Современные технологии в работе заикающимися дошкольниками

Дата публикации: 2020-09-29 20:37:09
Статью разместил(а):
Перцева Ирина Александровна

Современные технологии в работе с заикающимися дошкольниками

Modern technologies in working with stuttering preschoolers

 

Автор: Перцева Ирина Александровна

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 39», г. Арзамас, Россия.

e-mail: iperceva7@gmail.com

Pertseva Irina Alexandrovna

Kindergarten № 39, Arzamaz, Russia.

e-mail: iperceva7@gmail.com

 

Аннотация: в настоящее время одной из актуальных проблем является постоянный рост количества детей, имеющих речевые нарушения. Заикание относится к одному из самых распространённых расстройств речи.

Abstract: at present one of the urgent problems is the constant growth of the number of children with speech disorders. Stuttering is one of the most common speech disorders.

Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, заикание, логопедическая ритмика.

Keywords: health-preserving technologies, stuttering, speech therapy rhythmics.

Тематическая рубрика: дошкольное образование.

 

Самая важная проблема в современных условиях дошкольного воспитания-сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Выбор здоровьесберегающих технологий, соответствующих дошкольному возрасту, устраняющих перегрузки воспитанников является приоритетным направлением деятельности дошкольных учреждений. В настоящее время одной из актуальных проблем является постоянный рост количества детей, имеющих речевые нарушения.

Заикание относится к одному из самых распространённых расстройств речи. Обычно оно возникает в раннем детстве и при отсутствии необходимой помощи может сохраняться многие годы, являясь помехой при выборе профессии, обучении и в личной жизни. В своих исследованиях Р. Е. Левина, [6] С. В. Леонова, В. И. Селивёрстов, Н. А. Чевелёва констатируют, что заикание часто формирует у человека черты характера, осложняющие его жизнь: робость, неуверенность в своих силах, зависимость от окружающих. Заикание на начальной стадии обычно не очень беспокоит ребёнка, но, усиливаясь, оно вызывает, особенно у детей более впечатлительных, болезненные переживания: боязнь говорить, желание скрыть свой недостаток. Заикающиеся дети начинают избегать разговоров, смущаются, тихо говорят. Подобное переживание отрицательно действуют на психику, изменяет характер ребёнка. Различные речевые нарушения у заикающихся детей быстрее и легче преодолеваются с помощью курса логопедической ритмики.

Исследованием речевого развития детей с заиканием посредством логопедической ритмики занимались Г.А. Волкова (1986), В.А. Гринер (1990), В.И. Дресвянников (1982), Г.Р. Шашкина (2005) (9). Логопедическая ритмика одно из средств развития и совершенствования речи и моторики старших дошкольников с заиканием. Занятия логопедической ритмикой позволяют перевоспитать у заикающегося отношение к своему дефекту, сформулировать новую, правильную установку на взаимоотношения с окружающими, на речевое общение с ними.

Логоритмические занятия дают возможность в рече-двигательной форме проигрывать различные социальные роли, утвердиться в активном, инициативном поведении. В связи с тем, что в МБДОУ "Д/с 39" города Арзамаса открыта группа компенсирующей направленности для детей с заиканием, было решено включить в сетку занятий логоритмику. Целенаправленная работа по коррекции речевых нарушений у дошкольников с заиканием, развитие темпо-ритмических способностей, развитие коммуникативной функции речи, мы решаем посредством логопедической ритмики, которая способствует быстрому и эффективному преодолению речевых нарушений в зависимости от этиологии, механизмов, симптоматики расстройства, этапов логопедической работы, развитию мыслительной деятельности, коррекции двигательной сферы, неречевых психических функций.

В ходе специального обучения нами осуществляется постепенное овладение детьми самостоятельной, свободной от заикания речью. Самостоятельная речь без заикания достигается не путём механических тренировок, а благодаря системе упражнений, предусматривающих воспитание регуляторных механизмов и формирования навыков пользования детьми доступными формами ситуативной речи с последующим усложнением и переходом к контекстной речи. Речевые упражнения с этой целью мы проводим в специально организованных условиях общения. Для этого мы создали специально организованную среду в группе, которая является мобильной, то есть видоизменяется в зависимости от этапов коррекционной работы и от года обучения, их возраста и половой принадлежности, по методике Н.А. Коротковой. Занятия по логоритмике проводим в музыкальном зале 1 раз в неделю. Каждое занятие посвящено одной лексической теме. Планирование логоритмических занятий осуществляется на основе принципов, разработанные Г.А. Волковой [1, 11].

Принцип систематичности будет заключаться в непрерывности, регулярности, планомерности коррекционного процесса.

Принцип сознательности и активности заключается в сознательном и активном отношении ребенка к своей деятельности.

Принцип наглядности должен реализовываться как путем непосредственного показа педагогом движений, так и использованием зрительного образа (картины, игрушки, пиктограммы), образного слова педагога.

Принцип доступности и индивидуального подхода предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей детей.

Этиопатогенетический принцип требует дифференцированного построения занятий в зависимости от причины и патогенеза речевого расстройства, поэтому занятия сроятся по-разному.

Принцип учета симптоматики позволяет соотнести физические возможности детей с речевой патологией, наличием парезов при дизартрии. Учитывая возможности детей, дозируется соответствующая нагрузка.

Принцип этапности, определяет логическую последовательность приобретения, закрепления и совершенствования всего комплекса знаний, умений и навыков.  

В его основу положен принцип от простого к сложному. Основной задачей логопедической ритмики для заикающихся дошкольников являются: нормализация темпа и ритма движений и речи, обучение мышечной релаксации, развитие координационной моторики.

Задачи логопедической ритмики определяются как оздоровительные, образовательные (познавательные), воспитательные, коррекционные. [1, 10].

Средства и методы логопедической ритмики:

Релаксация является очень полезным методом, поскольку овладеть им очень просто-для этого не требуется специального образования и даже природного дара.

Рекомендации по проведению расслабляющих упражнений с детьми:

- Вызвать спокойствие, уравновешенность, уверенность в своей речи, а также закрепить в сознании детей необходимость пользоваться мышечной релаксацией и техникой правильной речи при общении в любой ситуации.

- Использование средства на протяжении всего курса занятий сразу после ходьбы и маршировки.

- Совершенствование умений управлять своими движениями. Понятия большей и меньшей силы мускульного напряжения соотносятся с понятиями «громко» и «тихо» в музыке.

- При выполнении упражнений можно использовать спокойные шумовые фоны или медленную музыку.

В книге для логопедов «Устранение заикания у дошкольников в игре» 1984 И. Г. Выгодской, Е.Л. Пеллингер, Л.П. Успенской [3, 45] предлагается комплекс расслабляющих упражнений в основе которых использована общепринятая методика мышечной релаксации профессора Джекобсона.

Процесс обучения релаксации по предлагаемой системе делится на три этапа: I этап мышечная релаксация по контрасту с напряжением. Расслабление мышц рук, шеи, ног, корпуса и всего тела.

II этап мышечная релаксация по представлению. Внушение состояния покоя и расслабленности; расслабление мимических мышц и мышц речевого аппарата.  

III этап внушение мышечной и эмоциональной релаксации. Введение формул правильной речи.

Метод рисования песком. Работая с песком на плоскости, движения рук становятся размеренными, синхронизируются с ритмом дыхания. Рисовать можно и двумя руками одновременно, что способствует межполушарному взаимодействию (элементы кинезиологии).

Биоэнергопластика - синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой с помощью которой совершенствуется регулирующая и координирующая функции нервной системы, сокращает время занятий, улучшает их результативность.

«Шагистика». С помощью специальных упражнений замедляется темп речи, задаётся нужный ритм, развивает речевое дыхание, а также проводится работа над слоговой структурой слова. Упражнения производятся синхронно под счёт: шаг-цифра. Прошагивать слова или считать цифры на одном выдохе очень хорошо развивает речевое дыхание в процессе произнесения прозаического текста.

Речь, ритм, движение. Большое значение для нормализации темпа и ритма речи имеет выполнение специальных упражнений с использованием слухового контроля и ритмических движений (ходьба, притопывание, прыжки, перешагивание). Допускается отстукивание ритма ногами, отхлопывание руками или кистью одной рукой или пальцами ведущей руки по какому-нибудь предмету, например, по столу, по колену в положении сидя» или по бедру в положении «стоя» с помощью специально подготовленных тренажёров: мягкой груши, бельевых прищепок, парных пуговиц, пластмассовых крышек, слоговой лесенке, «игровой ладошки», мяча, «верёвочных узелков», используя метроном, с помощь пальцев ведущей руки (метод Л.З. Андроновой-Арутюнян), используя рече-ручной-режим (Р-Р-Р) имитация игры на пианино, дирижирование в сопровождении проговаривания.

Формирование речевого дыхания - важная составляющая коррекционно-развивающей работы с заикающимися детьми и одно из условий речевого общения.

Практика использования логопедической ритмики показывает положительную динамику в коррекции речи у детей с разными речевыми нарушениями: с общим недоразвитием речи, фонетико-фонематическими отклонениями, заиканием и др. При каждом варианте нарушения содержание и организация логоритмических занятий выстраиваются в соответствии со структурой данного нарушения, только в этом случае они дают коррекционный эффект.

Я кратко рассказала о системе коррекционной работы, в её основе лежит комплексный подход, а поставленные задачи решаются через создание мобильной коррекционно-развивающей среды, через применение современных коррекционно-развивающих технологий в работе с заикающимися дошкольниками, в частности логоритмики, дающей стабильные, положительные результаты в нашей деятельности.

 

Литература:

  1. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб.для студ. Высш.учебн. заведений. -М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. -272с. – (Коррекционная педагогика).
  2. Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников: Кн. Для логопедов. – М.: Просвещение, 1983 – 144 с.
  3. Выгодская И.Г., Пеллингер Е.Л. Устранение заикания у дошкольников в игре: Кн. Для логопедов. -М.: Просвещение, 1984г.
  4. Выгодская И.Г. Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях. – М., Просвещение, 1993. – 134 с.
  5. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. – М.: Секачев В.Ю., Институт общегуманитарных исследований, 2002. – 160 с.
  6. 6. Левина Р.Е. К проблеме заикания у детей //Дефектология. - 1969. - № 3. - С. 9-17.
  7. Леонова С.В. Психолого-педагогическая коррекция заикания у дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / С.В. Леонова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 128 с.
  8. Селиверстов В.И. Заикание у детей. – М.: ВЛАДОС, 1994. – 200 с.
  9. Шашкина Г.Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 192 с.