Использование мини-музея в группе ДОО в эстетическом развитии детей старшего дошкольного возраста
Использование мини-музея в группе ДОО в эстетическом развитии детей старшего дошкольного возраста
The use of the mini-museum in the group of early childhood education in the aesthetic development of older preschool children
Автор: Лысенко Людмила Анатольевна
МКДОУ «Детский сад № 5», г. Еманжелинск, Челябинская область, Россия
e-mail: kolosok.douv5@mail.ru
Lysenko Lyudmila Anatolyevna
Kindergarten № 5, Yemanzhelinsk, Chelyabinsk Region, Russia
e-mail: kolosok.douv5@mail.ru
Аннотация: В статье рассматриваются возможности эстетического развития в старшем дошкольном возрасте посредством использования мини-музея в группе ДОО. Представлен примерный перспективный план работы в мини-музее «Мир камня» в подготовительной группе.
Abstract: The article discusses the possibilities of aesthetic development in older preschool age through the use of a mini-museum in the group of DOO. An approximate long-term work plan is presented at the Stone World mini-museum in the preparatory group.
Ключевые слова: мини-музей, эстетическое развитие, дошкольный возраст.
Keywords: mini-museum, aesthetic development, preschool age.
Тематическая рубрика: дошкольное образование.
Одним из центров активности в группе, способствующим эстетическому развитию детей дошкольного возраста является мини-музей. Организация мини-музея в группах ДОО является не только способом насыщения воспитательно-образовательного пространства новыми формами, но и способом создания условий для формирования интереса детей дошкольного возраста к окружающему миру и повышению эстетического развития через организацию образовательной деятельности в музейной среде. Работа старших дошкольников в мини-музее способствует творческому мышлению, развивает и укрепляет познавательные интересы детей, приобщает их к искусству, культуре и истории.
В дошкольных образовательных организациях музеи называют «мини-музеями», что объясняется определённой ограниченностью в пространстве, наличием небольших коллекций в музее и ограниченностью тематики в связи с возрастом посетителей. А.Н. Морозова считает, что у детей «диалог» с музеем развивает наглядно-действенное мышление, способствует формированию представлений о предметном мире, созданным человеком, помогает восприятию чувственной основы слова, словесному описанию объектов [2].
Н.А. Рыжова выделяет следующие педагогические функции мини-музея:
- образовательная: использование дидактических материалов, способствующих эффективному усвоению образовательной программы, стимулирующих познавательную и исследовательскую активность, расширяющих кругозор детей;
- развивающая: эстетическое развитие, развитие уровня восприятия и усвоения информации, развитие мыслительных операций;
- воспитательная: формирование личностных качеств, взглядов, осмысленного отношения к получаемой информации, становление нравственного и эстетического воспитания [3].
Музей способствует эстетическому и культурному становлению личности, знакомству с мировой, отечественной и региональной культурой. По средствам музея у детей формируется интерес к своему народу, культуре, искусству, традициям, фольклору, быту и т.д. Детей можно познакомить с Златоустовской гравюрой, Каслинским литьём, камнерезным искусством Южного Урала, глиняной игрушкой и т.д. Музеи в городах ориентированы в основном на школьников, а некоторые детские сады находятся далеко от музеев, так же существует проблема с организацией посещения музеев. Не все дети бывали в музее, некоторые даже не знают, что это такое. Родители не всегда водят детей дошкольного возраста в музеи. Эти проблемы решаются созданием мини-музея в группах ДОО.
Работу по созданию мини-музея в группе ДОО можно разделить на несколько этапов:
I этап – постановка целей и задач, проведение родительского собрания, с целью организации совместной работы по созданию мини-музея;
II этап – сбор экспонатов - совместно с родителями определена тема выставок мини-музея, организована работа по сбору экспонатов;
III этап – оформление мини-музея с учётом эстетических норм и правил безопасности;
IV этап – разработка тематики и содержания работы в музее;
V этап – разработка примерного перспективно-тематического плана для всех субъектов воспитательно-образовательного процесса;
VI этап – торжественное открытие мини-музея;
VII этап – организация работы с детьми в мини-музее в соответствии с примерным перспективно-тематическим планом.
Организация работы с детьми дошкольного возраста в мини-музее предполагает различные виды детской деятельности: игровую, познавательную, изобразительную, физическую, речевую, а так же коллекционирование, которое является одним из древнейших увлечений людей и всегда связывалось с собиранием предметов, не всегда имеющих прямого практического использования, но стимулирующих размышление.
При организации мини-музея главной задачей является выбор темы, исходя из которой, будет осуществляться вся образовательная деятельность в рамках мини-музея. В подготовительной группе мы совместно с родителями создали мини-музей «Мир камня». Организация работы с детьми и родителями подготовительной группы представлена в примерном перспективном плане.
Примерный перспективный план работы по созданию мини-музея «Мир камня» в подготовительной группе ДОО:
Ме-сяц |
Педагогическая деятельность |
Организация работы с детьми (формы, методы) |
Организация работы с родителями |
IX |
- разработка анкеты для родителей; - разработка художественно-эстетического проекта «Мир камня» (для детей группы); - определение места в группе для мини-музея; - выбор темы и разработка эскиза мини-музея; - подбор детских энциклопедий |
- познавательная экскурсия в городской музей (общение с музейными подлинниками); - беседа о профессиях горных рабочих «Как камни добывают»; - рассматривание дидактического пособия «Что коллекционируют люди?» - дидактическая игра «Музейные коллекции»; - активизация словаря (музей, экскурсовод, декоративно-прикладное искусство) |
- проведение группового родительского собрания; - проведение анкетирования; - выявление семейных коллекций; - помощь родителей в первоначальном сборе музейной коллекции |
X |
- компьютерная подготовка виртуальной экскурсии; - приобретение карты уральского региона и флажков-меток; - разработка дидактической игры «Назови камни Урала» |
- виртуальная экскурсия по залам музея изобразительных искусств г. Екатеринбурга (резные фигурки из камней, предметы интерьера, объёмная мозаика из камня); - рассматривание энциклопедии «Такие таинственные камни»; - познавательная деятельность (символические отметки основных месторождений добычи камня на карте Урала); - дидактическая игра «Назови камни Урала»; - активизация словаря (месторождение, добыча, камнерез, кабинетная скульптура) |
- подготовка пособия «Камнерезное искусство Урала» (семья Иголкиных); - рекомендовать посещение художественной выставки в краеведческом музее «Традиции камнерезов в скульптуре» |
XI |
- изготовление альбома загадок про камни и камнерезное искусство (с цветными иллюстрациями); - разработка методических рекомендаций для родителей «Развитие эстетической личности ребёнка в семье» |
- чтение сказки П. Бажова «Малахитовая шкатулка»; - рассматривание видеофильма «Инструменты резчика по камню» (спица, скарпель, троянка, зубило, туповка); - исследовательская деятельность «О чем рассказывают камни?» (познакомить со свойствами камней); - активизация словаря (инструмент, резчик, статуэтка) |
- семейная познавательная экскурсия на Арбат - знакомство с сувенирными изделиями из камня (семья Бабиковых); - рассматривание семейной коллекции Сердюковых «Деньги разных стран» |
XII |
- разработка дидактической игры «Что из чего?»; - пополнение мини-музея фигурками из камня |
- Беседа на тему «Как люди камни используют» (расширение кругозора); - просмотр мультимедийной презентации «Драгоценные камни» (обсуждение средств выразительности); - коллективное творчество: объёмная мозаика из цветных камней; - дидактическая игра «Что из чего?»; - активизация словаря (ювелир, самородок, алмаз, изумруд, рубин, огранка) |
- выставка семейной коллекции Калитвенцевых «Киндер игрушки»; - пополнение коллекции мини-музея группы (семьи Иголкиных, Калитвенцевых, Дубровиных) |
I |
- консультация для родителей «Рисуем камушками» (развитие творчества, эстетических чувств); - подбор детской художественной литературы по теме мини-музея |
- чтение сказки П. Бажова «Каменный цветок» «Серебряное копытце»; - рисование камушками (развитие творчества, эстетических чувств); - активизация словаря (коллекция, коллекционер) |
- изготовление для группы игры «Крестики-нолики» с камушками (семья Чернышовых) |
II |
- познавательная лекция для родителей «Как научить детей понимать искусство живописи». |
- виртуальная экскурсия в театр камней Елены Прийма (учиться видеть красоту камня и развивать творческую фантазию); - рисование на камнях (акриловые краски); - активизация словаря (образ, средства выразительности, шедевр) |
- выставка коллекции «Солдатики» (семья Ахметзяновых);
|
III |
- пополнение мини-музея новыми экспонатами и эстетическими объектами (репродукции, произведения искусства) |
- экскурсия по городу (рассматривание памятников из камня); - Чтение И. Рыжова «О чем камешки шептались»; - художественное экспериментирование (лепка с камушками на свободную тему); - активизация словаря (петрофилия, экспозиция) |
- организация выставки коллекции «Магнитики» (семья Проценюк); - пополнение коллекции мини-музея (семьи Ананиных, Рогель, Мироновых) |
IV |
- разработка дидактической игры «Ящик ощущений»; - подготовить детей к роли экскурсовода (рассказу об одном из экспонатов мини-музея) |
- просмотр мультимедийной презентации «Сад камней в Японии» - исследовательская деятельность: создание сада камней; - дидактическая игра «Я - экскурсовод»; - активизация словаря (экспонат, композиция, подлинник, муляж) |
- экскурсия в сад камней г. Челябинск (семья Денисовых) |
V |
- систематизация образовательных материалов по организации работы с детьми и родителями в мини-музее; - составление картотеки музейной коллекции; - подготовка фотовыставки материалов, отражающих детские успехи в освоении мини-музея |
- расстановка детьми своих поделок в музее (прививать эстетический вкус при расстановке экспонатов); - итоговое мероприятие: экскурсия по мини-музею (дети самостоятельно рассказывают родителям об экспонатах музея) |
- участие в конкурсе поделок из камней для мини-музея; - приглашение родителей на экскурсию в групповой мини-музей; - проведение повторного анкетирования |
Таким образом, для реализации задач по эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста могут быть эффективными средства музея, при организации образовательного процесса с использованием различных форм работы с детьми.
Список литературы:
1. Бутенко Н.В. Дидактическое обеспечение образовательного процесса в ДОО [Текст]: монография / Н.В. Бутенко. – Челябинск: Южно-Уральский центр РАО, 2019. – 314 с.
2. Морозова А.Н. Музейная педагогика: из опыта методической работы [Текст]/ Под редакцией, О.В. Мельниковой,- М.: ТЦ Сфера,2006.-416 с.
3. Рыжова Н.А, Логинова Л.В., Данюкова А.И., «Мини-музей в детском саду».- М: Линка-Пресс, 2008г.- 245с.
4. Шевкунова Е.А. «Музей и дети»: педагогический аспект региональной программы [Текст]/ Е. Шевкунова, Л. Власова, Е. Иванова // Дошкольное воспитание. – 2009. - № 4. – С. 59-65.