Обогащение словарного запаса у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность
Обогащение словарного запаса у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность
Enrichment of vocabulary in preschool children through theatrical activities
Автор: Гурьянова Вера Павловна
МКДОУ «Детский сад № 5», г. Еманжелинск, Челябинская область, Россия.
e-mail: kolosok.douv5@mail.ru
Guryanova Vera Pavlovna
Kindergarten № 5, Yemanzhelinsk, Chelyabinsk Region, Russia.
e-mail: kolosok.douv5@mail.ru
Аннотация: В статье рассматривается одно из направлений речевого развития в дошкольной образовательной организации. Указаны основные задачи и особенности работы педагогов и специалистов по обогащению словарного запаса у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность.
Abstract: The article examines one of the directions of speech development in a preschool educational organization. The main tasks and features of the work of teachers and specialists in enriching the vocabulary of preschool children through theatrical activities are indicated.
Ключевые слова: словарный запас, дошкольный возраст, театрализованная деятельность.
Keywords: vocabulary, preschool age, theatrical activity.
Тематическая рубрика: дошкольное образование.
На сегодняшний день в дошкольном образовании речевое развитие рассматривается как одна из основ воспитания и обучения ребенка. От уровня овладения речью зависит успешность обучения ребенка в школе, а также умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Однако в последние годы учителя начальных классов отмечают, как много учеников приходит в первый класс с «недоразвитостью» речи. Дети не всегда понимают точное смысловое значение многих слов и не чувствуют их смыслового «родства».
Обогащение словарного запаса происходит через понимание ребёнком большого количества слов при условии чёткого соотнесения их с реальными предметами, действиями и признаками предметов и действий. Каждое новое слово должно быть понятно ребенку, опираться на конкретную ситуацию и должны входить в словарь в сочетании с другими словами. Хорошая речь – важное условие многогранного полновесного развития ребёнка. Чем богаче и вернее речь ребенка, тем проще ему выразить собственные мысли, тем обширнее его возможности в узнавании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее коммуникации со сверстниками и взрослыми, тем деятельнее проходит его психическое развитие.
Необходимо принять во внимание, что в раннем и младшем дошкольном возрасте словарный запас никак не систематизирован, поскольку усваивается хаотично, в зависимости от конкретных жизненных ситуаций. Подрастая, дети начинают мысленно объединять некоторые предметы в определённые группы, что происходит, скорее всего, невольно. Далее ребёнок начинает чувствовать уже более глубокую общность между словами и постепенно переходит к их систематизации по тематическим группам, в которых объединяются предметы, имеющие общее назначение.
Развивая словарный запас у детей дошкольного возраста, воспитателю необходимо:
1. Обеспечить знание детьми достаточно большого количества слов (существительных, прилагательных, глаголов, наречий) путём систематической работы над обогащением словарного запаса.
2. Обеспечить точное понимание смыслового значения каждого усвоенного ими слова, ибо не должно быть в речи таких слов, за которыми «ничего не стоит».
3. Позаботиться о систематизации имеющегося у них словарного запаса, то есть помочь им почувствовать существование внутренней связи между большими группами слов, объединённых в эти группы по каким-то определённым принципам (например, одни слова обозначают предметы, другие – действия, третьи –признаки предметов и действий, причём внутри каждой из названных групп выделяются более мелкие подгруппы и т.д.).
4. Познакомить с переносным значением многих слов (типа «золотая осень», «светлая голова» и пр.).
5. Воспитать простейшие навыки словообразования (образование новых однокоренных слов при помощи приставок и суффиксов, например: «приехал – уехал – переехал – приезд – отъезд – переезд»; «дом – домик, шишка – шишечка»).
6. Научить отличать «родственные» по своему смысловому значению слова, имеющие общий корень («лес – лесок – лесной – лесник»; «лиса – лисонька – лисица – лисёнок – лисий») от слов, лишь внешне похожих, сходных только по звучанию, но совершенно различных по смыслу («бра, брат, брак, брать»; «торт, корт, сорт, порт, борт, форт».
7. Воспитать на этой основе первоначальный практический навык самостоятельного подбора родственных слов [5].
Понять и систематизировать смысл слов у детей дошкольного возраста достаточно нелёгкая задача; для этого от педагога требуется терпение, изобретательность и постоянный поиск новых направлений, способствующих обогащению словарного запаса. Одним из таких направлений является театрализованная деятельность. Это разновидность ведущей (игровой) деятельности, а значит, оказывает влияние на развитие детей дошкольного возраста, а также, в силу своей специфики, обладает определенным потенциалом в формировании речевых навыков ребенка.
Артемова Л.В. указывает, что «театрализованная деятельность оказывает позитивное влияние на развитие различных сторон речи дошкольника в силу двух причин: в театрализованной деятельности используются лучшие образцы художественного слова; естественная ситуация речевого общения активизирует словарь, совершенствует связную речь и грамматический строй речи» [1].
Театрализованная деятельность – наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки информации и умение представлять героя произведения, его переживания, конкретную обстановку, в которой развиваются события. Всё это во многом зависит от личного опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить. Работа с детьми над образами персонажей включает в себя и развитие пластики, двигательных способностей, эмоционального состояния, поведенческих норм, нравственного развития. В процессе долгой работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно пополняется словарь ребенка, звуковая сторона речи.
Театрализованная деятельность предполагает:
· просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
· игры-драматизации;
· подготовку и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
· упражнения по формированию выразительности исполнения.
Главная особенность этих игр в том, что ребенок обучается незаметно для него самого, он артист, который учится понятно изъясняться и действовать. Дети сами могут сочинять, импровизировать, инсценировать какой-нибудь готовый литературный материал. Это словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям.
Основные этапы развития театрализованной деятельности состоят в постепенном переходе ребенка:
· от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности;
· от индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из трех-пяти сверстников, исполняющих роли;
· от имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя и освоению роли как созданию простого «типичного» образа в игре-драматизации.
Умело поставленные воспитателем вопросы при подготовке к театрализованной деятельности побуждают детей думать, анализировать смысл произносимых слов, делать выводы и обобщения. Увиденное и пережитое в самодеятельных театрализованных представлениях расширяет кругозор детей, вызывает потребность рассказывать о своих впечатлениях своим друзьям и родителям. Это совершенствует умственное развитие и тесно связанное с ним обогащение словарного запаса.
Систематизация словарного запаса у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность является эффективным и ненавязчивым педагогическим средством, в которой ребенок чувствует себя раскованно и свободно и является надёжным залогом того, что в школе он хорошо усвоит грамматические правила. Следовательно, организованная работа педагогов и специалистов дошкольных образовательных организаций является необходимой помощью в полноценном формировании устной речи у детей дошкольного возраста, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения «учить играя».
Список литературы:
1. Артёмова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. – М., 1991. – 172 с.
2. Анохина Т.А., Васильева С.Н. Воздействие театрализованных игр на развитие речи ребенка. – В сборнике: воспитание и обучение: теория. Методика и практика сборник материалов VIII международной научно-практической конференции. 2016. - С. 120-121с.
3. Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников: 2 – 5 лет. – М., 2007. – 256 с.
4. Доронова Т.Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности// Ребенок в детском саду.- 2001.-№2
5. Парамонова Л.Г. Развитие словарного запаса у детей. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007.- 80с.