Акваигры с элементами цветотерапии в период адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ

Дата публикации: 2020-10-04 18:47:20
Статью разместил(а):
Шкелтиньш Оксана Романовна

Акваигры с элементами цветотерапии в период адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ

Aqua games with elements of color therapy during the adaptation period children of early preschool age to the conditions of preschool education

 

Автор: Шкелтиньш Оксана Романовна

МДОУ "Детский сад № 5", г. Приозерск, Ленинградская область, Россия.

e-mail: oksana.shkeltinsh.73@mail.ru

Shkeltinsh Oxsana Romanovna

Kindergarten № 5, Priozersk, Russia.

e-mail: oksana.shkeltinsh.73@mail.ru

 

Аннотация: в статье речь идет о специфике адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению, а также даются советы для ее повышения.

Abstract: the article deals with the specifics of children's adaptation to preschool educational institutions, and also gives advice for improving it.

Ключевые слова: игры с водой, цветотерапия.

Keywords: water games, color therapy.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

Воспитание и развитие детей раннего возраста – одна из актуальных проблем современного общества. Раннее детство – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал. Именно в эти годы закладываются основы здоровья и интеллекта ребенка, в этом возрасте умственное и нравственное развитие особенно зависит от физического состояния и настроения малыша. Одним из целевых ориентиров образования в раннем возрасте, обозначенных в ФГОС ДО, является интерес ребенка  к окружающим предметам и активные действия  с ними, при этом акцент ставится на положительные  эмоции, которые должен проявлять ребёнок при познании окружающего мира.

Все кто работает с детьми раннего возраста знают, что в первые дни пребывания в детском саду у большинства из них наблюдается эмоциональная неустойчивость, преобладает плаксивое, грустное, в лучшем случае нейтральное настроение. Детей тяжело успокоить, отвлечь чем- либо. На помощь может прийти сама природа и ее неповторимые цвета.

Известный психиатр В.М. Бехтерев утверждал: «Умело подобранная гамма цветов способна благотворнее действовать на нервную систему, чем иные микстуры». Многочисленные исследования, проведенные в рамках направлений «психология восприятия цвета» и «цветотерапия», дают интересные результаты. Так было выявлено, что желтый цвет – один из наиболее предпочитаемых в детском возрасте. Желтый цвет помогает справиться с усталостью, замкнутостью, робостью, скованностью, открыться для общения и взаимодействия с другими людьми. Зеленый цвет в психологии, психотерапии (цветотерапии) обладает собственным особым воздействием на организм человека: успокаивает нервную систему, снижает кровяное давление, помогает уснуть при бессоннице, уменьшает головную боль, постепенно устраняет негативные эмоции, способствует концентрации внимания, приносит человеку спокойствие, гармонию, умиротворение.

Цветотерапия в детском саду (применение в терапевтических целях зеленого, желтого и других цветов) – отличная возможность помогать самым маленьким очень мягкими и естественными способами воздействия.

Взаимодействие с цветом – это отличная возможность помогать самым маленьким очень мягкими и естественными способами воздействия. Еще один естественный способ снизить психоэмоциональное напряжение – это игры с водой. Вода - замечательная среда: она расслабляет, успокаивает, улучшает настроение. Игры с водой имеют терапевтический эффект: играя с водой, ребенок может сбросить отрицательные эмоции и получить положительный заряд. 

В нашем дошкольном учреждении второй год с детьми раннего дошкольного возраста проводятся занятия в форме игр с водой. Такие занятия интересны и привлекательны для детей, поэтому цель нашей работы - способствовать оптимизации психоэмоционального состояния детей раннего возраста через организацию совместной с педагогом деятельности в форме игр с водой. 

Задачи:

- стабилизировать психоэмоциональное состояние детей, возникающее в адаптационный период посещения ДОУ через специально организованную деятельность;

- развивать словарный запас ребенка прежде всего за счёт общеупотребительной лексики (названия предметов, основных признаков и качеств, действий с ними);

- способствовать закаливанию детского организма.

Работа велась в три этапа: подготовительный, основной, заключительный.

На подготовительном этапе мы изучили литературу по данному вопросу, составили план работы, подбирали и готовили необходимые материалы. Оповестили родителей воспитанников о начале занятий объяснив их роль в данном мероприятии: иметь в шкафу для ребенка запасную одежду, наблюдать за изменениями, которые происходят с детьми.

На основном этапе работа была комплексной.

Использовались элементы цветотерапии: рис, окрашенный в желтый и зеленый цвета, дополнительные чашечки, ложечки соответствующего цвета, при помощи которых дети пересыпали рис из емкостей.

Использовались гуашевые краски желтого, зеленого, голубого цветов: на альбомном листе мы рисовали, например, маленькую мышку и просили детей спрятать ее при помощи красок, формируя таким образом  мотив к деятельности и взаимодействию с цветом.

В процессе наблюдения мы пришли к выводу, что дети в результате деятельности отвлекались от своих переживаний, они переставали плакать, у них улучшалось настроение. А в результате совместной работы с педагогом появлялись творческие работы.

В своей работе мы использовали и пластмассовый конструктор, отдельные элементы которого соответствовали одному цвету - желтому, зеленому, синему. В процессе совместной деятельности мы сочиняли сказки про добрый детский сад. Родителям воспитанников было рекомендовано, сочинять и проигрывать подобные сказки со своими детьми дома.

Та же сказочная ситуация привела нас к мини бассейну с водой. Где во время игры появилась Волшебная Капелька, которая стала впоследствии сопровождать нас во время каждой игры. Воспитатель читал приглашение от имени Капельки: «Я, капелька послушная и очень добродушная, я Коленьку (обращение к каждому индивидуально по имени) люблю, играть со собой зову». 

Сказочные мотивы менялись с учетом цели: помочь маленькому кораблику доплыть до другого берега; разыскать красивые камушки, которые утонули; собрать для лягушонка разноцветные игрушки; помочь мыльным пузырям перебраться на другой берег и т.п. В конце деятельности воспитатель читал стихотворение от имени Капельки: «Я, капелька послушная и очень добродушная, я устала, отдохну, до свидания говорю».

Дети во время игр проявили неподдельный интерес, отвечали на вопросы, слышали педагога, выполняли словесные инструкции. Не было ни одного ребенка, который бы продолжал плакать во время игр с водой.

На заключительном этапе мы провели развлечение «В гости к Капельке», на котором дети с большим удовольствием собирали в ведерки «подружек Капельки» (большие и маленькие капельки), прыгали через «лужи». Уходя, Капелька подарила всем участникам мыльные пузыри. Дети были эмоционально раскрепощены и включены в процесс развлечения, никто не остался равнодушным.

По нашим наблюдениям в период проведения игр с водой у большинства детей преобладало радостное настроение, они меньше плакали, легче отвлекались от воспоминаний о маме, легко включались в разнообразную деятельность, которую предлагал воспитатель.

В период проведения игр с водой посещаемость детей была на высоком уровне, что говорит о пользе в укреплении физического здоровья детей.

Родители воспитанников отмечали, что дети просятся в детский сад, идут в садик с удовольствием. Делились впечатлениями об организованных в домашних условиях играх с водой, о позитивных эмоциях, которые демонстрировали дети дома. Таким образом, исходя из полученных результатов мы сделали вывод, что подобная форма работа эффективна в адаптационный период в раннем дошкольном возрасте.