Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Формирование современных компетенций у детей старшего дошкольного возраста

Дата публикации: 2021-02-22 13:33:56
Статью разместил(а):
Кузнецова Анна Михайловна

Формирование современных компетенций у детей старшего дошкольного возраста путем внедрения учебно-методического пособия «Детская универсальная STEAM-лаборатория» в образовательный процесс ДОО

Formation of modern competencies in older preschool children through the introduction of the educational and methodological manual "Children's Universal STEAM-Laboratory" in the educational process of preschool educational institutions

 

Автор: Кузнецова Анна Михайловна

МДОУ "Детский сад № 13 "Звездочка", г. Углич, Россия.

e-mail: ann.kuznetsova2.0@gmail.com

Kuznetsova Anna Mihaqlovna 

Kindergarten № 13, Uglich, Russia.

e-mail: ann.kuznetsova2.0@gmail.com

 

Аннотация: В этой статье автор описывает теоретические основы работы по формированию современных компетенций у детей дошкольного возраста, роль STEM-образования в их формировании. Применение учебно-методического пособия «Детская универсальная STEAM-лаборатория» как технологии формирования современных компетенций у обучающихся, а также свой опыт работы с УМП «Детская универсальная STEAM-лаборатория».

Abstract: In this article, the author describes the theoretical foundations of the work on the formation of modern competencies in preschool children, the role of STEM education in their formation. The use of the training manual "Children's universal STEAM-laboratory" as a technology for the formation of modern competencies among students, as well as their experience with the UMP "Children's universal STEAM-laboratory".

Ключевые слова: современные компетенции, STEM-образование, STEAM-лаборатория, дошкольный возраст.

Keywords: modern competencies, STEM education, STEAM lab, preschool age.

Тематическая рубрика: дошкольное образование.

 

 

Система образования в России находится на этапе модернизации, одним из основных приоритетов которого является повышение качества образования, приведение его в соответствие с мировыми стандартами. Значительное внимание при этом уделяется формированию у подрастающего поколения компетенций «будущего» - практических знаний и навыков, которые позволят молодому человеку в полной мере реализовать себя, успешно выстраивать диалог о цифровом мире с цифровым поколением, овладеть профессиями, которые будут востребованы через 5-10 лет, и быть конкурентноспособным.

Проблема формирования комплекса современных компетенций приобретает особое значение в дошкольном возрасте, поскольку именно в раннем детстве головной мозг обладает нейропластичностью, позволяющей воспринимать огромный объем информации и продуктивно работать с ней. Современные ученые считают, что в первые семь лет жизни ребенок приобретает столько, сколько не сможет приобрести за всю последующую жизнь, и упущения в этом возрасте не наверстываются впоследствии. Именно этот возраст крайне важен для становления у обучающихся прочного фундамента, представляющего основу формирования «гибких» навыков и актуальных компетенций. 

Деятельность дошкольников очень разнообразна: дети постоянно изобретают, творят, фантазируют и порождают новые, интересные, уникальные по своему замыслу идеи. Необходимо создать условия для того, чтобы дети имели возможность воплощать собственный замысел и использовать возникающие идеи для саморазвития, самосовершенствования, наращивания собственного потенциала. Итогом такого взаимодействия с дошкольниками станет благополучная социализация каждого ребенка и детского сообщества в целом.

Формирование у детей современных компетенций – одно из наиболее важных направлений образования как в России, так и в целом во всем мире. По прогнозам ученых, порядка 65% современных детей вырастут, овладев профессиями, которых в настоящее время не существует. И будущим специалистам потребуются знания, интегрированные из самых различных областей науки, технического творчества и инженерии.

Дошкольный период, как указывают известные психологи и педагоги (М.Б. Калашникова, А.Н. Леонтьев, М.В. Крулехт, И.А. Рыбалова и др.), является наиболее благодатным для формирования у детей начал ключевых компетентностей.

Важность формирования ключевых компетенций у детей начиная с раннего возраста обоснована современными исследованиями в области нейропластичности головного мозга детей дошкольного возраста. Как отмечает Лоуренс Чоу, доктор медицины, доктор психологии, «Нейропластичность является самой сильной в течение первых пяти лет нашей жизни. В этот ранний критический период пластичности, зависящей от активности, нейронные связи формируются очень быстрыми темпами. Это «окно» повышенной пластичности дает нам бесценную способность учиться с огромной легкостью ... В этот критический период нам нужно получить базовый социальный опыт и мультисенсорную стимуляцию, иначе мы рискуем стать неспособными приобрести более продвинутые навыки и способности в дальнейшем» (Лоуренс Чоу, «Нейропластичность и психическое здоровье: наш путь вперед»). Целесообразность раннего научно-технического и творческого развития ребенка, основанного на сверхактивном формировании синопсисов в течение первых 7 лет, подтверждают также современные исследования в области макроэкономики.

Таким образом, поиск эффективных средств формирования современных компетенций у детей дошкольного возраста представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения.

Важность и актуальность рассматриваемой проблемы позволили определить цель и задачи работы.

Цель: создание условий для формирования у детей дошкольного возраста современных компетенций. 

Задачи:

1. Формировать у детей дошкольного возраста базовые основы личности, позволяющие успешно адаптироваться к жизни в цифровом обществе.

2. Осуществлять подготовку детей к жизни в постоянно меняющихся условиях: справляться с социальными вызовами, использовать технологии, востребованные в будущем.

3. Формировать у детей интерес к научно-техническому творчеству, развивать потребность в активном познании окружающей действительности.

Содержание современных компетенций.

Роль STEM-образования в формировании современных компетенций у обучающихся.

Компетенция – совокупность определённых знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлён и имеет практический опыт работы. (Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике М.: Высшая школа, 2004 год.) Компетентность – владение, обладание обучающимся соответствующей компетенцией, уже состоявшееся качество личности (совокупность качеств) человека и минимальный опыт деятельности в заданной сфере.

Для методики дошкольного образования значимым является понятие ключевые компетенции – необходимость их формирования определена ФГОС ДО, а уровень их сформированности определяет уровень подготовленности ребенка к обучению в школе. Отличительной особенностью формирования и реализации ключевых компетенций в дошкольном возрастеявляется целостность процесса теоретического освоения знаний и применения полученных знаний. Ключевые компетенции формируются в ходе всего воспитательно-образовательного процесса, в разных видах активной детской деятельности: игровой, исследовательской, коммуникативной, учебно-познавательной, трудовой и др. Эти условия в равной мере применимы и к процессу формирования у детей современных компетенций.

О каких же современных компетенциях идет речь? В первую очередь это компетенции, связанные с цифровой грамотностью и развитием технического мышления, технического творчества.

Убедиться в этом позволяют данные Национального центра цифровой экономики. Этот Центр в 2018 году провел масштабное исследование «Ключевые компетенции в цифровой экономике» и, опираясь на   данные Атласа новых профессий, выделил три блока компетенций: надпрофессиональные, цифровые и информационные компетенции и сквозные компетенции. Перечислим некоторые из них, представляющие интерес для нашей работы:

· работа со знаниями и информацией;

 · системное мышление (умение определять сложные системы и работать с ними);

· работа в режиме высокой неопределенности и многозадачности (умение быстро принимать решения, реагировать на изменение условий работы, умение распределять ресурсы и управлять своим временем);

· программирование / робототехника / искусственный интеллект;

· бережливое производство;

· экологическое мышление;

· работа с людьми;

· управление проектами.

Применительно к ступени дошкольного образования в свете раскрываемой темы считаем важным более подробно раскрыть содержание информационной и технологической компетентности. 

Информационная компетентность представляет собой готовность ребенка принимать окружающую действительность как источник информации, способность распознавать, обрабатывать и использовать критически осмысленную информацию для планирования и осуществления своей деятельности.

1. Умение ориентироваться в некоторых источниках информации (книги, предметы искусства, игрушки, рассказ сверстника, рассказ взрослого, телевидение, видеофильмы и т.д.).

2. Умение делать выводы из полученной информации.

3. Умение понимать необходимость той или иной информации для своей деятельности.

4. Умение задавать вопросы на интересующую тему.

5. Умение получать информацию, используя некоторые источники.

6. Умение оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением и окружающей средой.

Технологическая компетентность определяется как готовность ребенка к пониманию инструкции, алгоритма деятельности, к четкому соблюдению технологии деятельности.

1. Умение ориентироваться в новой, нестандартной для ребенка ситуации.

2. Умение планировать этапы своей деятельности.

3. Умение понимать и выполнять алгоритм действий.

4. Умение устанавливать причинно-следственные связи.

5. Умение выбирать способы действий из усвоенных ранее способов.

6. Умение использовать способы преобразования (изменение формы, величины, функции по воссозданию, аналогии и т.д.).

7. Умение понимать и принимать задание и предложение взрослого.

8. Умение принимать решение и применять знания в тех или иных жизненных ситуациях.

9. Умение организовать рабочее место.

10. Умение доводить начатое дело до конца и добиваться результатов.

Представленная выборка ключевых сквозных, как их называют авторы исследования, компетенций указывает на необходимость становления новой системы образования, требующей от нас создания условий и возможностей для самореализации каждого ребенка, поиска новых технологий, обновления содержания образования.

Решая задачу формирования у детей современных компетенций, педагоги все чаще прибегают к идеям и технологиям STEМ-образования, в основу которого положены междисциплинарный подход, инженерно-научное творчество и геймифицированные технологии.

STEM-образование – это актуальное и одно из наиболее перспективных, востребованных направлений образования. STEM - это аббревиатура: S (science – наука), T (technology) – технологии, E (engineering) – инженерия, M (mathematics) – математика. Через практические занятия показывает детям применение научно-технических знаний в реальной жизни и подготавливает детей к технически развитому современному миру: учит быстро ориентироваться в огромном потоке информации, эффективно реализовывать полученные знания в жизни, успешно начать строить диалог о цифровом мире с «Цифровым поколением».

Ведущая составляющая STEM-обучения — это научно-техническое творчество, экспериментально-инженерная деятельность.

Через игровые формы дети знакомятся с основами алгоритмизации и программирования и приобретают элементарные математические, инженерные навыки.

Учебно-методическое пособие «Детская универсальная STEAM-лаборатория» как технология формирования современных компетенций у обучающихся 

Одним из инструментов SТЕМ-образования, предоставляющим возможности формировать у подрастающего поколения современные компетенции, востребованные в цифровом обществе, начиная с дошкольного возраста, является учебно-методическое пособие «Детская универсальная STEAM-лаборатория» (S (science – наука), T (technology) – технологии, E (engineering) – инженерия, A (art) – искусство, M (mathematics) – математика), разработанное Е.А. Беляк, руководителем Центра развития STEAM-образования.

Это новая оригинальная методика конструирования искусственной обучающей среды для детей дошкольного возраста по направлению «Babyskills» с акцентом на исследовательскую и проектную деятельность. Основу учебно-методического пособия составляют междисциплинарный подход, инженерно-научное творчество и геймифицированные технологии.

STEAM-лаборатория включает в себя 5 программ, которые внедряются последовательно, от простого к сложному: основы чтения, основы программирования, основы математики и теории вероятности, основы картографии и астрономии, основы криптографии.

Длительность занятий по STEAM-лаборатории – 35 недель.

Занятия по трем программам - «Основы программирования», «Основы математики и теории вероятности», «Основы картографии и астрономии» - проводятся по 25 минут 26 недель. Занятия по программе «Основы чтения» проводятся ежедневно, параллельно с этими программами в течение 26 недель.

Потом в течение 9 недель проводятся только занятия по 25 минут по программе «Основы криптографии».

Занятия по программам имеют общую сюжетно-ролевую историю. Сквозным персонажем является Микибот – программируемый робот. У Микибота есть своя легенда: он робот, созданный на далекой планете, где живут умные мышки. Они решили изучить вселенную и для этого создали робота. Микибот должен найти обитаемые планеты – это Земля, познакомиться с ее жителями и все про них узнать.

Роль робота в пособии: обучает детей программированию, будучи сам объектом обучения для детей. Особенность пособия заключается в смене привычных для нас позиций: не воспитатель учит детей, а дети обучают робота в процессе реализации пособия.

При использовании данного учебно-методического пособия очень важным является принятие новой позиции педагога: воспитатель становится заведующим лаборатории, а дети – его коллегами, лаборантами. Подобный подход позволяет детям почувствовать свою значимость и причастность к важным «взрослым темам» и повышать мотивацию к обучению.

Реализация учебно-методического пособия может послужить основой для перспективного формирования кадрового потенциала высококвалифицированных специалистов в области технологий, инженерии, математики, специалистов по кибербезопасности, картографии, военно-промышленного, космического комплекса.

Содержание деятельности по формированию у детей современных компетенций с использованием УМП «Детская универсальная STEAM-лаборатория»

Работу по внедрению Детской универсальной STEAM-лаборатории в образовательный процесс я начала с детьми 5-7 лет. В соответствии со структурой учебно-методического пособия и рекомендациями авторов начала работу по реализации двух параллельно внедряемых программ: «Основы чтения» и «Основы программирования». Занятия по программе «Основы чтения» выстраивала по алгоритму, предложенному авторами УМП: ежедневная работа с карточками со словами 4 раза по 1 – 3 минуты– итого занятия по программе «Основы чтения» длятся по 7 минут в день.

Работа по программе «Основы программирования» была начата со знакомства детей с пошаговыми действиями – программами. Сначала их формулировали и выполняли сами дети (этап «Игра в роботов»), затем воспитанники познакомились с уникальным роботом Микиботом, являющимся связующим элементом для всех программ пособия. Взаимодействуя с роботом, дети постигли азы алгоритмизации и программирования, приобрели представления о том, что любые наши действия, в том числе творческого характера, например, танец, это программы, включающие в себя определенную последовательность шагов, действий. Обучение детей основам программирования проходило в форме игры, непринужденных творческих занятий: «Микибот гуляет по городу», «Микибот за городом», «Микибот на рыбалке», «Микибот на вечеринке», «Что ты можешь, Микибот?», «Микибот на конкурсе талантов» и др. Особенность занятий по учебно-методическому пособию заключается в сочетании междисциплинарного научно-технического и творческого подходов. Так, изучив тему «Роботы – кто это?» и убедившись в главенствующей роли человека над роботами (это человек создает робота, наделяя его функциями помощника для людей), дети создают коллективный творческий проект – образ супер-робота. Творческим проектом – необычное фото на память – было завершено и занятие «Микибот, знакомься: это я!».

Учебно-методическое пособие «Детская универсальная STEAM-лаборатория» предполагает не только реализацию занятий, разработанных его авторами в рамках 5 программ, но и позволяет педагогам, используя освоенную технологию, наполнять образовательный процесс новым содержанием. Сущность таких занятий такова, что дети могут «обучать» робота Микибота всему, что нас окружает, таким образом, незримо для себя, более эффективно усваивать материал и получать практические навыки применения полученных знаний в жизни. Так, с использованием учебно-методического пособия мною были разработаны ряд занятий для детей 5-7 лет.

Специфика использования инновационного оборудования заключается в применении на занятии игровых познавательных полей для работы с программируемым роботом. Эти поля выполняются особым образом – их клетки должны соответствовать длине шага программируемого робота, именно по ним движется робот Микибот к тому или иному объекту в соответствии с программой, заданной ребенком. Для проведения разработанных занятий мною были созданы игровые поля соответствующей тематики.

Для оценки уровня эффективности реализации программ учебно-методического пособия планируется использовать диагностические материалы, разработанные творческой группой педагогов по внедрению инновационной деятельности в МДОУ.

Использование инновационного оборудования обязательно предполагает знакомство с ним родительской аудитории. С этой целью была разработана консультация для родителей для размещения на информационном стенде в приемной группы.

Кроме того, с учетом сложившейся эпидемиологической обстановки, разработаны материалы для родителей для использования в дистанционном формате – мастер-классы по использованию STEAM-проектов в работе с ребенком дома.

Ожидаемые результаты.

В данной работе представлен опыт по внедрению учебно-методического пособия в работу с детьми по формированию у них современных компетенций: проведены часть занятий по первой программе пособия «Основы программирования», параллельно были начаты ежедневные занятия по сквозной программе «Основы чтения» (с детьми, не владеющими навыками чтения). 

На основе содержания учебно-методического пособия мною была создана сводная таблица ожидаемых результатов освоения детьми 5-7 лет предметного материала.

На данном этапе реализации пособия можно говорить лишь о результатах первых занятий. У детей задания с программированием Микибота вызывают оживление, огромный интерес, они очень активны, каждому хочется запрограммировать игрушку. Наблюдения за деятельностью детей позволяют отметить, что мальчики усваивают материал по программе «Основы программирования» более эффективно. Уже сейчас мы можем отметить первые результаты работы по программе «Основы чтения»: действительно дети безошибочно распознают слова, с которыми они работали в течение недели.

Родители также отмечают повышенный интерес детей к STEAM-лаборатории.

Проведенное анкетирование родителей свидетельствует о необходимости и целесообразности организации глубокой, системной работы по формированию у воспитанников современных компетенций.

Я убедилась в необходимости продолжать данную работу, используя учебно-методическое пособие Е.А. Беляк «Детская универсальная STEAM-лаборатория» для формирования у детей современных компетенций.

 

Литература:

1. Беляк Е.А. Учебно-методическое пособие «Детская универсальная STEAM-лаборатория». – Ростов-на-Дону, 2019г.

2. Ярулина Л.П. Формирование ключевых компетенций дошкольников. - Молодой ученый. — 2009. — № 10 (10). — С. 385-387. 

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN