального состояния.
Необходимо включать детей с ОВЗ не в пассивно- созерцательные виды досуга, а в активные формы деятельности, которые бы расширяли их социальную включенность в решение актуальных и перспективных проблем. Одним из перспективных направлений в дополнительном образовании нашего детского сада для детей с ОВЗ мы видим развитие технического творчества.
О полезности данного вида деятельности для детей всех категорий можно говорить очень много. Опыт, получаемый, ребенком в ходе конструирования способствует формированию умения учиться, добиваться результата, получать новые знания об окружающем мире, закладывает первые предпосылки учебной деятельности, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения. В первую очередь данный вид деятельности направлен на развитие следующих процессов:
- «Познавательное развитие»: формирование пространственного мышления, творческого воображения, внимания, целенаправленности, принятие самостоятельных решений, творческой проектной деятельности индивидуального и группового характера.
- «Социально-коммуникативное развитие»: развитие общения и взаимодействия ребенка со сверстниками, желания самостоятельно объединяться для совместной деятельности, умение слушать собеседника, отстаивать свое мнение.
- «Художественно-эстетическое развитие»: развитие интереса к конструктивной деятельности, знакомство с различными видами конструкторов, умения работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, развитие эстетических чувств, художественного восприятия, образных представлений, воображения, творческих способностей,
- «Речевое развитие»: активизация активного и пассивного словаря, выстраивания монологической и диалогической речи.
- «Физическое развитие»: развитие мускулатуры рук и костной системы, мелкой моторики движений, координации рук и глаз.
Так как значительную часть контингента воспитанников нашего детского сада составляют дети с ТНР, то при выборе направления дополнительного образования учитывались индивидуальные особенности детей данной категории.
К особенностям детей с ТНР относится то, что помимо системных нарушений речи, для них характерен низкий уровень развития наглядно-образного мышления, операций анализа, синтеза, сравнения, оптико-пространственных и временных представлений. У значительной части детей наблюдается двигательная недостаточность, моторная неловкость, недоразвитие мелкой моторики рук, слабая координация пальцев и трудности в овладении графо- моторными навыками. Наибольшие трудности возникают при выполнении действий по словесной инструкции, особенно многоступенчатой. Дети, в отличие от сверстников, не имеющих отклонений в развитии, затрудняются в точном воспроизведении задания по пространственно-временным понятиям, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части.
Занятия по программам технической направленности способствуют развитию эмоциональной и познавательной сферы, позволяют достичь устойчивых положительных результатов в коррекции проблем познавательного, речевого, физического и социально- коммуникативного характера. Схема или чертеж, по которому изготавливаются модели, не что иное, как пошаговый алгоритм, который подготавливает почву для последующего овладения многоступенчатой инструкцией.
Таким образом дополнительное образование имеет для детей с ОВЗ огромный потенциал, так как расширение образовательных возможностей лиц этой категории, является наиболее эффективным фактором их социализации в обществе. Самое главное помнить, что дети с ОВЗ это не только дети с ограниченными возможностями здоровья, но и в первую очередь дети, нуждающиеся в особой всеобщей заботе.
Список литературы:
1. Голованов В.П. Инклюзивный потенциал современного дополнительного образования детей / В.П. Голованов // Дополнительное образование и воспитание. – 2015. – №1. – С. 3-7.
2. Екжанова Е.А. Основы интегрированного обучения: пособие для вузов / Е.А. Екжанова, Е.В. Резникова. – М. : Дрофа, 2008.