Речевое развитие дошкольников посредством работы речевого центра

Дата публикации: 2020-09-01 06:43:31
Статью разместил(а):
Парфенова Марина Юрьевна

Речевое развитие дошкольников посредством работы речевого центра

Speech development of preschoolers through the work of the speech center

 

Автор: Парфенова Марина Юрьевна

МБДОУ «Детский сад № 8», Арзамас, Россия.

e-mail: marina.parfienova@mail.ru

Parfenova Marina Iurevna

Kindergarten № 8, Arzamas, Russia.

e-mail: marina.parfienova@mail.ru

 

Аннотация: Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) выделяет отдельную область – «Речевое развитие» – и выдвигает требования к работе воспитателя в этой направленности. Перед педагогом поставлена задача в развитии и при необходимости корректировка речевых умений воспитанников всех возрастов, вследствие этого оформляется речевой центр. В статье рассмотрим оснащенность речевых центров разных возрастных групп.

Abstract: The Federal State Educational Standard (GEF) identifies a separate area - "Speech Development" - and puts forward requirements for the work of an educator in this direction. The teacher is tasked with developing and, if necessary, adjusting the speech skills of pupils of all ages, as a result, a speech center is formed. In the article, consider the equipment of speech cents of different age groups.

Ключевые слова: речевой центр, оснащенность, дети.

Keywords: speech center, equipment, children.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

Овладение устной речью является важным процессом в становлении личностных качеств ребёнка. Пополняется активный словарь дошкольника, развивается умение задавать вопросы, формулировать мысли и делать выводы. Формирование и совершенствование речевых навыков осуществляется одновременно с развитием мыслительных и психоэмоциональных способностей. Речь – инструмент в исследовательской и творческой деятельности, возможность общения со сверстниками и взрослыми.

Овладения речью детьми – сложный процесс, который осуществляется во всех видах детской деятельности. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) выделяет отдельную область – «Речевое развитие» – и выдвигает требования к работе воспитателя в этой направленности. Помимо разработки и проведения типовых и интегрированных речевых занятий, перед педагогом поставлена задача в организации предметно-пространственной среды в группе, для всестороннего речевого развития дошкольников. С целью развития и при необходимости корректировки речевых умений воспитанников всех возрастов оформляется речевой центр.

Центр речевого развития оборудуется и наполняется в соответствии с возрастом воспитанников, также игровой и дидактический материал заменяется или пополняется в речевом уголке еженедельно, в зависимости от темы. Таким образом, он трансформируется и обогащается, чтобы детям было интересно и результативно здесь заниматься, и как можно более эффективно осуществлялось речевое развитие дошкольников.

Рассмотрим оснащенность речевого центра, на примере 2 младшей группы Д/с № 8 г. Арзамаса, а также варианты оснащения дидактическими материалами предметно-пространственной среды средней и старшей группы.

В речевом центре 2 младшей группы находится одушевлённый персонаж – игрушка "скоморох Степан". Он хозяин речевого центра, все объяснит и покажет, и в новую сказку пригласит. На занятии его можно использовать, как одушевленного персонажа, и от его имени задавать вопросы или отвечать на них, приглашаем в гости друзей, преподносим неожиданные сюрпризы. Степан вызывает у детей живой интерес, побуждает к речевой активности.

В речевом центре 2 младшей группы имеется следующий наглядный материал: плакаты, иллюстрациипо темам, направленные на развитие связанной речи, пространственных отношений, зрительного восприятия, внимания, памяти, мышления. Применяются для создания игровой ситуации, актуализации знания детей, объяснения правил, формирования дополнительного стимула в игровой и речевой активности, создаются условия для возникновения и усиления познавательных мотивов.

Средняя группа оснащается иллюстрациями скороговорок, поговорок, загадок, первыми учебниками.

Пословицы и поговорки являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивается чувство ритма и рифмы, формируется интонационную выразительность речи ребенка. Посредством загадки у детей развивается чуткость к языку, они учатся пользоваться различными средствами, отбирать нужные слова, постепенно овладевая образной системой языка.

Речевой центр старшего возраста оснащен схемами, плакатами по составу слова, деление на слоги, они применяются для обучения детей принципами слогового строения слова, слогообразующую роль гласного, развивается фонематический слух. Развивается навык звукового анализа и синтеза слов.

Наглядный материал применяется на занятиях по развитию речи, (познавательной, продуктивной деятельности – наглядный материал) коллективно, а также в индивидуальной деятельности с детьми.

Оснащенность речевого центра 2 младшей группы сенсорными материалами, следующая, у нас имеются игры с прищепками, шнуровка, кубики, мозаики, массажные мячики, «разноцветные камешки».В средней группе к этому добавляются пазлы, кубики, фигурные мозаики, для старшей группы характерно наличие магнитных мозаик, досок со шнуровкой, конструктора.

Материалы по сенсорному развитию направлены на формирование мелкой моторики, что в свою очередь ведет к улучшению интеллектуального развития, развития речи. В результате их применения формируетсяопределенное представление о свойствах предметов: их размере, форме, цвете, сходстве и различии, их положении в пространстве и т.д. Применяется в самостоятельной игровой деятельности детей.

В речевом центре находится материал, направленный на развитие речевого дыхания: тренажеры (по сезонам года) «Голодные фрукты», «Бабочки на лугу» (тренажер, который может преобразоваться в зависимости от темы недели), султанчики, флажки.В средней группе добавляются в речевой центр теннисные мячи, а в старшей мыльные пузыри и воздушные шары.

Данные материалы направлены на развитие правильного речевого дыхания, обеспечение нормального звукообразования, создание условий для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Применяется в индивидуальной работе с детьми.

Материалы, направленные на развитие артикуляционного аппарата представлены: предметными картинками, артикуляционной гимнастикой в альбомах на определенный звук, зеркалом и зеркальцами. Применяются в индивидуальной деятельности с детьми.

Упражнения направлены на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, и дифференцированнойподвижностиорганов, участвующих в речевом процессе.Выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

Речевой центр 2 младшей группы, также наполнен дидактическими материалами, которые направлены на развитие связанной речи детей – наборы предметных и сюжетных картинок, дидактические игры (по темам): «Семья», «Мебель», «Дикие и домашние животные», «Насекомые», «Овощи и фрукты», «Профессии», «Времена года», также кубики с изображением животных, фруктов и овощей.

Речевой центр средней группы наполняется сборником сказок, стихотворений, рассказов с картинками, магнитные картинки и азбука, дидактические игры (сложи картинку, сложи сюжет сказки и т.д.). В старшей группе центр оснащен сборником скороговорок и загадок, настольно-печатных игр (буквенное домино, лото со словами и картинками). Применяется, как в индивидуальной работе с детьми, так и в самостоятельной деятельности детей.

Рядом с речевым центром находится центр книги, который имеет непосредственную связь с речевым центром. Здесь представлены книги в соответствии с программой и тематическим планированием. На одной полке представлены авторские книги, на другой – книги о временах года, на третьей – произведения устного народного творчества (загадки, пословицы, скороговорки, русские народные сказки и сказки народов мира), любимые книжки детей, альбомы для рассматривания по изучаемым темам, два куба по произведениям и их авторам.

Стимулировать речевое творчество детей можно с помощью материалов для игр и игр-драматизаций, в центре 2 младшей группы они представлены ширмами, куклами на пальчики, наборами игрушек по мотивам сказок, масками животных. Весь речевой центр оформлен как сцена кукольного театра для скомороха Степана, поэтому дети могут менять заднюю ширму сцены и инсценировать какую-либо сказку. Речевой центр мобилен и вариативен, в зависимости от рода занятий детей. Для разыгрывания сказки или игровой ситуации на плоскости используется фланелеграф или магнитная доска, также может использоваться в таких заданиях, как: «Расположи картинки в правильной последовательности, чтобы получился сюжет сказки, «Попробуй пересказать».

Центр развития речи средней группы оснащается куклами на руки и на палочках, персонажами бибабо, а в старшей группе характерно наличие марионеток, головных уборов персонажей.

Такого рода игры влияют не только на формирование грамматического и лексического строя речи, но и на воспитание звуковой культуры речи, развития ее мелодико-интонационной стороны. Применим в самостоятельной деятельной детей, а так же в индивидуальной работе с ребенком при развитии навыков игр-драматизаций.

Регулярные занятия в речевом центре способствуют созданию положительной эмоциональной атмосферы внутри детского коллектива, формируют устойчивую мотивацию к активному и культурному общению. Успешность в будущем напрямую зависит от уровня развития речи ребёнка.

 

Литература: 

1. Бабаева Т.И. Березина Т.А., Акулова О.В. Детство. Комплексная образовательная программа дошкольного образования. ФГОС – СПб: Издательство: Детство Пресс, 2017 г.

2. Дыбина О.В., Пенькова Л.А., Рахманова Н.П. Моделирование развивающей предметно-пространственной среды в детском саду. ФГОС ДО «Методическое пособие» / Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2015.

3. Нищева Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду Принципы построения, советы, рекомендации: Методическое пособие для педагогов ДОУ. – СПб: «Детство-Пресс», 2005.