Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста через игру в шахматы

Дата публикации: 2020-10-06 17:52:17
Статью разместил(а):
Борисова Надежда Степановна

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста через игру в шахматы

Development of cognitive interest in children of older preschool age through the game of chess

 

Автор: Борисова Надежда Степановна

МБДОУ "Детский сад № 33", г. Воткинск, Удмуртская Республика, Россия.

e-mail: nadezhdaborisova75@yandex.ru

Borisova Nadezhda Stepanovna

Kindergarten No. 33, Votkinsk, Udmurt Republic, Russia.

e-mail: nadezhdaborisova75@yandex.ru

 

Аннотация. Статья о развитии познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста к игре в шахматы. Рассматриваются вопросы поэтапного знакомства дошкольников с шахматами, как игрой. Дан примерный план организации работы на базе детского сада.

Abstract. The article is about the development of cognitive interest in the game of chess in older preschool children. The questions of step-by-step acquaintance of preschool children with chess as a game are considered. An approximate plan for the organization of work on the basis of a kindergarten is given.

Ключевые слова: познавательный интерес, дошкольники, игра в шахматы.

Keywords: cognitive interest, preschoolers, chess game.

Тематическая рубрика. Дошкольное образование.

 

Познавательный интерес к шахматам - это избирательное положительное, эмоционально окрашенное отношение ребенка к шахматам, проявляющееся в предпочтении данного вида деятельности другим, стремление получать больше знаний и представлений по данному виду деятельности и использовать их в самостоятельной деятельности.

На основании качественных и количественных показателей познавательного интереса к шахматам можно охарактеризовать его особенности, а именно: предметную направленность, действенность, глубину и устойчивость.

Говоря о предметной направленности, следует отметить, что при  знакомстве с шахматами детей привлекают такие виды деятельности: знакомство с шахматными фигурами и их расстановка, правила хода каждой фигуры, изучение шахматной доски и её расположение между игроками, ориентировка на шахматной доске, шахматные термины.

Рассматривая такую качественную характеристику познавательного интереса, как действенность, можно указать, что большинство детей не увлечены шахматами, не активны, не готовы решать шахматные задачи.

Проявление такой особенности интереса как глубина, предполагает наличие высокого уровня знаний об игре в шахматы, способности решать шахматные задачи разной сложности.

Опыт работы показывает, что детей с такими особенностями обычно бывает немного, т.е. у преобладающей части детей проявляется неглубокий интерес. Они не играю в шахматы дома, и предпочитают им другие виды деятельности. Познавательный интерес к шахматам у большинства детей можно охарактеризовать как ситуативный, эпизодический, неустойчивый, неактивный, неглубокий.

Но познавательный интерес к игре в шахматы можно формировать незаметно для ребенка в три этапа: подготовительный, основной, заключительный.

Подготовительный этап, в ходе которого у детей закладываются определенный объём знаний об игре в шахматы, формируется положительное эмоциональное отношение к шахматам. Прочные знания – это отправной момент развития познавательного интереса, но в то же время и его результат. Удовлетворение от приобретения знаний и возможность на их основе искать и самостоятельно добывать новые знания – залог формирования стойких интересов, особенно, если в процессе приобретения знаний возникают вопросы и ставятся новые задачи. Тогда интерес становится неисчерпаемым, глубоким и устойчивым.

В самом начале развития познавательного интереса важна не развлекательность, а привлекательность. Формируя у дошкольников знания, нужно пробудить у них любознательность, эмоциональный отклик, побуждающий к действию, появлению радости познания, что приводит к возникновению интереса, а он, в свою очередь, повышает активность и эффективность усвоения знаний, умений и навыков.

С целью воспитания положительного эмоционального отношения к шахматам, служащего основой ситуативного познавательного интереса, с детьми старшего дошкольного возраста может быть проведена серия познавательных бесед, направленных на сообщение некоторых интересных сведений о шахматах, истории возникновения шахмат, отгадывание загадок, ребусов, разучивание физминуток.

Этому способствуют познавательные беседы: «Как и где появились шахматы», «Древние шахматы», «Общие правила поведения во время шахматных поединков». При проведении такого рода бесед необходимо руководствоваться рекомендациями Дерябиной С.Е., Гришина В.Г., Сухина И.Г.

Беседы строятся так, чтобы пробудить активность познания, сформировать понимание практической значимости умения играть в шахматы. Этому способствует наглядный материал: изображение первых шахмат в разных странах, просмотр мультфильмов: «История шахмат», «Смешарики и шахматы», «Фиксики и шахматы», серию коротких обучающих анимационных шахматных мультфильмов «Учимся, играя в шахматы» первый год обучения автор: Губатенко Н.Ю. После просмотра, необходимо обсудить с ребенком, что он увидел и понял из этого мультфильма. Предварительно полезно узнать у детей, кто уже умеет играть в шахматы, а так же выяснить, у кого дома имеются шахматы, кому могут их купить в ближайшее время.

В результате подобного рода бесед у детей формируется активность, а затем и интерес к шахматам, о чем свидетельствуют вопросы детей, предложения помочь воспитателю в подготовке к занятию.

На этапе  создания положительного эмоционального отношения к объекту интерес возникает как эпизодическое переживание. Он, неустойчив, непостоянен, быстро исчезает без дополнительных стимулов. Для полноценного развития личности необходимо формировать активный, устойчивый интерес. Поэтому на втором этапе формирования познавательного интереса к шахматам, ведущим условием должен стать характер организации деятельности детей. Чтобы воспитать у дошкольников готовность справляться с заданиями, преодолевать возможные затруднения, проявляя при этом настойчивость в достижении цели, необходимо создать интерес к деятельности, на основе которого возможно формирование желания познавать.

Шахматы должны постепенно стать продолжением детских игр и забав. Какой-либо «принудительный элемент» здесь должен начисто отсутствовать. Сам процесс знакомства с игрой в шахматы должен быть обличён в форму увлекательной игры. Для этого можно предложить сказки, где действующие герои – ровесники дошколят, стихи, загадки, рассматривание рисунков,  эстафету на быструю и правильную расстановку пешек и фигур, придумывание самими детьми шахматных загадок, отгадывание загадок из «Шахматной шкатулки».

Воспитатель постепенно приучает дошкольников видеть всю доску, а также отдельное поле (клеточку, квадрат), равномерно распределять внимание по всей доске. Постепенно количество знакомых и разученных пешек и фигур увеличивается до полного комплекта, и только тогда можно приступить к игре вначале всеми пешками, а затем пешками и фигурами. Важно, чтобы дети твёрдо усвоили согласованность действий пешек с пешками, пешек с каждой фигурой, каждой фигуры друг с другом. Нужно научить детей запоминать различные простейшие ловушки и комбинации, например: «Детский мат», а затем переходить к решению шахматных задач, отгадыванию загадок, подготовить их к участию в  костюмированном «Шахматном карнавале», квест-игре с родителями.

Среди многочисленных способов создания интереса одно из ведущих мест занимают игровые приемы. С одной стороны они помогают раскрыть перед детьми смысл усвоения знаний, заинтересовать их; с другой – игра позволяет создать условия, при которых ребёнок усваивает знания самостоятельно без принуждения. И это стимулирует интерес к получению знаний. Именно поэтому необходимо предусматривать такую организацию занятий, когда в каждом из них применяется дидактическая игра или игровое упражнение. Например: «Чьи следы?», «Секретная фигура», «Волшебный мешочек», «Большая - маленькая», «Что общего?»,  «Угадай-ка» и другие игры. Использование различного наглядного материала, усложнение содержания игры, введение новых игровых действий, позволяет не только разнообразить игру, но и сделать её по-новому привлекательной. Еще одно преимущество игры: она раскрепощает ребёнка, даёт ему возможность легко и непринуждённо выражать свои чувства, стремления, интересы. Этому способствует организация занятий, которая может быть проведена в форме сюжетно-ролевой игры, квеста, игры-путешествия и пр.

Очень важно в процессе обучения игре в шахматы воспитывать привычку к преодолению трудностей. Этому способствует построение работы по дидактическим принципам (от простого к сложному, от легкого к более трудному, от известного к неизвестному, время от времени внося в деятельность элементы занимательности и новизны).

В «Программе детского сада»  предусмотрена игра в шашки, но в старшем дошкольном возрасте можно запланировать знакомство с шахматами (как настольно-печатной игрой) в вечерний отрывок времени по 20-25 мин.

На заключительном этапе формирования познавательного интереса к игре в шахматы детям можно предлагать решение шахматных задач на 2-3 хода, проблемные ситуации, участие в городских турнирах по шахматам.

Определённую работу следует провести и с родителями. С целью изучения потребности в обучении детей старшего дошкольного возраста на подготовительном этапе целесообразно провести среди родителей анкетирование «Шахматы для дошкольников». 

Для привлечения их внимания к процессу и результатам формирования познавательного интереса к игре в шахматы в содержание уголка для родителей можно включить рубрику: «Советы и рекомендации по использованию занимательного материала». Можно оформить уголок для родителей «Занимательные шахматы» или «В стране Шахматных чудес» по следующим разделам:

«Готовность познавать» (информация о познавательном интересе).

«Играйте вместе с нами» (описание игровых упражнений, шахматных задач).

«Вопросы из «Шахматной шкатулки» (вопросы о шахматах с ответами).

«Используйте для развития детей» (литература, рекомендуемая для изучения).

Можно провести индивидуальные и групповые консультации, например, на тему «Интересы Вашего ребенка», открытые развлечения, родительские собрания в нетрадиционной форме, например, в форме квест-игры «Задачки Шахматного короля», в форме игры «Мозгобойня» и пр.

Не вызывает сомнений, что родители в состоянии придумать для ребенка какие-то «около шахматные» игры, типа лото, игры-инсценировки сказки. Смогут сделать вместе с ним простейшие, но занятные рисунки, изготовить необычные шахматы. Можно организовать выставку  детско - родительского творчества « В стране Шахматных чудес».

Данные мероприятия способствуют формированию у родителей желания осуществлять работу по развитию познавательного интереса, где через игру в шахматы в единстве с воспитателем развивается этот интерес во все более устойчиво и глубоко.

Целенаправленная воспитательная работа по развитию познавательного интереса к шахматам предполагает наличие соответствующего уровня подготовки воспитателей, формирование у них знаний об особенностях возникновения и развития интереса у дошкольников знаний, о шахматах и методических,  умений организовать деятельность детей. Поэтому на первом этапе работы большое внимание уделяется повышению уровня знаний о шахматах и общей культуре воспитателей. С этой целью можно провести семинар-практикум «Ознакомление дошкольников с шахматами», педсовет «Воспитание познавательного интереса к шахматам у детей дошкольного возраста» и пр.

Предлагается следующая программа формирования готовности воспитателей к работе по воспитанию познавательного интереса к шахматам у детей старшего дошкольного возраста, которая реализуется на протяжении всего процесса формирования познавательных процессов в ДОУ.

Форма организации

Цель

Консультация «Психолого-педагогические особенности ознакомления детей с шахматами»

Познакомить с одним из эффективных методов интеллектуального развития

Семинар-практикум «Использование занимательного материала по ознакомлению с шахматами в процессе формирования элементарных представлений о шахматах у детей дошкольного возраста»

Научить воспитателей отбирать занимательный материал, изготавливать его, разрабатывать варианты и знакомить с правилами его применения в работе с детьми

Педсовет «Воспитание познавательного интереса к шахматам у детей старшего дошкольного возраста»

Познакомить с особенностями познавательного интереса к шахматам у дошкольников, методами активизации познавательной деятельности детей в процессе их развития»

Консультация «Организация шахматного уголка для самостоятельной деятельности детей в детском саду»

Познакомить с принципами отбора содержания и методикой работы в уголке

Курсы повышения квалификации «Методика преподавания шахмат в ДОУ с использованием интернет технологий

Углубить и расширить знания по методике работы по обучению дошкольников игре в шахматы

На основании всего вышесказанного можно предложить следующую схему поэтапного формирования познавательного интереса к шахматам у детей старшего дошкольного возраста.

Этапы формирования познавательного интереса к шахматам

Этап

Участники

Определяющие факторы

Средства

Результат

Подготовительный

Дети

Наличие определенного объёма знаний о шахматах

Познавательные беседы

Эпизодический, ситуативный интерес

Воспитатели

Методическая грамотность воспитателя, его творческий подход к организации работы  по ознакомлению с шахматами

Групповые консультации, деловые игры, семинары - практикумы

Родители

Анкетирование «Шахматы для дошкольников». Формирование желания воспитывать познавательный интерес к шахматам в единстве с воспитателем

Уголок «Занимательные шахматы», лепбук «Шахматы для дошкольников»

Основной

Дети

Активная деятельность по ознакомлению с шахматами

Непосредственно образовательная и проектная деятельность, квест-игры, викторины по ознакомлению с шахматами,  самостоятельная деятельность детей, развивающие игры и упражнения

Активный, действенный интерес

Воспитатели

Занимательность в методах преподнесения материала по ознакомлению с шахматами

Индивидуальные консультации, педсовет

Родители

Привлечение родителей к работе по воспитанию у детей познавательного интереса к шахматам

Открытые мероприятия, вечер досуга, детско-родительская выставка «Необычные шахматы своими руками»

Заключительный

Дети

Формирование  способностей детей  к игре в шахматы

Решение шахматных задач. Проблемные ситуации.

Сражения в любительских партиях (в течение недели).

«Официальные» турниры на «чемпиона недели» (по пятницам).

Устойчивый, глубокий интерес

Воспитатели

Игры с детьми в шахматы с использованием решения шахматных задач

Семинар-практикум

Родители

Использование форм работы с родителями, обеспечивающих их активное участие

Родительские собрания в форме квест-игры «Задачки шахматного короля»

Все дети изначально талантливы. Но, знакомя с элементарными правилами игры, дошкольнику следует помочь усвоить извечную истину: шахматы – дело занимательное, увлекательное, но сложное, шахматы – это каждодневный труд, труд упорный и настойчивый.

Шахматная игра может занять определенное место в педагогическом процессе детского сада, так как она учит дошкольников логически мыслить, запоминать, сравнивать и предвидеть результат, планировать свою деятельность, дисциплинирует мышление, воспитывает сосредоточенность, развивает память.

Цель детского сада не столько обучить, сколько активизировать интерес к шахматам у дошкольников, познакомить с азами древней игры.

 

Литература:

1. Вахрушева Л.Н. «Воспитание познавательных интересов у детей 5-7 лет».

2. Гришин В.Г. «Малыши играют в шахматы».

3. Дерябина С.Е. «Рабочая тетрадь для дошкольников».

4. Сухин И.Г. «Шахматы для самых маленьких».

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN