Использование инновационных педагогических технологий в образовательной деятельности

Дата публикации: 2021-02-19 15:12:08
Статью разместил(а):
Дегтяренко Наталья Вячеславовна

Использование инновационных педагогических технологий в образовательной деятельности

Using innovative pedagogical technologies in educational activities 

 

Автор: Дегтяренко Наталья Вячеславовна

МОУ "Детский сад № 362", Волгоград, Россия.

E-mail: dom7061076@mail.ru

Degtyarenko Natalia

Kindergarten No. 362, Volgograd, Russia.

E-mail: dom7061076@mail.ru

 

Аннотация: Статья посвящена использованию инновационных педагогических технологий в образовательной деятельности в ДОУ.

Abstract: The article is dedicated to the use of innovative pedagogical technologies in educational activities in the kindergarten.

Ключевые слова: инновация, технология, образовательная деятельность, детский сад.

Keywords: innovation, technology, education, kindergarten.

Тематическая рубрика: дошкольное образование.

 

Инновацияэто нововведение. Постоянные изобретения и поиск позволяют сказать, что образование всегда было инновационной областью, а появление информационных технологий в образовании открыло целый ряд различных инновационных направлений. Педагогическая инновация – введение нового в педагогическую деятельность, изменения в целях, содержании, методах и формах обучения и воспитания, целью которых является повышение эффективности совместной деятельности учителя и учащегося.

Технология происходит от греческого слова «мастерство, искусство» и «закон, наука» - это наука о мастерстве.

Любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей! А построение педагогического процесса с ориентацией на личность ребёнка содействует его благополучному существованию, а значит и здоровью.

Инновационная деятельность – это внедрение новых современных технологий в сферу образования. Основная цель инновационной деятельности в образовании – улучшение способности педагогической системы образования научиться  достигать качественно более высоких результатов образования.

Признаком современного образования выступает нововведений – планов, стратегий и моделей их практического внедрения.

Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных условиях. Педагогические инновации могут либо изменять процессы воспитания и обучения, либо совершенствовать. Инновационные технологии сочетают креативные технологии и стереотипные элементы образования, доказавшие свою эффективность в процессе педагогической деятельности. Таким образом, инновационные технологии в ДОУ направлены на создание современных компонентов и приемов, основной целью которых является модернизация образовательного процесса.

Инновационные теxнологии предполагают:

· повышение уровня мотивации к учебному труду;

· формирование высокого уровня развития обучающихся на основе включения их в постоянную усложняющуюся деятельность при активной поддержке учителя;

·постоянное повторение, систематизация знаний проговаривание вместе с учителем;

· ведущая роль – формирование доброжелательной атмосферы, создание позитивного отношения к учению посредством индивидуального отношения к каждому суворовцу;

· создание когнитивной схемы мышления;

· воспитание чувства собственного достоинства, в основе – дифференциальный подход;

· хорошее знание теоретического материала - успешность обучения;

· создание проблемной ситуации;

· работа с одаренными детьми.

Потенциал инноваций  измеряется по степени новизны его предметного содержания на два типа:

1) радикальные нововведения, которые открывают принципиально новые средства удовлетворения новых или уже известных потребностей, вносят качественные изменения в способы человеческой деятельности,

2)модифицирующие нововведения, обеспечивающие совершенствование существующих практических средств, для быстрого удовлетворения текущих изменений общественных потребностей. Существуют новшества, состоящие из отдельных, уже известных элементов, каждый из которых представляет собой модифицированное новшество. Но в своём сочетании эти элементы никогда не применялись, и их найденная комбинация дала новый эффект. Примеры таких новшеств можно найти в опыте многих учителей-новаторов: С.Н. Лысенковой, И. П. Волкова, Е.И. Потаповой и др.

Инновационность образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении заключается в целенаправленном внедрении в воспитатение и обучение новых технологий, способствующих эффективному развитию детей дошкольного возраста.

Технологии инновационные образовательные и их идея:

Экспериментальная деятельность является одной из любимых дошкольниками, ведь в детях заложено самой природой проводить опыты, исследовать что-то новое. Заключительным этапом любой проделанной работы является подведение итогов и формулирование выводов. Словесный метод — привычный для этого способ. Новаторским является использование так называемых карточек фиксации результатов, которые в последнее время становятся всё более популярными. Это графический метод. Оформленная таким образом информация легче запоминается.

Технология метода проектов. Направить познавательную деятельность воспитанников на определенный и запланированный результат, который получается при решении той или иной теоретически или практически значимой проблемы. Развивать самостоятельность, исследовательское поведение, познавательную и творческую активность детей. Стимулировать и развивать детскую инициативу.  Целью проектно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста выступает становление у воспитанников научно-познавательного, практически-деятельного, эмоционально-нравственного отношения к действительности.

Технология проектной деятельности позволяет формировать активную, самостоятельную и инициативную позицию ребенка и поддерживать устойчивый познавательный интерес.

Личностно-ориентированная технология - это создание условий для стимулирования развития индивидуальности, личностных качеств, помощь в самовыражении, максимальное развитие познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности. Эти технологии направлены конкретно на определенного ученика, развитие его способностей. При таком обучении учащийся рассматривается как отдельный субъект и его цели и потребности выдвигаются на первый план.

При применении данных инноваций педагогом используются методы разноуровневого, модульного обучения, «коллективного взаимообучения». Такая технология помогает в создании творческой атмосферы в непосредственно познавательной деятельности, а так же создает необходимые условия для развития индивидуальных способностей детей.

Информационно-коммуникационные технологии - это использование информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в ДОУ для создания единой информационной среды, повышение качества образования. Согласно новым требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, внедрение инновационных технологий призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний.

Одним из инновационных направлений являются компьютерные и мультимедийные технологии. Применение информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании становится все более актуальным, так как позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме развить логическое мышление детей, усилить творческую составляющую учебного процесса.

Новые информационные технологии, являющиеся важным фактором обогащения интеллектуального и эмоционального развития ребенка, катализатором развития его творческих способностей, могут входить в дошкольное образование наравне с традиционными средствами развития и воспитания детей через игру, конструирование, художественную и другие виды деятельности, но ни в коем случае не могут их заменять.  

На сегодняшний день информационно – коммуникационные технологии занимают всё большее и большее место в образовательном процессе. Главным преимуществом этих технологий является наглядность, так как большая доля информации усваивается с помощью зрительной памяти, и воздействие на неё очень важно в обучении. Информационные технологии помогают сделать процесс обучения творческим и ориентированным на учащегося. ИКТ используются с применением образовательных и обучающих программ, создаются презентации, используется мультимедийное оборудование для показа видео по различным темам.

Технология «ТРИЗ» - это формирование у детей творческого мышления, т.е. восприятие творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.

Принципиальное отличие ТРИЗ от общепринятых традиционных методов обучения и воспитания — стремление сформировать эвристический навык самостоятельного поиска ответов на вопросы, обнаружения проблемного зерна задачи, а не автоматического и бездумного воспроизведения алгоритма, предложенного взрослыми. Алгоритм решения любых задач выстраивается в определённой логической последовательности.

Грамотная формулировка задачи, выявление проблемы (разгадывая загадки, расшифровывая метафоры, дети самостоятельно определяют задачи). Выявление и осмысление противоречий (хорошо-плохо, добрый-злой). Определение ресурсов (дети выясняют, что умеет делать объект, какие действия совершает).

Достоинства использования элементов ТРИЗ:

- является универсальным инструментарием, применимым во время обязательных занятий, игровой деятельности, режимных моментов;

- позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребёнка;

- стимулирует взаимообмен оригинальными идеями;

- помогает почувствовать вкус успеха в достижении поставленных целей;

- стимулирует творчески активное самостоятельное мышление;

- развивает детскую фантазию, которая находит воплощение в игровой, практической, художественной деятельности; помогает сформировать личность, способную предложить нестандартное решение, найти выход из затруднительной ситуации, помочь другим взглянуть на проблему под иным углом зрения.

Применение лэпбука или интерактивной папки - это самодельная книжка-раскладушка, в которой могут присутствовать всевозможные элементы: кармашки, дверки, конверты и т. д. Лэпбук является результатом совместной деятельности педагога и детей. В нём собирается материал по конкретной теме. Этот метод предоставляет ребёнку возможность самому проводить ознакомление с наглядным материалом — он решает, как взаимодействовать с лэпбуком, складывает и открывает определённые детали по своему желанию.

Лэпбук поможет закрепить пройденный материал, а также периодически напоминать о нём в дальнейшем. Такая интерактивная папка часто используется на завершающем этапе проектной деятельности. Лэпбук хорошо подходит для применения в разновозрастных группах. Тему для лэпбука можно выбрать абсолютно любую.

Кейс-технология – техника обучения, при которой используется описание реальной ситуации. Дошкольники должны изучить ситуацию, разобраться в проблеме, изложенной в ситуации, а затем предложить воспитателю возможные пути решения и совместно со взрослым выбрать самый оптимальный путь выхода из проблемы.

Проблемные занятия. Использование проблемных ситуаций в работе с дошкольниками положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей.

Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у слушателей новых качеств и умений.

Кейс должен удовлетворять следующим требованиям:

• соответствовать четко поставленной цели создания;

• иметь соответствующий уровень трудности;

• иллюстрировать типичные ситуации;

• развивать аналитическое мышление;

• провоцировать дискуссию;

• иметь несколько решений.

Кейс включает в себя:

• ситуацию – случай, проблема, история из реальной жизни;

• контекст ситуации – хронологический, исторический, контекст места, особенности действия или участников ситуации;

• комментарий ситуации, представленный автором;

• вопросы или задания для работы с кейсом;

• приложения.

Здоровьесберегающие технологии - основная цель которых, формировать у дошкольников представление о значимости физического и психического здоровья человека; воспитывать умение беречь и укреплять своё здоровье. Достигнуть этих целей возможно путем решения следующих задач:

· воспитывать у дошкольников культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья;

· развивать психические и физические качества и проводить профилактические мероприятия, способствующие укреплению здоровья дошкольников;

· обучать дошкольников пониманию смысла здорового образа жизни и её ценности и ценности жизни других людей.

В зависимости от поставленных в учреждении целей здоровьесберегающие технологии могут быть по-разному реализованы:

· направленность на сохранение здоровья и реализовываться медицинским персоналом: контроль за питанием, мониторинг здоровья, обеспечение здоровьесберегающей среды;

· направленность на физическое развитие ребенка посредством различных видов гимнастик (дыхательная, пальчиковая, ортопедическая), закаливания, динамических пауз, стретчинга, альтернативных способов и др.;

· знакомство с культурой здоровья;

· обучение здоровому образу жизни через коммуникативные игры, игровые сеансы, логоритмику, физкультурные занятия;

· коррекция и реализация здоровьесберегающих технологий через арт-, сказко-, цветотерапию.

Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Одним из важнейших аспектов эффективного образования является комфортная, благожелательная обстановка во время занятий. К психологически устойчивому функционированию стремятся абсолютно все педагоги. Это помогает снизить барьер между педагогом и ребёнком, а значит, раскрыть творческие способности каждого воспитанника.

Технология «Портфолио дошкольника» помогает увидеть картину значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ребенка в широком образовательном контексте, показать его способность практически применять приобретенные знания и умения.

Портфолио дошкольника — это прежде всего копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятель­ности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобраз­ный маршрут развития ребенка. Портфолио дошкольника может быть как формой эффективного оценивания творче­ских достижений ребенка, так и способом развития его спо­собностей. Существует ряд функций портфолио: диагности­ческая (фиксирует изменения и рост за определенный период времени), содержательная (раскрывает весь спектр выполняе­мых работ), рейтинговая (показывает диапазон умений и на­выков ребенка) и др. Процесс создания портфолио является своего рода педагогической технологией.

Использование такой формы оценки учебных достижений, как портфолио дошкольника, позволяет воспитателю создать для каждого воспитанника ситуацию переживания успеха.

Педагогическая технология развивающих игр (блоки Дьенеша, счетные палочки Кюизенера, игры Воскобовича, В.Кайе). Развивать логическое мышление, комбинаторные и конструкторские способности,  познавательную активность, творческую фантазию и воображение. Метод игр позволяет заинтересовать учеников, завлечь. А в результате получить необходимые знания, усвоить информацию.

Использование игровых технологий обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении. Так включение игровых моментов делает процесс обучения более интересным, создает у обучающихся хорошее настроение, облегчает преодоление трудностей в обучении. Всё это направлено на расширение кругозора обучающиx, развитие их познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков.

Мониторинг интеллектуального развития. Введение данной технологии позволяет анализировать и диагностировать степень усвоения учебного материала каждым учащимся при помощи тестирования. По их результатам строится график динамики успеваемости. Это наглядное представление помогает учителю выявить проблемные темы для каждого ученика, а затем применить к каждому личностно-ориентированные технологии.

Введение такой оценочной системы позволяет мотивировать к саморазвитию, постановке и достижению целей, развивать самооценку и ответственность. В соответствии со стандартами в итоговую оценку ребенка должна быть включена накопленная оценка, характеризующая динамику индивидуальных образовательных достижений. Мониторинг – производная форма латинского monitor, означающая осуществление действия, которое направленно на реализацию таких функций как наблюдение, контроль и предупреждение. Педагогическим мониторингом называют форму организации, сбора, обработки, хранения и распространения данных о деятельности педагогической системы. Данная форма обеспечивает слежение за состоянием педагогической системы и позволяет спрогнозировать ее развитие.

Сравнительная характеристика традиционной и инновационной технологии

 

Критерий

Традиционная форма

Инновационная форма

Цель

Усвоение установленного программой материала

Научить учиться (поиск, обработка и анализ данных)

Место педагога

педагог – источник знаний

педагог – консультант

Формы предоставления знаний

Готовая информация с преобладанием вербальных и текстовых форм

Самостоятельная работа, игровые формы, наглядное представление

Использование знаний

Типовые задания

Применение полученных знаний в реальных условиях

Преобладающая форма учебной деятельности

Фронтальная и индивидуальная

Коллективная или/и групповая учебная деятельность

На примере анализа работы мы видим разницу между привычной (традиционной) и инновационной технологиями обучения. Из анализа данных таблицы видно, что все основные характеристики образовательного процесса при применении инновационного подхода к процессу обучения претерпели изменения. В настоящее время акценты сместились с личности педагога на личность обучающего, а главной целью образовательного процесса является воспитание разнонаправленной личности, способной адаптироваться к изменениям внешнего мира. Такой подход дает возможность каждому ребёнку в подходящем для него темпе и на том уровне, который соответствует его способностям развиваться и обучаться.

 

Литература:

1. Атемаскина Ю.В. Современные педагогические технологии в ДОУ. - М.: Детство-Пресс, 2011.

2. Кудина Я.В. Инновационные технологии, применяемые в ДОУ.

3. Алексеева Л.Н. Инновационные технологии в детском саду. Инновационные технологии как ресурс эксперимента.

4. Подымова Л.С. Педагогика: Инновационная деятельность.

5. Загвязинский В.И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука.

6. Козлов С.Д. Роль образования в современном обществе.