Система работы по духовно-нравственному воспитанию детей в детском саду
Система работы по духовно-нравственному воспитанию детей в детском саду
System of work on spiritual and moral education of children in kindergarten
Автор: Махалова Татьяна Владимировна
МДОУ № 27 «Цветик-семицветик», г. Тутаев, Россия.
e-mail: ds27.uvarova@yandex.ru
Makhalova Tatyana Vladimirovna
Kindergarten No. 27 "Tsvetik-Semitsvetik", Tutaev, Russia.
e-mail: ds27.uvarova@yandex.ru
Аннотация: Ребёнок развивается и воспитывается в деятельности, познании, любви. Только при осуществлении духовно-нравственного воспитания становится возможным целостное развитие личности ребёнка-дошкольника и только совместными усилиями мы сможем помочь нашим детям стать патриотами своей Родины, духовно-нравственной личностью, радоваться жизни, мужественно переносить трудности, сохранить историческую память.
Annotation: The child develops and is brought up in activity, knowledge, and love. It is only through spiritual and moral education that the integral development of a preschool child's personality becomes possible, and only through joint efforts can we help our children become patriots of their homeland, a spiritual and moral person, enjoy life, bravely endure difficulties, and preserve historical memory.
Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, детский сад.
Keywords: spiritual and moral education, kindergarten.
Тематическая рубрика: Дошкольное образование.
Учитывая потребность общества, запрос государства, требования ФГОС на воспитание человека высоконравственного, духовного, патриотов своей Родины, наш детский сад ведет углубленную работу по духовно-нравственному воспитанию детей. В этом направлении мы работали более10 лет. Тесно взаимодействуем с Русской Православной Церковью. С 2014-18гг. являлись Епархиальной опорной базовой площадкой Рыбинской Епархии.
С января 2018 года вышли на площадку Ярославской митрополии. Свой опыт мы транслируем на региональных семинарах для педагогов района и области. Опыт по духовно-нравственному воспитанию дошкольников у нас систематизирован и обобщен, создана программа «Родник». Программа встроена в основную общеобразовательную программу ДОУ и разработана для всех участников образовательного процесса (педагогов, детей и родителей).
Материалы по работе с педагогами позволяют обогатить их деятельность ценностно-смысловым содержанием. Каждый раздел представлен тематическим содержанием, темы раскрываются в проектной деятельности. В программе описаны механизмы выстраивания работы педагога с детьми. Представлены практические наработки реализации проектов.
Программа направлена на создание инновационного образовательного пространства, обеспечивающего духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников. Условием реализации программы является готовность педагогов, их профессиональная компетентность и высокий духовно-нравственный потенциал.
Вовлечение семьи является обязательным условием реализации программы, т.к. только совместными усилиями мы можем воспитать в молодом поколении нравственные и духовные качества личности. Результаты исследования подтверждают эффективность реализуемых методов, подходов, способов взаимодействия, представленных в программе, и являются основой выстраивания дальнейших планов.
Созданная система по духовно-нравственному воспитанию в нашем детском саду позволяет нам делиться опытом с педагогами района и области на постоянно действующих семинарах. Тесно сотрудничая с Департаментом образования Администрации Тутаевского муниципального района и Митрополией Ярославской области, определяем тематику мероприятий, семинаров, изучаем запрос педагогов и родителей.
В каждой группе есть центры духовно-нравственного, патриотического воспитания. В них всегда есть информация для детей в соответствии с тематикой, а также поделки, коллективные работы, детское творчество.
В детско-родительских клубах воспитатели объединяют детей и родителей в совместной деятельности, создают условия для приобщения к духовно-нравственным ценностям, к радостному восприятию и взаимопониманию.
В перспективе я вижу распространение лучших образовательных практик, расширение образовательного пространства.
Литература:
Махалова Т.В., Васильева Н.Н., Надёжина М.А. Родник. Программа по духовно-нравственному воспитанию. - Москва: Издательство «Перо», 2018г.