Развитие творческих способностей старшего дошкольника посредством аппликации
Развитие творческих способностей старшего дошкольника посредством аппликации
Development of creative abilities of the senior preschool child through application
Автор: Ерофеева Мария Михайловна
МБДОУ «Детский сад № 8», г. Арзамас, Россия.
e-mail: parusova.maria@yandex.ru
Erofeeva Maria Mikhailovna
Kindergarten No. 8, Arzamas, Russia.
e-mail: parusova.maria@yandex.ru
Аннотация: В этой статье автор пишет о том, как необходима аппликация для развития творческих способностей старшего дошкольника. Аппликация – продуктивный вид деятельности и содержит в себе большие возможности для развития творческих способностей, фантазии и воображения у ребенка.
Abstract: In this article, the author writes about how the application is necessary for the development of creative abilities of an older preschooler. Application is a productive activity and contains great opportunities for the development of creative abilities, imagination and imagination in the child.
Ключевые слова: аппликация, творческие способности, старший дошкольник.
Keywords: application, creativity, senior preschooler.
Тематическая рубрика: дошкольное образование.
Дошкольное детство – один из важных периодов в жизни детей и человека. Каждый ребенок, особенно в этом возрасте, является маленьким исследователем, который с огромным желанием и радостью открывает для себя удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее деятельность ребенка, тем успешнее и эффективнее проходит процесс разностороннего развития дошкольника. Благодаря этому процессу, реализуются потенциальные возможности и первые проявления творчества ребенка.
Развитие творческих способностей детей, исходя из индивидуальных особенностей, не может быть одинаковым, поэтому воспитателю необходимо предоставить каждому ребенку возможность самостоятельно проявить себя и получить удовольствие от творческого процесса создания чего-либо.
Начиная со старшего дошкольного возраста, развитие творческих способностей идет очень интенсивно. В тоже время, старший дошкольник осознает все свои действия и направленность у него идет на результат, хотя и сам процесс создания его интересует. Дошкольник старшего возраста с удовольствием соглашается на любые роли и исполняет их согласно отношениям в мире взрослых.
Одной из приоритетных задач дошкольного образования, согласно ФГОС ДО, является создание благоприятных условий развития детей, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, сверстниками, взрослыми.
Аппликация – один из видов продуктивной творческой деятельности. Именно аппликация - один из самых любимых видов изобразительной деятельности дошкольника. Особенностью этого вида деятельности является возможность детей активнее усваивать знания о строении предметов, размере, цвете, о плоскостной форме и композиции. В аппликации можно передвигать вырезанные формы, сравнивать, накладывая одну форму на другую. Благодаря этому, ребенок быстрее приобретает чувства цвета и композиции. Аппликация подразделяется на:
- предметную (несложный вид аппликации, который подразумевает вырезывание фигурок и наклеивание на основание. Изображение может быть, чего угодно: силуэт животных, растительный мир, явления неживой природы и т.д);
- декоративную (используется, чаще всего, для оформления альбомов, рамок, предметов домашнего быта и выражается узорами, орнаментом);
- сюжетную (вид аппликации, который включает в себя складывание деталей, взаимосвязанных с друг другом. Сюжет может отображать какое-либо событие и действие).
Также аппликация может подразделяться по цвету (цветная, одноцветная, черно-белая), объему (плоскостная, объемная) и материалу (бумага, ткань, природные материалы и т.д.).
Аппликация и все ее виды содержат большие возможности для развития творческих способностей, фантазии и воображения у старших дошкольников. Также формируются такие свойства личности у ребенка, как аккуратность, целенаправленность, настойчивость и трудолюбие.
Таким образом, аппликация имеет большое значение для обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста, а также является «толчком» для развития творческих способностей. Она способствует формированию и развитию многих личностных качеств личности, ее психических и эстетических возможностей, развитию творческого мышления и воображения, пространственного восприятия. Ведь если у ребенка есть хоть малейшие творческие способности, то ему будет гораздо легче учиться, трудиться, строить отношения с окружающими людьми, справляться с трудностями.
Список литературы:
1. Гусакова М.А. Аппликация: Пособие для педагогов дошкольного образования - М.: Просвещение, 2000.
2. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «ДЕТСТВО» / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.
3. Корчикова О.В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях (серия «Мир вашего ребенка»). – Ростов Н/Д: Феникс, 2002.