Развитие творческих способностей дошкольника через приобщение к истокам народного творчества
Развитие творческих способностей дошкольника через приобщение к истокам народного творчества
Development of creative abilities of a preschooler through the roots of folk art
Автор: Жукова Каролина Вячеславовна
музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад № 118», г. Чебоксары, Россия
e-mail: karolina.zhukova.78@mail.ru
Zhukova Karolina Vyacheslavovna
music Director Kindergarten № 118, Cheboksary, Russia
Дошкольный возраст является важнейшим этапом в развитии личности ребенка, приобщении его к миру культуры и искусства, общечеловеческих ценностей. Общество заинтересовано в том, чтобы воспитывающиеся в нем люди могли активно и целенаправленно преобразовывать действительность, познавая ее законы, находя новые формы удовлетворения своих изменяющихся потребностей, глубже проникая в сущность своего бытия и бытия мира.
К проблеме возможностей народной культуры как живого источника педагогической мудрости обращались многие ученые и педагоги, изучая всесторонне его потенциал. В. А. Сухомлинский рассматривал народную культуру, как средство нравственного воспитания, формирования мировоззрения и развития фантазии ребенка. По мнению Е. И. Тихеевой, только при приобщении ребенка к народной культуре происходит развитие речи и образного мышления. Н. П. Сакулина, Е. А. Флерина видят в ней источник создания художественного образа в рисовании, активизации процесса детского творчества. Возможности народной культуры, как средства творческого развития ребенка, формирования представлений у детей о народном искусстве раскрыли О. Л. Князева, Т. С. Комарова, М. Д. Маханева, А. П. Усова и др.
Народная культура – предмет, который человек должен постигать на протяжении всей жизни – с первых шагов. Чем раньше мы начинаем вводить детей в мир народной культуры, тем лучших результатов добиваемся.
Народное творчество можно рассматривать, как средство всестороннего развития ребенка-дошкольника, в целом, как средство развития творческих способностей детей, как средство патриотического воспитания, в частности.
В работе по приобщению дошкольников к истокам народной культуры необходимо придерживаться следующих принципов:
1. Работа по приобщению детей к народной культуре должна проводиться системно, по всем направлениям, с включением всех участников педагогического процесса в ДОУ, родителей, и установлением внешних связей.
2. Работа должна строиться в соответствии с народным календарем, в котором учитываются все циклы жизнедеятельности человека, праздники.
3. Учет возрастных особенностей при отборе содержания, задач обучения и воспитания.
4. Обеспечение эмоционально-психологического комфорта и уважения к личности ребенка.
Наше МБДОУ «Детский сад № 118» г. Чебоксары общеразвивающего вида. Основное направление работы - воспитание здорового ребенка через использование современных оздоровительных технологий. Мы работаем по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. В целях реализации национально-регионального компонента используем Программу воспитания ребенка – дошкольника Л.В. Кузнецовой. Согласно федеральному образовательному стандарту дошкольного образования составлена основная общеобразовательная программа детского сада, рабочие учебные программы по всем образовательным областям с учетом принципа интеграции образовательного процесса и комплексно - тематического планирования.
Вопрос развития творческих способностей детей через приобщение к истокам народного творчества решается во всех образовательных областях: на НОД «Познавательное развитие» дети узнают о культуре, быте, особенностях того или иного народа, о Республике, о городе и другое. На организованной образовательной деятельности по художественно-творческой деятельности рисуют узоры национальной вышивки, орнамент, лепят народные игрушки, создают композиции из элементов вышивки. На физической культуре играют в народные игры, а на развитии речи учат малые фольклорные произведения, прибаутки, потешки, читают сказки. На занятии по «Музыкально-художественной деятельности» изучаем народные песни и танцы, происходит знакомство с русскими и чувашскими народными инструментами и др. Конечно же, репертуар стараемся брать согласно реализуемой программе и организуем праздники и развлечения согласно примерному перечню. Об этом я рассказывать не буду, я остановлюсь на опыте работы по приобщению дошкольников к истокам народного творчества нашего ДОУ.
Одним из условий успешного решения данных задач является создание предметно-развивающей среды, на основе которой в последствии происходит развитие творческих способностей детей. С этой целью в ДОУ создан мини-музей «Чувашская изба», где сосредоточены предметы быта чувашского народа, утварь, элементы народных костюмов, полотенца с вышивкой, домашняя утварь, люлька и др. Расположение мини - музея рядом с музыкальным залом позволяет нам организовывать тематические беседы, экскурсии, чтобы наглядно увидеть особенности национального быта чувашского народа. В каждой группе имеются уголки национальной культуры. В них размещены: символики русского и чувашского народов, куклы в национальной одежде, дидактические игры по данной теме.
Активно используем в работе проектную деятельность. Разработаны и реализованы на практике проект «Маленькие жемчужины», «Родничок», «Патриоты России», «Маленькие соловушки», «Чувашские народные инструменты» и другое. Данный метод позволяет получить конкретные результаты, развивать не только познавательные и творческие способности у детей, но и заинтересовать темой народного творчества родителей, микросоциум.
Применение информационно-коммуникативных технологий на музыкальных занятиях позволяет повысить познавательный интерес детей к народному искусству. Мы используем познавательные ролики «Календарные песни», «Стихи по временам года», «Рождественские колядки», «Русский сувенир», «Наше лето», «Матрешка» и др.
Ярким методом развития интереса к народной культуре русского и чувашского народа является проведение совместных с родителями или с социальными институтами микрорайона праздников, развлечений. Стало традицией проводить «Посиделки», спортивные состязания «Игры на земле Улыпа». Ежегодно в неделю чувашской культуры проводим фестиваль дружбы «Между Волгой и Уралом», на котором стараемся показать особенности культуры не только чувашского и русского народа, но и наших соседей - марийцев, татар, башкиров и др.
В День танца, 29 апреля каждый год проводим совместные праздники с ДОУ 26, 36, 118.
Участвуем в конкурсах и фестивалях:
- районный праздник «Весенние встречи»,
- городской фестиваль фольклорных коллективов «Чувашский подснежник»;
- городской конкурс «Дружат дети всей Земли»;
- российский конкурс «Педагог-профессионал;
- республиканский конкурс на Грант Президента ЧР.
Активно участвуя в праздничных действиях, проживая их эмоционально, дошкольники приобщаются к истокам культуры разных народов России. В праздничных обрядах активно задействованы художественное слово, предметы быта русского и чувашского народа, музыка; воспитывается уважительное отношение к культуре разных народов. Всё это становится неиссякаемым источником нравственного и познавательного развития ребёнка. Здесь в качестве основных средств воспитания используются все компоненты народной культуры: фольклор, песня, сказка, пословицы, поговорки, художественные промыслы.
Т.о. целенаправленная работа по развитию творческих способностей детей через приобщение к истокам народного творчества позволит сформировать:
- интерес к особенностям музыкальной культуры разных народов России;
- умение выразительно исполнять танцевальные движения, характерные для народов Поволжья;
- знания особенностей русских и чувашских народных песен и плясок;
- умение играть на русских и чувашских народных музыкальных инструментах, знать и называть их и др.
Список используемой литературы:
1. Федеральные государственные требования.
2. "Русский дом" Самара 2011г (Методическое пособие по приобщению детей к народному творчеству).
3. Подвижные народные игры с песнями в детском саду. Составитель Н.Н. Доломанова "Творческий центр" Москва 2002г.
4. Зацепина М.Б. Антонова Т.В «Народные праздники в детском саду». Методическое пособие для педагогов и музыкальных руководителей под ред. Т.С.Комаровой.-М.; Мозаика-Синтез.
5. Музыкальная палитра // журнал.
6. Праздники на земле Улыпа. Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений. Под редакцией Р.Б. Кузьминой, Чебоксары 2006 г.
7. Чаваш музыки ача саденче. Хрестоматия. Чувашское книжное издательство, 1995 г.