Формирование социальной компетентности дошкольников в игровой деятельности

Дата публикации: 2020-12-08 14:40:23
Статью разместил(а):
Мостова Екатерина Владимировна

Формирование социальной компетентности дошкольников в игровой деятельности

Formation of social competence of preschool children in play activities

 

Автор: Мостова Екатерина Владимировна

МДОУ "Старомайнский детский сад № 5", р.п. Старая Майна, Россия.

E-mail: katena.mostova@mail.ru 

Mostova Ekaterina Vladimirovna

Kindergarten № 5, Staraya Mayna, Russia.

E-mail: katena.mostova@mail.ru 

 

Аннотация: В данной статье идет речь об игре как самостоятельной детской деятельности. Игра способствует освоению опыта человеческой деятельности, формирует основы социального поведения ребенка. Игра как форма организации детской жизни важна тем, что служит становлению психики ребенка, его личности.   

Abstract: this article deals with the game as an independent children's activity. The game contributes to the development of the experience of human activity, forms the basis of social behavior of the child. Play as a form of organization of children's life is important because it serves to develop the child's psyche and personality.

Ключевые слова: компетентность дошкольника, игровая деятельность.

Keywords: preschooler's competence, gaming activities.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

Сегодня мы живем в очень непростом мире. Жизнь ставит нас в сложные ситуации, требующие адекватных решений. Только уверенный в себе, в своих возможностях человек может добиться высоких результатов, развивать творческие способности и активно самовыражаться. Радикальные преобразования последних лет, ставят особые задачи перед системой дошкольного образования.

Основным приоритетом сегодня выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком.  Издавна дошкольный возраст считался  возрастом для игры. И это не случайно. Почти все, чем занимаются дети в свободное время, они называют игрой. В настоящее время специалисты дошкольной педагогики и психологии признают, что игра как важнейшая специфическая деятельность ребенка, должна выполнять широкие общевоспитательные социальные функции. Это наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения  ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении. Выдающийся исследователь в области отечественной психологии Л.С.Выготский подчеркивал неповторимую специфику дошкольной игры. Она заключается в том, что свобода и самостоятельность играющих сочетается со строгим, безоговорочным подчинением правилам игры. Такое добровольное подчинение правилам происходит в том случае, когда они не навязываются извне, а вытекают из содержания игры, ее задач.

Игра как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребенка, она способствует освоению им опыта человеческой деятельности, формирует основы социального поведения ребенка. Игра как форма организации детской жизни важна тем, что служит становлению психики ребенка, его личности.   Развивающая игровая деятельность продуктивно используется в образовании и воспитании детей на протяжении всей истории педагогики, позволяя детям относительно легко и непринужденно познать себя и окружающий мир.

Влияние игры на формирование навыков социальной компетентности личности дошкольника заключается в том, что, благодаря игровому подражанию и ролевому перевоплощению он знакомится с нормами и моделями поведения и взаимоотношений детей и взрослых людей, которые становятся образцами для его собственного поведения. В игре ребенок приобретает основные навыки социальной компетентности, необходимые для установления контакта и развития взаимодействия с окружающим миром .Игры обусловливают физическое, духовное, эмоциональное развитие детей, способствуют интеллектуальному процессу личности, демонстрируют образцы цивилизованного социального поведения.

Несформированная в дошкольном возрасте социализация ведет к низкой успеваемости, агрессивности, применению физической силы. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы социальной компетентности ребенка, определяя траектории развития и успешной адаптации в меняющемся социуме. Активное использование детьми игр   способствует наилучшему развитию их личности и подготовки к дальнейшей жизни. Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит  через игру как ведущую детскую деятельность. Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. И наша задача – правильно и умело помочь детям приобрести в игре необходимые социальные навыки.

С учетом специфики эмоционального поведения следует применять различные виды  игр: сюжетно-ролевые, игры драматизации, игры с правилами.

Особое внимание эмоциональному воспитанию, навыкам общения уделяется в процессе театрализованной деятельности. Театрализованная игра направлена на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу и уметь общаться со сверстниками в различных жизненных ситуациях. Участвуя в театрализованных играх, дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных растений. Тематика театрализованных игр может быть разнообразной. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребёнка позволяет использовать их сильное, но ненавязчивое педагогическое средство развития речи дошкольников, которые во время игры чувствуют себя раскованно, свободно и активно взаимодействуют друг с другом и взрослыми. 

Одной из форм игры, распространенной в дошкольном возрасте являются игры с правилами. Отношения в этих играх определяются уже не ролями, а правилами и нормами. Именно в них развивается способность детей принимать правила и нормы и подчиняться им. Игры с правилами обязательно предполагают партнера, и воспитатель, создавая специальные условия, может повернуть внимание ребенка на играющих с ним сверстников, развивая их отношения. Игра с правилами предполагают также специфические формы общения – отношения равных внутри одной команды. Это дает возможность выйти  за рамки ролевых отношений к отношениям личностным, развивает у детей чувство сплоченности. Это особенно важно в связи с тем, что возникающие внутри игр с правилами отношения начинают переноситься  ими в дальнейшую реальную жизнь.

Широкое использование методик, где игра выступает своеобразной сферой, в которой происходит налаживание отношений ребенка с окружающим миром и людьми позволяет ребенку активно изучать и осваивать окружающий мир и является непременным условием разностороннего развития личности. Осуществляя  эту работу, можно добиться высоких результатов в развитии личности детей, их самосознания, самоуважения, самолюбия, самоутверждения, развития собственного «Я».

Творческие игры создаются самими детьми. Тематика этих игр многообразна. Дети изображают быт семьи, строительство новых домов, наши праздники. В этих играх чаще всего их внимание привлекают отношения между людьми – заботы матери, ласковое обращение бабушки и других членов семьи, поведение детей. Семья, детский сад показывают детям пример любви к труду, к своему городу. Дружеские отношения друг к другу. Все эти качества проявляются в играх детей.

Таким образом, игровая деятельность в процессе формирования социальной и коммуникативной культуры является приоритетной, так как игра дает ребенку доступные для него способы моделирования окружающей жизни, усвоения образцов поведения.