Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

     
kn publ 1       kn publ 2
     
     
kn publ 3       kn E
     

Использование рисования песком в работе педагога-психолога с детьми дошкольного возраста

Дата публикации: 2021-02-18 11:07:05
Статью разместил(а):
Добротворская Елена Владимировна

Использование рисования песком в работе педагога-психолога с детьми дошкольного возраста

Using by a teacher-psychologist the method of drawing with sand in the work with preschool children

 

Автор: Добротворская Елена Владимировна

МКДОУ "Детский сад №14 общеразвивающего вида городского округа город Нововоронеж", г. Нововоронеж, Воронежская область, Россия.

e-mail: ko.lenochka84@gmail.com

Dobrotvorskaya Elena

Kindergarten No. 14, Novovoronezh city, Voronezh Region, Russia.

e-mail: ko.lenochka84@gmail.com

 

Аннотация: В этой статье автор пишет о том, что рисование песком в работе с детьми дошкольного возраста способствует поддержанию психического здоровья, развитию эмоциональной сферы детей и их познавательных процессов. Песочная анимация - универсальный инструмент в работе педагога-психолога.

Abstract: In the paper, the author writes that the drawing with sand method in the work with preschool children contributes to the maintenance of mental health, the development of the emotional sphere of children and their cognitive processes. Sand animation is a multipurpose tool in the work of a teacher-psychologist.

Ключевые слова: песочная анимация, рисование песком, дошкольный возраст, работа педагога-психолога.

Keywords: sand animation, drawing with sand, preschool age, work of a teacher-psychologist

Тематическая рубрика: Дошкольное образование  

 

"Часто руки знают, как распутать то,

над чем тщетно бьётся разум"

К.Г. Юнг

Сегодня мы живем в очень непростом мире, постоянно попадая в сложные ситуации, требующие адекватных решений. Чтобы добиваться высоких результатов, развивать творческие способности и уметь самовыражаться, нужно быть уверенным в себе человеком. Далеко не все могут справиться с этим. В результате люди испытывают страх, тревожность, трудности в общении, проявляют агрессию.

Именно поэтому так актуальна сегодня проблема изучения эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. По мнению В.В. Зеньковского "Детство - золотой век эмоционального в нас". Не возможно эффективно общаться и взаимодействовать, если участники не понимают эмоциональное состояние другого и не могут управлять собственными эмоциями.

Распознавать и передавать эмоции для ребенка сложно, и для этого требуются определенные знания и умения. В жизни детей эмоции очень важны: они помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Выражение ребенком своих чувств - важный показатель понимания им своего внутреннего мира, свидетельствующий о психическом состоянии, благополучии, перспективах развития.

В настоящее время наблюдается закономерность в том, что под воздействием ряда факторов у детей могут возникать негативные эмоциональные переживания (тревожность, выражающаяся в конфликтности и агрессии, неуверенность, ведущая к замкнутости и депрессивности). К таким факторам можно отнести окружающую среду, общение со взрослыми и сверстниками, компьютерные игры, средства массовой информации...

Подражая увиденному, находясь по влиянием телевидения и социума, дети перенимают неуместные способы поведения и грубое выражение чувств. В современном мире забываются важные нравственные категории: любовь, добро, сострадание, помощь ближнему и сочувствие. Взрослые зачастую живут в постоянной «гонке» - пытаясь обеспечить достойную жизнь себе и своим детям, забывают дать им самое главное - любовь и ласку, научить уважению, проявлению заботы, состраданию. Все больше людей становятся черствыми, бедными душой и, как следствие, дети вырастают такими же.

Негативные способы поведения из жизни дети переносят и в игру. А ведь игра в жизни детей занимает главную роль. Она вызывает положительные эмоции, дарит радость, создает "зону защиты" для ребенка. Игра - лучший способ выразить свои переживания, исследовать мир, выстроить отношения.

Как писал К.Д. Ушинский: "Самая лучшая игрушка для детей ‑ кучка песка!". Первое общение детей друг с другом происходит в песочнице, через игру с песком они учатся взаимодействовать. Проигрывая жизненные ситуации на песке, дети учатся выражать свои чувства, конструктивному общению, взаимопомощи.

Рисование песком - занятие не просто увлекательное, для ребёнка это открытие нового волшебного мира песочных историй.

Техника рисования песком обладает художественным и терапевтическим достоинствами. Песок способен "заземлять" негативные эмоции, он несёт в себе возможность трансформации. Этот "разговор" рук с песком даёт огромнейший психокорректирующий ресурсный эффект. Рисование песком целительно уже само по себе.

Сегодня специалисты уже доказали на практике эффективность применения метода песочного рисования "Sand-Art" для работы с разнообразной психологической проблематикой: разрешение семейных конфликтов, гармонизация детско-родительских отношений, стабилизация актуального психоэмоционального состояния и другие психокоррекционные задачи.

Рисование песком отлично подходит для поддержания психического здоровья, развития эмоциональной сферы детей, развития познавательных процессов, влияет на становление всех сторон личности ребенка. Дает прекрасную возможность выразить свое отношение к окружающему миру, найти то, что тревожит и беспокоит. Рисование песком - это простота, красота, пластичность, уменьшение стресса, воздействие светом, цветом, музыкой.

Актуальные проблемы, решаемые с помощью рисования песком:

• развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности;

развитие воображения, творческого мышления;

развитие высших психических процессов;

развитие двух полушарий головного мозга (активизация стволовых структур мозга, межполушарного взаимодействия);

снятие стресса и гармонизация внутреннего состояния.

Преимущества метода рисования на песке перед другими формами арт-терапии:

· Процесс прост и приятен. Не требуется никаких специальных умений и навыков. И сам материал - песок - необыкновенно приятен.

· Рисование песком даёт возможность трансформации, мгновенного изменения творческого произведения без потери его красоты и не прибегая к полной реконструкции.

· Работая с песком на плоскости, движения становятся размеренными, синхронизируются с ритмом дыхания. А при работе с песком под музыку, задействуются одновременно зрительный, слуховой и кинестетический каналы, что позволяет полноценному восприятию этого мира, и возможностью вчувствоваться в него.

· Техника помогает развить тонкую моторику, что особенно полезно для детей (потому что через стимуляцию пальцев рук развивается мозг).

· Рисовать можно двумя руками симметрично, что способствует гармоничному развитию двух полушарий головного мозга, и внутреннему центрированию.

Психологические проблемы, при которых полезно применять песочное рисование в сочетании с другими методами:

· проблемы поведения детей: агрессивность, непослушание, гиперактивность;

· эмоциональные проблемы: неуверенность в себе, низкая самооценка, застенчивость, тревожность, страхи, ночные кошмары;

· семейные проблемы: развод, появление младшего ребёнка, стрессовая ситуация, смена места жительства;

· коммуникативные проблемы: поступление или смена детского садика, трудности в общении с другими детьми и взрослыми.

Занятия с песком хорошо использовать с замкнутыми, тревожными, неуверенными в себе детьми, потому что рисунок на песке легко исправить, если вдруг что-то не получается или вообще удалить. Рисование песком позволяет расслабиться; недаром говорят, что песок «заземляет» негативные эмоции, снимает стрессы и внутренние зажимы, поэтому работу с песком полезно также проводить с агрессивными, гиперактивными и легко возбудимыми детьми.

Песочная анимация родом из XX века. В различных источниках говорится, что изобретателем стиля является канадский режиссер-мультипликатор Кэролин Лиф. Она представила зрителям мультфильм "Песок, или Питер и Волк", выполненный в данной технике, в 1969 году.

Однако, похожей техникой для создания своих анимационных фильмов пользовались швейцарцы Эрнест и Жизель Ансорг уже с 1958 года. В их работах использовались песок, порошковые и металлические частицы, которыми они управляли при помощи магнитов.

Сегодня песочной анимацией (Sand-Art) называют сыпучую анимацию, или технику порошка. При чем в качестве материала можно использовать не только песок, но и другие сыпучие вещества (соль, манку, какао, стружку и т.д.).

На сегодняшний день в психологии и психотерапии много пишут и говорят о рисовании песком. Песочная терапия широко используется в работе психологами, как в классическом её виде (метод созданный Дорой Калф), так и в разнообразных вариациях песочной арт-терапии, программах психоэмоциональной саморегуляции, тренингах, медитациях с песком. Бытует единогласное мнение, что рисование песком помогает развивать творческие способности, развивает фантазию, внимание, пространственное восприятие и мелкую моторику, успокаивает и гармонизирует психоэмоциональное состояние. Манипулируя сыпучим материалом, мы избавляемся от негативных эмоций. Карл Густав Юнг, основатель аналитической психотерапии, считал, что при игре с песком "активизируются возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике".

Материалы и оборудование для использования метода "Sand-Art".

Противопоказанием к работе песком является аллергия на пыль, кожные заболевания, порезы на руках и лёгочные заболевания.

Для проведения занятий с использованием песочного рисования есть специально организованная зона в кабинете психолога, где стоят световые столы, набор аксессуаров для рисования, магнитофон.

Для рисования песком используют световой стол - полупрозрачная матовая поверхность, за которой находится подсветка. Стол имеет бортики, около 3 см, чтобы песок не высыпался. Благодаря многоцветной диодной подсветке, современные модели световых столов позволяют создать любое цветовое настроение для каждого занятия.

Если нет светового стола, рисовать песком (мелкой солью, манкой) можно на любой горизонтальной гладкой темной поверхности.

Дли рисования лучше выбирать кварцевый песок, он очень мелкий, приятный на ощупь, дает расслабляющий и успокаивающий эффект. Такая фракция песка позволяет прорисовать мелкие детали. Можно использовать более крупный и цветной песок, он способствует активизации и обладает возбуждающим эффектом. Для детей до 3 лет лучше использовать манную или кукурузную крупу, и занятия проводятся совместно с родителями.

Чтобы разнообразить рисунки и получить разную фактуру, можно использовать различные предметы: кондитерский мешок, художественные кисти, деревянные палочки, шпажки, зубочистки, разнообразные скребки, трафареты, игрушечные грабли, ситечко, трубочки, массажные мячи, расческу, визитку и многое другое. Для создания своих рисунков детям очень нравится использовать различные стеклянные камешки и фигурки. Они эффектно смотрятся благодаря подсветке светового стола.

Для создания атмосферы, соответствующей тематике занятия, можно использовать в качестве фона музыку. Это может быть релаксационная музыка или детские песни, а так же записи звуков природы.

Этапы и техники рисования на песке

1 этап. Знакомство с песком. Основными задачами данного этапа являются: тактильное знакомство детей с песком и введение правил работы в песочнице.

Правила игры в песочнице:

· песок должен оставаться в песочнице;

· шалить и баловаться с песком нельзя;

· нельзя брать песок в рот и бросать его в других людей;

· после игры нужно помочь песочной фее вернуть все игрушки на места;

· после игр с песком надо обязательно помыть ручки.

Упражнение «Здравствуй песок!»

«поглаживание» песка:

- дотрагиваемся до песка поочередно пальцами одной руки, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно;

- дотрагиваемся до песка всей ладошкой – внутренней, а затем тыльной стороной;

«посыпание»: легко, а затем с напряжением сжимаем кулачки с песком, затем медленно высыпаем струйкой в песочницу;

«перетирание»: перетираем песок между пальчиками, ладонями.

Старшие дети описывают и сравнивают свои ощущения: «тепло-холодно», «приятно-неприятно» и т.п.

2 этап. Знакомство с техниками рисования на песке.

Основные задачи данного этапа: знакомство с основными техниками рисования на песке; решение поставленных конкретных задач (обучающих, коррекционно-развивающих, диагностических).

Техники, используемые для подготовки песочницы к работе:

«песочная волна» - ребром ладони песок рассыпается по песочнице;

«засыпание песочницы» - внутренней стороной ладоней обеих рук засыпаем и разравниваем песок ;

«тучки и дождик» - набираем песок в кулачки (тучка), затем «просеиваем» по поверхности песочницы (пошел дождик);

«щепотка» - набираем песок в щепотку и «солим» поверхность песочницы;

«ковш» - ладошки превращаются в «ковш» экскаватора и «собирает» песок с поверхности песочницы;

«волна» (резким движением ладони рассыпаем песок из кучки лежащей с краю стола).

Основные приёмы рисования песком:

- насыпание: из ладони, из кулачка, из пальцев;

- втирание: пальцем, несколькими пальцами, симметрично двумя руками, ребром ладони, ладонью, кулачком, ребром большого пальца, рисование мизинцем;

- процарапывание: палочкой, картоном, кистью;

- отпечаток: предметов, трафаретов, ладоней;

- точечное рисование:

«следы» - кончиком указательного пальчика постукиваем по поверхности песка, затем можно чередовать пальчики на правой и левой руке;

«снег» - медленное постукивание, дает расслабляющий эффект;

«вьюга» - быстрое интенсивное постукивание всеми пальчиками обеих рук - активизирует;

«дождик» - дотрагиваемся до песка поочередно пальцами одной руки,  потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно.

- Рисование линиями:

«ливень» - поочередно кончиками пальцев одной руки, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно рисуем сверху вниз линии прямые или наклонные;

«царапки» - поочередно напряженными кончиками пальцев одной руки, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно рисуем линии в разных направлениях и различной толщины;

«трава» - пальцы одной руки зажаты в щепотку, затем «щепотка раскрывается» снизу вверх, потом тоже самое другой рукой, а затем одновременно двумя руками;

«забор» - поочередно кончиком пальца одной руки, потом второй руки, затем двумя пальцами одновременно рисуем сверху вниз или снизу вверх прямые линии;

«волна» - поочередно кончиками пальцев одной руки, затем всеми пальцами одновременно рисуем волнистые;

«причесывание» - пальцы превращаются в «гребешок» и, как бы, «причесывают» поверхность песка в различных направлениях, темпе, нажимом;

«зебра» - ребром любого пальчика делаем четкие, ритмичные отпечатки на поверхности песка.

- Техника «следы»:

«ладошка» - ладонью одной руки, затем другой руки, потом одновременно двумя руками с силой надавливаем на песок;

«пяточка» - кулачком одной руки, затем другой руки, потом одновременно двумя руками с силой надавливаем на песок.

- Техника «круги»:

«окружность» - круговым движением указательного пальца прорисовываем окружность на поверхности песка;

«спираль» - круговыми движениями указательного пальца прорисовываем повторяющиеся окружности с увеличением или уменьшением амплитуды

«озеро» - круговыми движениями руки, сжатой в кулак прорисовываем повторяющиеся окружности, как бы, расчищая поверхность от песка;

«солнце» - песок набираем в щепотку и, подняв руку на определенную высоту (чем выше, тем больше «солнце»), начинаем медленно «солить» расчищенную поверхность песочницы.

3 этап. Песочные истории и сказки.

На данном этапе задачи следующие: развитие творческого потенциала детей, и так же остается решение поставленных конкретных задач. Можно предложить детям прорисовать пальчиковые гимнастики, стихи и сказки, либо сочинить собственные истории.

В результате использования рисования песком в работе с дошкольниками можно увидеть следующее: песочное рисование стабилизирует эмоциональное состояние ребенка, развивает тактильно-кинестетическую чувствительность, мелкую моторику, речь, произвольность внимания и память. В ходе проведения занятий дети начинают прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, получая первый опыт саморефлексии, учатся понимать самих себя и других людей.

 

Список литературы:

1. Песочное рисование. Алёна Войнова. Ростов н/Д: Феникс, 2014. ‑ 109с.

2. Занятия с детьми 3-7 лет по развитию эмоционально-коммуникативной и познавательной сфер средствами песочной терапии/ авт.-сост. М.А. Федосеева. ‑ Волгоград: Учитель, 2016. ‑ 122с.

3. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста: Конспекты занятий. Картотека игр. Епанчинцева О.Ю. ‑ СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2015. ‑ 80с.

4. Юнгианская песочная психотерапия. Штейнхардт Ленор. ‑ СПб.: Питер, 2001. ‑ 320 с.

5. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. ‑ СПб.: ИСПП, 1998 ‑ 50с.

6. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница. Мариелла Зейц. ‑ М.: ИНТ, 2010 ‑ 94с.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN