Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Использование мини-музея в группе ДОО в эстетическом развитии детей старшего дошкольного возраста

Дата публикации: 2020-08-05 21:08:08
Статью разместил(а):
Лысенко Людмила Анатольевна

Использование мини-музея в группе ДОО в эстетическом развитии детей старшего дошкольного возраста

The use of the mini-museum in the group of early childhood education in the aesthetic development of older preschool children

 

Автор: Лысенко Людмила Анатольевна

МКДОУ «Детский сад № 5», г. Еманжелинск, Челябинская область, Россия

e-mail: kolosok.douv5@mail.ru 

Lysenko Lyudmila Anatolyevna

Kindergarten № 5, Yemanzhelinsk, Chelyabinsk Region, Russia

e-mail: kolosok.douv5@mail.ru

 

Аннотация: В статье рассматриваются возможности эстетического развития в старшем дошкольном возрасте посредством использования мини-музея в группе ДОО. Представлен примерный перспективный план работы в мини-музее «Мир камня» в подготовительной группе.

Abstract: The article discusses the possibilities of aesthetic development in older preschool age through the use of a mini-museum in the group of DOO. An approximate long-term work plan is presented at the Stone World mini-museum in the preparatory group.

Ключевые слова: мини-музей, эстетическое развитие, дошкольный возраст.

Keywords: mini-museum, aesthetic development, preschool age.

Тематическая рубрика: дошкольное образование.

 

Одним из центров активности в группе, способствующим эстетическому развитию детей дошкольного возраста является мини-музей. Организация мини-музея в группах ДОО является не только способом насыщения воспитательно-образовательного пространства новыми формами, но и способом создания условий для формирования интереса детей дошкольного возраста к окружающему миру и повышению эстетического развития через организацию образовательной деятельности в музейной среде. Работа старших дошкольников в мини-музее способствует творческому мышлению, развивает и укрепляет познавательные интересы детей, приобщает их к искусству, культуре и истории.

В дошкольных образовательных организациях музеи называют «мини-музеями», что объясняется определённой ограниченностью в пространстве, наличием небольших коллекций в музее и ограниченностью тематики в связи с возрастом посетителей. А.Н. Морозова считает, что у детей «диалог» с музеем развивает наглядно-действенное мышление, способствует формированию представлений о предметном мире, созданным человеком, помогает восприятию чувственной основы слова, словесному описанию объектов [2].

Н.А. Рыжова выделяет следующие педагогические функции мини-музея:

- образовательная: использование дидактических материалов, способствующих эффективному усвоению образовательной программы, стимулирующих познавательную и исследовательскую активность, расширяющих кругозор детей;

- развивающая: эстетическое развитие, развитие уровня восприятия и усвоения информации, развитие мыслительных операций;

- воспитательная: формирование личностных качеств, взглядов, осмысленного отношения к получаемой информации, становление нравственного и эстетического воспитания [3].

Музей способствует эстетическому и культурному становлению личности, знакомству с мировой, отечественной и региональной культурой. По средствам музея у детей формируется интерес к своему народу, культуре, искусству, традициям, фольклору, быту и т.д. Детей можно познакомить с Златоустовской гравюрой, Каслинским литьём, камнерезным искусством Южного Урала, глиняной игрушкой и т.д. Музеи в городах ориентированы в основном на школьников, а некоторые детские сады находятся далеко от музеев, так же существует проблема с организацией посещения музеев. Не все дети бывали в музее, некоторые даже не знают, что это такое. Родители не всегда водят детей дошкольного возраста в музеи. Эти проблемы решаются созданием мини-музея в группах ДОО.

Работу по созданию мини-музея в группе ДОО можно разделить на несколько этапов:

I этап – постановка целей и задач, проведение родительского собрания, с целью организации совместной работы по созданию мини-музея;

II этап – сбор экспонатов - совместно с родителями определена тема выставок мини-музея, организована работа по сбору экспонатов;

III этап – оформление мини-музея с учётом эстетических норм и правил безопасности;

IV этап – разработка тематики и содержания работы в музее;

V этап – разработка примерного перспективно-тематического плана для всех субъектов воспитательно-образовательного процесса;

VI этап – торжественное открытие мини-музея;

VII этап – организация работы с детьми в мини-музее в соответствии с примерным перспективно-тематическим планом.

Организация работы с детьми дошкольного возраста в мини-музее предполагает различные виды детской деятельности: игровую, познавательную, изобразительную, физическую, речевую, а так же коллекционирование, которое является одним из древнейших увлечений людей и всегда связывалось с собиранием предметов, не всегда имеющих прямого практического использования, но стимулирующих размышление.

При организации мини-музея главной задачей является выбор темы, исходя из которой, будет осуществляться вся образовательная деятельность в рамках мини-музея. В подготовительной группе мы совместно с родителями создали мини-музей «Мир камня». Организация работы с детьми и родителями подготовительной группы представлена в примерном перспективном плане.

Примерный перспективный план работы по созданию мини-музея «Мир камня» в подготовительной группе ДОО:

Ме-сяц

Педагогическая деятельность

Организация работы с детьми (формы, методы)

Организация работы с родителями

IX

- разработка анкеты для родителей;

- разработка художественно-эстетического проекта «Мир камня» (для детей группы);

 - определение места в группе для мини-музея;

- выбор темы и разработка эскиза мини-музея;

- подбор детских энциклопедий

- познавательная экскурсия в городской музей (общение с музейными подлинниками);

- беседа о профессиях горных рабочих «Как камни добывают»;

- рассматривание дидактического пособия «Что коллекционируют люди?»

- дидактическая игра «Музейные коллекции»;

- активизация словаря (музей, экскурсовод, декоративно-прикладное искусство)

- проведение группового родительского собрания;

- проведение анкетирования;

-  выявление семейных коллекций;

- помощь родителей в первоначальном сборе музейной коллекции

X

- компьютерная подготовка виртуальной экскурсии;

- приобретение карты уральского региона и флажков-меток;

- разработка дидактической игры «Назови камни Урала»

- виртуальная экскурсия по залам музея изобразительных искусств г. Екатеринбурга (резные фигурки из камней, предметы интерьера, объёмная мозаика из камня);

- рассматривание энциклопедии «Такие таинственные камни»;

- познавательная деятельность  (символические отметки основных месторождений добычи камня на карте Урала);

- дидактическая игра «Назови камни Урала»;

- активизация словаря (месторождение, добыча, камнерез, кабинетная скульптура)

- подготовка пособия «Камнерезное искусство Урала» (семья Иголкиных);

- рекомендовать посещение художественной выставки в краеведческом музее «Традиции камнерезов в скульптуре»

XI 

- изготовление альбома загадок про камни и камнерезное искусство (с цветными иллюстрациями);

- разработка методических рекомендаций для родителей

«Развитие эстетической личности ребёнка в семье»

- чтение сказки П. Бажова «Малахитовая шкатулка»;

-  рассматривание видеофильма «Инструменты резчика по камню» (спица, скарпель, троянка, зубило, туповка);

- исследовательская деятельность «О чем рассказывают камни?» (познакомить со свойствами камней);

- активизация словаря (инструмент, резчик, статуэтка)

- семейная познавательная экскурсия на Арбат - знакомство с сувенирными изделиями из камня (семья Бабиковых);

- рассматривание семейной коллекции Сердюковых «Деньги разных стран»

XII

- разработка дидактической игры «Что из чего?»;

- пополнение мини-музея фигурками из камня

- Беседа на тему «Как люди камни используют» (расширение кругозора);

- просмотр мультимедийной презентации «Драгоценные камни» (обсуждение средств выразительности);

- коллективное творчество: объёмная мозаика из цветных камней;

- дидактическая игра «Что из чего?»;

- активизация словаря (ювелир, самородок, алмаз, изумруд, рубин, огранка)

- выставка семейной коллекции Калитвенцевых «Киндер игрушки»; 

- пополнение коллекции мини-музея группы (семьи Иголкиных, Калитвенцевых, Дубровиных)

I 

- консультация для родителей «Рисуем камушками» (развитие творчества, эстетических чувств);

- подбор детской художественной литературы по теме мини-музея

- чтение сказки П. Бажова «Каменный цветок» «Серебряное копытце»;

- рисование камушками (развитие творчества, эстетических чувств);

- активизация словаря (коллекция, коллекционер)

- изготовление для группы игры «Крестики-нолики» с камушками (семья Чернышовых)

II 

- познавательная лекция для родителей «Как научить детей понимать искусство живописи».

- виртуальная экскурсия в театр камней Елены Прийма (учиться видеть красоту камня и развивать творческую фантазию);

- рисование на камнях (акриловые краски);

- активизация словаря (образ, средства выразительности, шедевр)

-  выставка коллекции «Солдатики» (семья Ахметзяновых);

 

III 

- пополнение мини-музея новыми экспонатами и эстетическими объектами (репродукции, произведения искусства)

- экскурсия по городу (рассматривание памятников из камня);

- Чтение И. Рыжова «О чем камешки шептались»;

- художественное экспериментирование (лепка с камушками на свободную тему);

- активизация словаря (петрофилия, экспозиция)

- организация выставки коллекции «Магнитики» (семья Проценюк);

- пополнение коллекции мини-музея (семьи Ананиных, Рогель, Мироновых)

IV 

- разработка дидактической игры «Ящик ощущений»;

- подготовить детей к роли экскурсовода (рассказу об одном из экспонатов мини-музея)

- просмотр мультимедийной презентации «Сад камней в Японии»

- исследовательская деятельность: создание сада камней;

- дидактическая игра «Я - экскурсовод»;

- активизация словаря (экспонат, композиция, подлинник, муляж)

- экскурсия в сад камней г. Челябинск (семья Денисовых)

V 

- систематизация образовательных материалов по организации работы с детьми и родителями в мини-музее;

- составление картотеки музейной коллекции;

- подготовка фотовыставки материалов, отражающих детские успехи в освоении мини-музея

- расстановка детьми своих поделок в музее (прививать эстетический вкус при расстановке экспонатов);

- итоговое мероприятие: экскурсия по мини-музею (дети самостоятельно рассказывают родителям об экспонатах музея)

- участие в конкурсе поделок из камней для мини-музея;

- приглашение родителей на экскурсию в групповой мини-музей;

- проведение повторного анкетирования

Таким образом, для реализации задач по эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста могут быть эффективными средства музея, при организации образовательного процесса с использованием различных форм работы с детьми.

 

Список литературы:

1. Бутенко Н.В. Дидактическое обеспечение образовательного процесса в ДОО [Текст]: монография / Н.В. Бутенко. – Челябинск: Южно-Уральский центр РАО, 2019. – 314 с.

2. Морозова А.Н. Музейная педагогика: из опыта методической работы [Текст]/ Под редакцией, О.В. Мельниковой,- М.: ТЦ Сфера,2006.-416 с.

3. Рыжова Н.А, Логинова Л.В., Данюкова А.И., «Мини-музей в детском саду».- М: Линка-Пресс, 2008г.- 245с.

4. Шевкунова Е.А. «Музей и дети»: педагогический аспект региональной программы [Текст]/ Е. Шевкунова, Л. Власова, Е. Иванова // Дошкольное воспитание. – 2009. - № 4. – С. 59-65.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN