Формирование навыков словообразования у дошкольников
Формирование навыков словообразования у дошкольников
Formation of word formation skills in preschool children
Автор: Крутикова Лариса Владимировна
МБДОУ «Детский сад № 100», г. Кострома, Россия.
E-mail: larisa.krutikova1984@gmail.com
Krutikova Larisa Vladimirovna
Kindergarten № 100, Kostroma, Russia
E-mail: larisa.krutikova1984@gmail.com
Аннотация: В дошкольном возрасте у ребёнка складывается представление о производном слове как о мотивированном и конструируемом языковом знаке, вырабатываются модели – типы как необходимые средства анализа языкового материала и собственно словообразовательной деятельности малыша, происходит постепенное овладение этими навыками. Безусловно, на помощь приходят словесные игры, которые позволяют взрослому объяснить ребёнку в доступной форме способы образования новых слов, а дошкольнику, в свою очередь, легко и быстро усвоить сложную систему грамматических закономерностей.
Abstract: At preschool age, a child develops an idea of a derived word as a motivated and constructed language sign, develops models-types as necessary tools for analyzing the language material and the actual word-forming activity of the child, and gradually learns the laws of word formation. But, without the help of an adult, a preschooler will not be able to master these skills. Of course, word games come to the rescue, which allow an adult to explain to a child in an accessible form how to form new words, and a preschooler, in turn, can easily and quickly learn a complex system of grammatical patterns.
Ключевые слова: словообразование, грамматический строй речи, словесные игры, языковая способность.
Keywords: word formation, grammatical structure of speech, word games, language ability.
Тематическая рубрика: дошкольное воспитание.
В современной лингвистике, психологии, психолингвистике, общей педагогике овладение детьми словообразованием родного языка признаётся весьма важным и рассматривается в свете развития языковой способности и речевой коммуникации ребёнка в целом.
А.А. Леонтьев отмечает, что словообразование – раздел языкознания, в котором излагаются способы и средства образования слов, их строение. Словообразование - это действие по образованию новых слов из исходных определенными способами (доступными в нашей ситуации для дошкольника, принятыми в русском языке).
Изучение законов словообразования помогает понять происхождение слов, создание новых слов в языке, а правильный анализ слова способствует овладению орфографией, освоению правописания слов.
Являясь составной частью общей языковой способности человека, словообразование формируется спонтанно, по принципу саморазвития в дошкольном возрасте и, далее, совершенствуется в школьном периоде.
Установлено, что именно в дошкольный период происходит интенсивный процесс овладения значением производного слова, и подчеркивается важность данного этапа для всего процесса овладения языком в детском возрасте. «Словообразовательная деятельность как бы подготавливается и обеспечивается развитием навыков понимания значения производного слова. В ходе этого процесса у ребёнка складывается представление о производном слове как о мотивированном и конструируемом языковом знаке, вырабатываются модели – типы как необходимые средства анализа языкового материала и собственно словообразовательной деятельности малыша. Это, в свою очередь, обеспечивает новый уровень развития самой речевой деятельности ребёнка».
Исследования речи дошкольников позволяют ученым выделить несколько этапов в процессе усвоения ребёнком словообразовательной системы родного языка. Так, А.Г. Тамбовцева выделяет три основных этапа:
· период формирования предпосылок словообразования (от 2,6 до 3,6 - 4 лет), когда словопроизводство имеет случайный, ситуативный характер;
· период активного освоения словопроизводства, период регулярного словотворчества (от 3,6 - 4,0 до 5,5 - 6,0 лет);
· период усвоения норм и правил словообразования, самоконтроля, формирования критического отношения к речи, снижения интенсивности словотворчества (5,6 - 6,0).
В ходе речевого развития дошкольник постепенно овладевает законами словообразования. Но, при овладении этими навыками наблюдаются определенные возрастные своеобразия. Так, например, при образовании притяжательных прилагательных ребёнок сначала не учитывает чередований согласных звуков в корне слова, а стремится полностью сохранить его первоначальную основу. Отсюда и получается, что у верблюда голова «верблюдья», у медведя – «медведья».
Эти случаи ошибочного словообразования можно рассматривать как «умные ошибки», поскольку в целом здесь все же соблюдаются основные закономерности языка.
Характерное для детей раннего возраста «словотворчество» при нормальном ходе речевого развития также протекает с учетом основных закономерностей языка. Например, по аналогии со словами «водопроводчик», «электрик» ребёнок образует слово «газочник». Или, видя закрытый пакет, говорит «распакетить» – по аналогии с «раскрыть».
От того, насколько дошкольники владеют словообразованием, во многом зависит формирование у них связной диалогической и монологической речи.
Характеристика средства словообразования, используемого для образования новых слов, лежит в основе классификации способов словообразования:
1. Приставочный: делать - пере-делать;
2. Суффиксальный: мяч - мячик;
3. Приставочно-суффиксальный: стакан - под-стакан-ник;
4. Образование слов с помощью соединительных гласных: рыбу ловит – рыб(о)лов.
Актуальность проблемы развития словообразования вызвана тем, что у многих детей имеются разнообразные нарушения процесса словообразования. Часто дошкольники испытывают затруднения в подборе однокоренных слов, не могут образовывать слово, используя приставки или суффиксы; изменяя окончание, теряют смысл слова, проявляются трудности в дифференциации родственных слов; в невозможности выполнения заданий на словообразование. Нарушение развития процессов словообразования проявляется в стойких и специфических ошибках устной речи, а затем и в письменной речи.
В процессе словообразования простое повторение и запоминание слов малопродуктивно, ребёнок должен узнать его механизм и научиться ими пользоваться. Для точного усвоения словообразования необходимо многократное повторение трудных форм. Но, наряду с трудной формой следует брать и легкие, хорошо усвоенные детьми. Тогда ребёнок начнет ориентироваться в типичных способах изменения слов, а не только будет усваивать одну трудную форму. Детей необходимо подводить к образованию одного слова на базе другого однокоренного слова, которым оно мотивировано, то есть из которого оно выводится по смыслу и по форме.
Системой словообразования дети начинают овладевать в среднем дошкольном возрасте. В средней и старшей группах процесс формирования словообразовательных умений характеризуется интенсивностью, творчеством. В подготовительной к школе группе начинает складываться знание норм словообразования.
Развитие восприятия и осознание речи детьми значительно быстрее происходит в продуктивной деятельности, так как в деятельности речь приобретает действительно практическую направленность и имеет большое значение для выполнения той или иной деятельности.
Для развития словообразовательных навыков широко используются словесные игры. Во время работы над словом, педагог стимулирует детей к употреблению и формированию слов различных лексико-грамматических категорий: прилагательных, наречий, глаголов. Слова, полученные на одном материале, можно автоматически переносить на другой материал (если кубик красный, то какие еще предметы бывают красными; если собака бежит, то кто еще умеет бегать). При таком переносе формируются словосочетания и короткие предложения. Проводить игры можно как с игрушками, предметами и картинками, так и без наглядного материала – в форме словесных игр, построенных на словах и действиях играющих.
Поэтому, подбирая материал для словесных игр, необходимо организовать его таким образом, чтобы дети не просто запоминали ту или иную словообразовательную форму, но и в практическом плане освоили правила словообразования.
Решать основные задачи по развитию словообразовательных навыков у детей старшего дошкольного возраста можно при помощи следующих игр и упражнений.
I. Имена существительные.
1. Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
а) «Ласковые имена» (Юля – Юлечка)
б) «Назови ласково» (Гриб – грибочек)
в) «Малыши» (Заяц - зайчонок)
2. Образование слов со значением единицы целого (Снег – снежинка).
3. Образование существительных, обозначающих профессии и лиц, осуществляющих действия.
а) «Назови профессию» Кто играет на барабане? (барабанщик)
б) «Женские профессии» Мужчина – художник, а женщина – художница.
4. Образование существительных со значением уменьшительности и увеличительности (Ротик – ротище).
5. Образование существительных со значением вместилища (Для супа – супница).
6. Образование существительных со значением принадлежности по национальности (Гость из Франции – француз).
7. Обозначение предмета по действию или качеству (слово+ слово).
Когда снег падает, как мы это называем? (снегопад)
8. Образование существительных из различных частей речи.
«Как назвать такого человека» Если человек очень красивый, его можно назвать красавец.
II. Имена прилагательные.
1. Образование прилагательных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
«Назови ласково» Зубастый крокодил – зубастенький
2. Образование качественных прилагательных.
а) «Какой? Какая? Какое?» Ум – умный, умная, умное
б) «Придумай название» Улицу, на которой находится фабрика, назовём – Фабричная
3. Образование относительных прилагательных:
а) выражение признака через отношение к предметам или материалам (Бумага – бумажный)
б) выражение признака через отношение к месту (Город – городской)
в) выражение признака через отношение к времени (Вечер – вечерний)
г) выражение признака через отношение к действию (Стирать – стиральная)
4. Образование притяжательных прилагательных:
а) «Чьи хвосты?» (лиса - лисий)
б) «Чья вещь?» Мама – мамина (сумка)
в) «Назови листья» Клён – кленовый
5. Образование сравнительной степени прилагательных.
«Доскажи словечко»
Это тёмная сумка, а другая еще (темнее)
6. Обозначение качества (слово + слово).
Как можно назвать птичку с длинным хвостом? (длиннохвостая)
III. Глагол.
1. Образование приставочных глаголов. «Добавляй и говори» (ехать – приехать)
2. Образование категории времени глагола. «Два брата» (встал – встает)
3. Образование глаголов из других частей речи. «Образуй» (Бег – бежать, красный – краснеть)
Формирование грамматического строя речи, в том числе навыков словообразования, осуществляется лишь на основе определённого уровня когнитивного развития ребёнка. При формировании словообразования ребёнок, в первую очередь, должен уметь дифференцировать грамматические значения, так как, прежде чем начать использовать языковую форму, необходимо понять, что она означает. При формировании грамматического строя речи дошкольник должен усвоить сложную систему грамматических закономерностей на основе анализа речи окружающих, выделения общих правил грамматики на практическом уровне, обобщение этих правил и закрепления их в собственной речи.
Таким образом, словообразование определяется степенью усвоения предметных отношений и их связей с языковыми явлениями. Пик этого овладения приходится на дошкольный возраст. Сознательное же усвоение информации о словообразовательном составе слова и способах его образования становится возможным только в процессе направленного обучения ребёнка грамматике родного языка (А.М. Шахнарович (1999)).
Список литературы:
- Васильева Н.Н., Новоторцева Н.В. Развивающие игры для дошкольников. – Ярославль: Академия развития, 1997.
- Гончарова В.А. Нарушения словообразования у дошкольников с ФФН и с ОНР». - Журнал «Логопед в детском саду» №1(4)/05, стр.9.
- Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. - М.: Издательство «Академический проект», 2017.
- Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР.- СПб.: Издательство «Союз», 2001.
- Туманова Т.В. «О словообразовательной компетенции детей с общим недоразвитием речи». - Журнал «Логопед в детском саду» 5(14)/06,стр.17.
- Уварова Т. Б. Наглядно-игровые средства в логопедической работе с дошкольниками. – М.: Издательство «Сфера», 2009.
- Щерба Л.В.; Виноградов В.В. Словообразование в его отношении к грамматике и лексикологии. Вопросы теории и истории языка. – М., 1952.
- Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - М.: Издательство «Просвещение», 1983.