Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Использование средств музея в эстетическом развитии детей старшего дошкольного возраста

Дата публикации: 2020-08-05 19:15:23
Статью разместил(а):
Лысенко Людмила Анатольевна

Использование  средств музея в эстетическом развитии детей старшего дошкольного возраста

The use of museum funds in the aesthetic development of preschool children

 

Автор: Лысенко Людмила Анатольевна

МКДОУ «Детский сад № 5», г. Еманжелинск, Челябинская область, Россия

e-mail: kolosok.douv5@mail.ru 

Lysenko Lyudmila Anatolyevna

Kindergarten № 5, Yemanzhelinsk, Chelyabinsk Region, Russia

e-mail: kolosok.douv5@mail.ru

 

Аннотация: В статье рассматриваются возможности эстетического развития детей старшего дошкольного возраста средствами музея. Кратко охарактеризованы формы работы, применяемые в образовательной деятельности музеев.  Отмечается  эффективность средств музея в эстетическом развитии дошкольников.

Abstract: The article discusses the possibilities of aesthetic development of older preschool children through the museum. The forms of work used in the educational activities of museums are briefly described. The effectiveness of the museum in the aesthetic development of preschoolers is noted.

Ключевые слова: музей, эстетическое развитие, дошкольный возраст.

Keywords: museum, aesthetic development, preschool age.

Тематическая рубрика: дошкольное образование.

 

В настоящее время возросло внимание к проблемам эстетического воспитания детей дошкольного возраста как к важнейшему средству формирования отношения к действительности, нравственного и умственного воспитания, формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. Глубокие эстетические чувства, способность воспринимать прекрасное в окружающей действительности и в искусстве – важное условие в жизни человека.

Эстетическое развитие дошкольника часто формируется под влиянием случайных информационных ресурсов и свободного, не организованного просмотра телепередач. В связи с этим эстетическое развитие должно быть непрерывным, социально контролируемым, органическим процессом «вхождения» ребёнка в социум. Нельзя растить полноценного человека без воспитания в нём чувства прекрасного. В этих словах выражена мысль о нерасторжимости нравственного и эстетического воспитания, о связи между эстетическими идеалами и пониманием красоты как меры всех вещей.

Важность эстетического образования дошкольников подтверждается Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, определяющим одним из направлений развития и образования детей «Художественно-эстетическое развитие». Задачи образовательной области решаются путём посещения краеведческих музеев и картинных галерей, организации экскурсий в природоведческие музеи, ботанические сады, музеи искусств, посещения тематических выставок в музеях, посещения домов-музеев известных писателей, посещения мастер-классов проводимых в музее.

Дошкольный возраст является важным этапом развития и воспитания детей, периодом, когда происходит приобщение ребёнка к познанию мира, формированию собственной картины мира. Особую значимость в Российском образовании представляет музейная педагогика, которая расширяет пространство влияния музея на образовательный потенциал детей дошкольного возраста. Приобщая детей к отечественным и мировым художественным ценностям средствами музея, педагоги дошкольной образовательной организации строят свою работу на основе специальных программ эстетико-искусствоведческой направленности, эффективно внедряемых в образовательный процесс. Так же учитываются и возрастные особенности детей. Особую актуальность в период дошкольного возраста приобретает осознание детьми чувства прекрасного.

Для современного Российского образования особенно актуальны идеи формирования единого образовательного пространства, опирающегося на потенциал музеев и музейной педагогики. Педагоги понимают уникальность музейной педагогики как метода и средства воздействия на личность ребёнка, который повысит её образовательный уровень и раскроет творческий потенциал. На современном этапе развития дошкольного образования вхождение музейной педагогики в образовательный процесс очень перспективно, так как организация совместной деятельности детей и взрослых в рамках музейной педагогики – эффективный способ развития личности в период дошкольного детства.

Сегодня возникают новые тенденции мотивации и поведения в сфере культуры. Современные музеи ориентируются на интерактивное взаимодействие с посетителями, активнее используют информационно-коммуникационные технологии, создают сайты, видеоэкскурсии, проводят мастер-классы, создают новые формы образовательного процесса, такие формы работы очень нравятся детям. Современными отечественными исследователями музейной педагогики является Б.А. Столяров, М.Ю. Юхневич, посвятившие данной проблеме ряд научных работ. Так же в современном дошкольном образовании в работе с детьми используются комплексные и парциальные образовательные программы с использованием образовательного пространства музеев, например: Н.В. Бутенко, Л.Ю. Яковлева «Сказка в живописи» с целью изучения произведений иллюстратора И.Я. Билибина по сказкам; Б.А. Столяров «Мы входим в мир прекрасного» с целью создания условий для формирования начального опыта музейной культуры и приобщения дошкольников к отечественным и мировым художественным ценностям.

Современный музей активно участвует в образовательном процессе, решая образовательные, воспитательные и развивающие задачи, направленные на эстетическое развитие личности ребёнка. Музейные экспонаты несут социальный, эстетический, культурный опыт, приобщая ребёнка к окружающему миру и культуре, обогащая впечатления детей от взаимодействия с новыми, незнакомыми предметами, расширяя представления и кругозор детей, способствующий формированию их собственной картины мира. Работа с музейными предметами формирует понимание красоты природы, искусства, образов, явлений у детей через развитие восприятия, опыта «насмотренности», собственно творческой деятельности.

В процессе рассматривания и исследования музейных экспонатов у дошкольников развивается наблюдательность, умение сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, предполагать, соотносить новую информацию с уже известными фактами, что побуждает к активному ценностно-эстетическому отношению ребёнка к окружающему миру. По средствам музея у детей формируется интерес к своему народу, культуре, искусству, традициям, фольклору, быту и т.д. Детей можно познакомить с Златоустовской гравюрой, Каслинским литьём, камнерезным искусством Южного Урала, глиняной игрушкой и т.д. Рассматривание экспонатов музея вызовет у детей больше эмоций и останется в памяти надолго в отличие от рассматривания иллюстраций или единичных предметов в детском саду.

Таким образом, через использование музейной педагогики и системы производимых мероприятий музей должен естественно вписаться в эстетическое развитие личности ребёнка, став посредником его приобщения к эстетическим ценностям и эстетическому восприятию окружающего мира.

Резюмируя вышесказанное, отмечу, что концепция Российского дошкольного образования и Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования предъявляет требования к дошкольной образовательной организации по формированию эстетически развитой личности. Поэтому сегодня существуют комплексные и парциальные программы, позволяющие эффективно использовать средства музея в эстетическом развитии личности ребёнка, реализуя задачи образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».

 

Список литературы:

1. Бутенко Н.В. Образовательное пространство музея изобразительных искусств в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста [Текст]: учеб. пособие для педагогов / Н.В. Бутенко. – Москва : Изд. дом Акад. Естествознания, 2013. – 172 с.

2. Вербенец А.М. Мы входим в мир прекрасного [Текст]: образовательная программа и методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений, музейных педагогов и студентов педагогических вузов. – СПб. : Адва Пресс, 2008. - 207 с.

3. Волынкин В.И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников [Текст]: учеб. пособие / В. И. Волынкин. – Ростов н/Дону: Феникс, 2007. – 441 с.

4. Казанцева В.В. Музейная педагогика как технология в дошкольном историческом образовании [Текст]// Теория и практика образования в современном мире. — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 193-196.

5. Столяров Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика [Текст]. М.: Высшая школа, 2004.

6. Столяров Б.А. Музей в пространстве художественной культуры и образования: учебное пособие [Текст]/ Б. А. Столяров. – СПб., 2007. – 340 с. 

7. Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей: Учеб. пособие по музейной педагогике [Текст]/ М-во культуры РФ Рос. Ин-т культурологи. – М., 2001.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN